ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-405/14 от 28.02.2014 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

  дело № 2-405/14

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 28 февраля 2014 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

 председательствующего судьи Лебедевой О.Ю.

 при секретаре Корсаковой И.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению Томского транспортного прокурора в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Межрегионкомплект» об обязании исполнить обязанности, предусмотренные законодательством о пожарной безопасности, обязании заключить договор водопользования на участок акватории,

 УСТАНОВИЛ:

 Томский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском, указывая в его обоснование, что Томской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Межрегионкомплект» законодательства о внутреннем водном транспорте при постановке судов на зимний отстой. В ходе проверочных мероприятий установлено, что ООО «Межрегионкомплект» является собственником теплохода /марка1/ и плавкрана /марка2/. Указанные суда в межнавигационный период 2013-2014 гг. отстаиваются на акватории <адрес обезличен>, возле правого берега, согласно лоцманской карты р. Томи. При этом ООО «Межрегионкомплект» пользуется участком акватории внутренних водных путей (акватория <адрес обезличен>, возле правого берега) для размещения своих судов в межнавигационный период 2013-2014 гг. в отсутствие договоров водопользования, договоров на использование акватории водных объектов, а также с нарушением требований пожарной безопасности при организации отстоя судов. В ходе проведения проверки также выявлены нарушения правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Помимо этого, вышеперечисленные суда, собственником которых является ООО «Межрегионкомплект», находятся на участке акватории внутренних водных путей (акватория <адрес обезличен>, возле правого берега), в отсутствие права пользования участком акватории внутренних водных путей в указанном месте, в связи с отсутствием договора водопользования, согласно сведений Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 19.12.2013, согласно которых, ООО «Межрегионкомплект» договор на использование акватории водных объектов не заключало в связи с их отсутствием в списке водопользователей. При этом, ООО «Межрегионкомплект» согласовало пункт отстоя на <адрес обезличен>, согласно сведений ФБУ «Администрация Обского БВП». В связи с чем в нарушение п.9 ст. 10 КВВТ РФ, п.2 ч.1 ст.11 ВК РФ ООО «Межрегионкомплект» использует участок акватории водного объекта (акватория <адрес обезличен>, возле правого берега), в отсутствие права пользования участком акватории водных объектов в указанном месте, в связи с отсутствием договора водопользования. Таким образом, при несоблюдении ООО «Межрегионкомплект» правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, при не заключении ООО «Межрегионкомплект» договора водопользования, при наступлении тяжких последствий может создаться непосредственная угроза причинения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан и организаций, государству и обществу в целом, а также несоблюдение правил пожарной безопасности и условий водопользования может привести к загрязнению реки и причинению вреда окружающей среде. Ссылаясь на ст. 12 ГК РФ, истец просит обязать ООО «Межрегионкомплект» исполнить обязанности: разработать оперативный план пожаротушения судов в пункте отстоя; разработать план расстановки судов в пункте отстоя; разработать пояснительную записку к плану расстановки судов; оборудовать для обеспечения забора воды передвижными насосными установками и пожарными автомобилями на акватории прорубь (майну); вдоль береговой полосы пункта отстоя, по направлению движения к пожарным подъездам (пирсам), установить соответствующие указатели, на которых четко нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника; оборудовать подъезды к водоисточникам и проезды по территории пункта отстоя предупреждающими аншлагами «Пожарный подъезд (проезд) не загромождать» и соответствующими указателями направления движения к счалам судов; оборудовать пост пожарного инвентаря; на берегу против счала установить табличку с указанием наименований судов, места их в счале, а также места размещения постов пожарного инвентаря в счале; Обязать ООО «Межрегионкомплект» в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, заключить договор водопользования на участок акватории р. Томи (<адрес обезличен>) с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области., а также взыскать с ответчика государственную пошлину.

 Представитель истца, надлежащим образом извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился.

 Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд на основании ст. 233 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

 Изучив материалы дела, суд находит требования Томского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что ИФНС по г. Томску ООО «Межрегионкомплект» зарегистрировано в качестве юридического лица.

 В соответствии со ст. 2 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации законодательство в области внутреннего водного транспорта состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить данному Кодексу и иным федеральным законам.

 Статья 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, предусматривает, что нормативными документами по пожарной безопасности являются нормы и правила, содержащие требование по пожарной безопасности, правила пожарной безопасности.

 В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности -специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности -невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - это в том числе правила пожарной безопасности.

 Согласно п. 2 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденных Министерством транспорта РФ от 24.12.2002 г. N 158, Правила устанавливают требования пожарной безопасности на судах внутреннего и смешанного (река - море) плавания, находящихся в эксплуатации, ремонте и отстое, и обязательны для выполнения всеми судовладельцами и членами экипажей судов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Настоящие Правила распространяются на самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, на несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирские и наливные суда, паромные переправы.

 В судебном заседании установлено, что ООО «Межрегионкомплект» на праве собственности принадлежит самоходное, буксирное судно /марка1/; несамоходное, плавкран /марка2/, что подтверждается свидетельствами о праве собственности на судно <номер обезличен>, <номер обезличен>.

 В силу п. 5 Правил судовладельцы, капитаны судов организуют изучение Правил и обеспечивают выполнение на судах требований и мероприятий, предусмотренных ими.

 Согласно п. 216 Правил, для охраны и обеспечения пожарной безопасности судов в пункте отстоя руководитель (владелец) пункта отстоя организует дежурную вахтенную (караванную) службу. Обязанности дежурной вахтенной (караванной) службы определяются должностными инструкциями и оперативным планом пожаротушения судов в пункте отстоя.

 В соответствии с п. 219 Правил, план расстановки судов в пунктах отстоя выполняется графически с указанием места постановки каждого судна, средств связи и звуковой сигнализации, точек наружного освещения, расположения вахтенных постов, дислокации пожарной техники, дежурных судов, плавучих пожарных установок, пунктов сосредоточения пожарного инвентаря, водоисточников, пирсов и подъездов к ним. В пояснительной записке к плану указывается: количество и краткая характеристика противопожарного состояния судов, планируемых к постановке в пункт отстоя, наличие топлива на судах, подготовленность их к проведению огневых работ, планируемое докование; состав караванной службы, порядок несения вахт; краткая характеристика дежурных судов, плавучих пожарных установок, постов пожарного инвентаря; обоснование количества и порядка комплектования вахтенных постов; другие данные, характеризующие противопожарную защиту пункта отстоя.

 Согласно п. 240 правил, для обеспечения забора воды передвижными насосными установками и пожарными автомобилями с момента ледостава на акватории должны поддерживаться в постоянной готовности пожарные проруби (майны) из расчета одна прорубь на 50 м береговой полосы.

 В соответствии с п. 241 Правил, вдоль береговой полосы пункта отстоя оборудуются пожарные подъезды (пирсы) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 м, обеспечивающие возможность подачи воды пожарными автомобилями на любой счал. По направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели. На них четко наносятся цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

 Пункт 242 Правил устанавливает, что противопожарные разрывы, подъезды к водоисточникам, съезды с берега на лед и проезды по территории пункта отстоя оборудуются предупреждающими аншлагами "Пожарный подъезд (проезд) не загромождать" и соответствующими указателями направления движения к счалам судов.

 Согласно п. 264 Правил с постановкой судов на ремонт и/или отстой оборудуются посты пожарного инвентаря: на 2 - 4-палубных пассажирских, незачищенных нефтеналивных судах, на дебаркадерах - на каждом судне по одному; на однопалубных пассажирских, сухогрузных, буксирных судах, судах технического флота - на каждый счал по два; на всех остальных судах - на каждый счал по одному. Пост пожарного инвентаря укомплектовывается: пожарными ведрами - 2 шт., пожарными топорами - 2 шт., ломом, лопатой, покрывалом для тушения пламени, углекислотными (порошковыми) огнетушителями ОУ-5 (ОП-5) - 2 шт., пожарными рукавами длиной 20 м с комбинированными водяными стволами-распылителями - 2 шт., переходным соединением 51 x 66 мм. Посты пожарного инвентаря размещаются, как правило, на первом судне счала на пожарном стенде (щите) или в помещении, имеющем вход с открытой палубы. Ключ от этого помещения хранится вместе с ключом от судна, где этот пост размещен. На берегу против каждого счала устанавливается табличка с указанием наименований судов, места их в счале, а также места размещения постов пожарного инвентаря в счале.

 Из акта проверки следует, что в ходе проверочных мероприятий с 13.01.2014 по 17.01.2014 установлено, что ООО «Межрегионкомплект» является собственником теплохода /марка1/ и плавкрана /марка2/. Указанные суда в межнавигационный период 2013-2014 гг. отстаиваются на акватории <адрес обезличен>, возле правого берега, согласно лоцманской карты р. Томи, примерно в <данные изъяты> от пересечения <адрес обезличен> и <адрес обезличен>. В ходе проведения проверки выявлены нарушения правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации. В нарушение п. 216 Правил, отсутствует оперативный план пожаротушения судов в пункте отстоя; в нарушение требований п. 219 Правил, на период зимнего отстоя 2012-2013 отсутствует план остановки судов в пункте отстоя, отсутствует пояснительная записка; в нарушение требований п. 239 Правил, на акватории пункта отстоя отсутствует плавучая по­жарная установка; в нарушение требований п. 240 Правил, для обеспечения забора воды передвижными насосными установками и пожарными автомобилями с момента ледостава на акватории отсутствуют проруби (майны); в нарушение требований п. 241 Правил, вдоль береговой полосы пункта отстоя не установлены указатели, на которых четко наносятся цифры, указывающие расстояние до водоисточника; в нарушение требований п. 242 Правил, противопожарные разрывы, подъезды к водоисточникам, съезды с берега на лед и проезды по территории пункта отстоя не оборудованы предупреждающими аншлагами «Пожарный подъезд (проезд) не загромождать» и соответствующими направлениями движения к счалам судов. В нарушение требований п. 264 Правил, с постановкой судов на отстой не оборудованы по­жарного инвентаря. На берегу против каждого счала не установлены таблички с указанием наимено­ваний судов, места их в счале, а также места размещения постов пожарного инвентаря в счале.

 За указанные нарушения в отношении должностного лица ООО «Межрегионкомплект» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.16 КоАП РФ.

 Также из акта проверки от 17.01.2014 следует, что ООО «Межрегионкомплект» пользуется участком акватории внутренних водных путей для размещения своих судов в межнавигационный период 2013-2014 г.г в отсутствие договоров водопользования, договоров на использование акватории водных объектов.

 За указанное нарушение в отношении должностного лица ООО «Межрегионкомплект» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ, что подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.01.2014..

 Поскольку в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт нарушений требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу о неисполнении ООО «Межрегионкомплект» обязанности по противопожарному обустройству стоянки судов, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

 В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью.

 Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядок оформления которых в предусмотренных законом случаях определен главой 3 Водного кодекса Российской Федерации.

 Согласно п. 2 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации использование акватории водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в том числе для рекреационных целей, осуществляется на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи.

 В соответствии с ч. 1 ст. 16 ВК РФ договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ.

 Из материалов дела следует, что суда, собственником которых является ООО «Межрегионкомплект», находятся на участке акватории внутренних водных путей (акватория <адрес обезличен>, возле правого берега), в отсутствие права пользования участком акватории внутренних водных путей в указанном месте, в связи с отсутствием договора водопользования.

 Согласно сведений Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 19.12.2013 №4991 ООО «Межрегионкомплект» договор на использование акватории водных объектов не заключало в связи с их отсутствием в списке водопользователей.

 Из письма ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» от 19.03.2010 №3-с-24 следует, что ООО «Межрегионкомплект» согласовало пункт отстоя на <адрес обезличен>.

 Таким образом, в нарушение п.2 ч. 1 ст. 11 ВК РФ ООО «Межрегионкомплект» использует участок акватории водного объекта (акватория <адрес обезличен>, возле правого берега), в отсутствие права пользования участком акватории водных объектов в указанном месте.

 В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно подлежит исполнению.

 Учитывая, что какие-либо доказательства невозможности исполнения возложенной обязанности в предложенный истцом срок ответчиком не представлено, суд считает заявленный прокурором срок разумным.

 Согласно п.8 ч.1 ст.333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Поскольку исковые требования судом удовлетворены, с ответчика ООО «Межрегионкомплект» подлежит взысканию в доход муниципального образования «Город Томск» государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Межрегионкомплект» удовлетворить.

 Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Межрегионкомплект»:

 - разработать оперативный план пожаротушения судов в пункте отстоя;

 - разработать план расстановки судов в пункте отстоя;

 - разработать пояснительную записку к плану расстановки судов;

 - оборудовать для обеспечения забора воды передвижными насосными установками и пожарными автомобилями на акватории прорубь (майну);

 - вдоль береговой полосы пункта отстоя, по направлению движения к пожарным подъездам (пирсам), установить соответствующие указатели, на которых четко нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника;

 - оборудовать подъезды к водоисточникам и проезды по территории пункта отстоя предупреждающими аншлагами «Пожарный подъезд (проезд) не загромождать» и соответствующими указателями направления движения к счалам судов;

 - оборудовать пост пожарного инвентаря;

 - на берегу против счала установить табличку с указанием наименований судов, места их в счале, а также места размещения постов пожарного инвентаря в счале.

 Обязать общество с ограниченной ответственностью «Межрегионкомплект» в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, заключить договор водопользования на участок акватории р. Томи (<адрес обезличен>) с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.

 Взыскать с ООО«Межрегионкомплект» в доход муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

 Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

 Председательствующий: О.Ю. Лебедева