Дело № 2-405/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2016 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Ершовой А.Е.,
с участием представительницы прокурора Маленьких И.В.,
истицы ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г. Перми в интересах несовершеннолетнего Ш.Д.И. к Департаменту образования администрации г. Перми о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
установил:
прокурор Индустриального района г.Перми, действующий в интересах несовершеннолетнего Ш.Д.И. обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить Ш.Д.И.ДД.ММ.ГГГГ г.р. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории г.Перми, указав, что Департамент образования администрации г.Перми является юридическим лицом, основной целью деятельности которого является организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования. Одной из основных задач Департамента является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. ФИО1 обратилась в Департамент образования администрации г.Перми с заявлением о предоставлении ее сыну – Ш.Д.И. места в дошкольном учреждении Индустриального района г.Перми. Место в дошкольном учреждении не предоставлено. Ш.Д.И. считает, что нарушаются права её сына, в связи с чем обратилась в органы прокуратуры (л.д. 2-4).
Представительница прокурора в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Истица на исковом заявлении настаивала.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, согласно представленному отзыву на иск, следует, что ответчик с иском не согласен. Органы местного самоуправления с учетом выделенных бюджетных средств различных уровней организуют предоставление общедоступного и бесплатного образования в существующей сети муниципальных организаций. Законодатель разделяет полномочия по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В рамках полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования Постановлением администрации г.Перми от 01.03.2013 г. №112 утверждено Положение «О порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений г.Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», в соответствии с которым формой реализации полномочий является ведение регистра детей дошкольного возраста и предоставление мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях по дате рождения на основании заявления родителя (законного представителя), перечню закрепленной за МДОУ территорией города Перми с учетом имеющихся прав у родителей на внеочередное и первоочередное зачисление детей в МДОУ г. Перми. Комплектование МДОУ осуществляется ежегодного на учебный год. Ш.Д.И. состоит в регистре для определения в МДОУ по Индустриальному району г.Перми. ФИО1 не отказано в предоставлении путевки, а временно не предоставлено место в МДОУ. Прием Ш.Д.И. в МДОУ превысит количество воспитанников, приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований.
Выслушав истца, прокурора, исследовав материалы дела, суд считает требования истца законными и обоснованными, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, согласно части 2 той же статьи гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании в РФ", п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
На основании ч. 3 ст. 67 Закона РФ "Об образовании в РФ" правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является матерью Ш.Д.И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 9).
ФИО1 обратилась в отдел образования Индустриального района администрации г.Перми с заявлением о предоставлении места в детском саду её сыну Ш.Д.И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Отдел образования Индустриального района администрации г.Перми в ответе ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении отказал, указав, что местами в МДОУ обеспечиваются дети до ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Конституцией РФ и ФЗ «Об образовании» прямо предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006г. № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке. В судебном заседании установлено, сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний Ш.Д.И. имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, его законный представитель обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако до настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении Ш.Д.И. не предоставлено. То есть право несовершеннолетнего Ш.Д.И. на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении нарушено. Доказательств иного на день рассмотрения дела также не представлено. Ссылка представителя ответчика на существующую очередность предоставления мест в детские сады не может быть принята судом во внимание. Федеральным законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности. Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, имеющих группы для детей дошкольного возраста, утвержденное Приказом начальника департамента образования администрации г.Перми от 10.05.2011г. № СЭД-08-01-09-296, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в ДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности. В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ и п. 13 ст. 8 Устава города Перми организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района. В силу п. 2 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. На ответчика, как на орган местного самоуправления, Федеральными законами РФ возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, поскольку из положения о Департаменте образования администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 224, следует, что Департамент образования администрации г. Перми является функциональным органом администрации г.Перми (п. 1.1). Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (пункт 2.1 Положения). При этом для реализации целей и задач Департамент образования администрации г. Перми наделен широким кругом функций и прав (разделы 3 и 4 Положения). Ответчиком суду не представлено доказательств, подтверждающих принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнего возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. При таких обстоятельствах следует обязать Департамент образования администрации г.Перми предоставить Ш.Д.И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории <Адрес>. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судрешил:исковые требования прокурора Индустриального района г. Перми в интересах несовершеннолетнего Ш.Д.И. к Департаменту образования администрации <Адрес> удовлетворить: обязать Департамент образования администрации г. Перми предоставить несовершеннолетнему Ш.Д.И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в группе полного дня (с 12-часовым пребыванием) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории г. Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.Председательствующий: