ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-405/17 от 27.12.2017 Октябрьского районного суда (Приморский край)

Гр.дело № 2-405/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Покровка 27 декабря 2017 года

Октябрьский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Загорулько А.В.,

при секретаре Чирковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Октябрьского района Приморского края к ФИО1 об освобождении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Октябрьского района Приморского края обратилась в Октябрьский районный суд Приморского края с иском к ФИО1 об освобождении земельного участка, в обоснование которого указала следующее.

На основании постановления Администрации Октябрьского района от 01.02.2013 г. № 66-п «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1» арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на праве аренды сроком на 3 года для размещения временного «торговый павильон» земельный участок площадью 68 кв.м. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир многоквартирный жилой дом. Участок находится примерно в 28 м. от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Срок действия вышеуказанного договора аренды с 04.02.2013 г. по 03.02.2016 г.

В связи с тем, что срок аренды спорного земельного участка был окончен, на основании этого вынесено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 03.02.2016 г.

24.02.2016 г. ответчику был продлен срок аренды спорного земельного участка до 23.02.2017 г., что подтверждается постановлением № 66 администрации Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края «О разрешении на использование земельного участка».

18.07.2017 года в адрес арендатора заказным письмом с уведомлением было направлено требование о необходимости освободить земельный участок в срок до 15 августа 2017 года, в связи с истечением срока действия разрешения на использование земельного участка.

Согласно почтовому уведомлению, 21.07.2017 г. ФИО1 получила вышеуказанное требование, однако проигнорировала его, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании представитель Администрации Октябрьского района по доверенности ФИО2 поддержала заявленные требования по приведенным выше доводам.

Ответчик ФИО1 согласилась с исковыми требованиями об освобождении спорного земельного участка, однако, признание иска в соответствии с положениями ст. ст. 39 и 173 ГПК РФ, оформлять отказалась. Пояснила, что действительно закончился срок аренды земельного участка, и он подлежит освобождению, однако место, куда переносится рынок, расположено на огороженной территории базы Октябрьского РАЙПО, поэтому покупателей стало меньше, и плохо идет торговля.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца Администрация Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что возражений по исковым требованиям не имеет. В период с 01.03.2015 г. и до вступления в законную силу Федерального закона № 334-ФЗ от 03.07.2016 г. «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ», полномочия по выдаче разрешений на использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялись администрацией Покровского сельского поселения Октябрьского района. В рамках осуществления данных полномочий, администрацией Покровского сельского поселения было вынесено постановление № 66 от 24.02.2016 г. о разрешении на использование спорного земельного участка. Ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Оценив заявленные требования, заслушав представителя истца, ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О порядке введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Данное положение закона утратило силу с 01.03.2015 г., в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в Федеральный закон № 137-ФЗ введена в действие ст. 3.3. В соответствии с п. 2 указанной статьи, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения.

Федеральным законом № 334-ФЗ от 03.07.2016 г. «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы на уровень муниципальных районов. При этом, спорный земельный участок с кадастровым номером 25:11:200103:5976 относится к категории таких земель и полномочия по распоряжению данным имуществом были переданы Администрации Октябрьского района Приморского края.

Как установлено судом, 04.02.2013 года между администрацией Октябрьского района и ФИО1, во исполнение постановления Администрации Октябрьского района от 01.02.2013 года № 66-п «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1», заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 68 кв. метров, для размещения временного объекта торгового назначения «Торговый павильон». Местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 28 метрах от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Срок действия договора установлен с 04.02.2013 года по 03.02.2016 года (п.1.2 договора).

Как следует из содержания п. 5.2 заключенного договора аренды договор прекращается по истечении срока, установленного в п.1.2, и согласно п. 3.4.8 договора, Арендатор обязан после прекращения договора в пятидневный срок передать участок Арендодателю, пригодным для его дальнейшего использования и в соответствии с его назначением по акту приема-передачи.

На основании соглашения от 03.02.2016 г. вышеуказанный договор аренды земельного участка расторгнут с 04.02.2016 г.

В соответствии с постановлением Администрации Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края от 24.02.2016 года № 66, ФИО1 разрешено использование данного земельного участка до 23.02.2017 года.

Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ).

По общему правилу в соответствии с земельным законодательством право на использование земельного участка возникает только при наличии правоустанавливающих документов на него.

Пунктом 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность использования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения нестационарных объектов.

В этом случае в соответствии с частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно части 3 статьи 10 Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4 статьи 10 Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).

Согласно положениям пункта 3.11. Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 03.06.2015 N 47, нестационарные торговые объекты могут размещаться на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта или на основании договора аренды земельного участка в случае, когда градостроительные нормы и нормы земельного законодательства позволяют формирование земельного участка и предоставление его в аренду.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказ департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 N 114, нестационарные торговые объекты могут размещаться на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта или на основании договора аренды земельного участка.

Таким образом, документом, подтверждающим право на использование земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, является договор на размещение нестационарного объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов, или правоустанавливающий документ на земельный участок. Следовательно, землепользователь освобожден от оформления права пользования земельным участком только при размещении на нем в установленном законом порядке нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Вместе с тем, как было установлено в судебном заседании, и не отрицалось сторонами, ни администрацией Октябрьского района, ни администрацией Покровского сельского поселения Октябрьского района, схем размещения нестационарных торговых объектов не разрабатывалось и не утверждалось, соответственно никакого договора на размещение нестационарного объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов, между Покровским сельским поселением Октябрьского района и ответчиком, не заключалось.

Срок заключенного договора аренды спорного земельного участка истек 03.02.2016 года, в связи с чем, использование ответчиком земельного участка производилось в отсутствие каких-либо прав на него.

18.07.2017 года истцом ответчику направлено уведомление с требованием об освобождении земельного участка, в связи с истечением срока аренды, которое получено ответчиком 21.07.2017 года, однако требование истца ответчиком не исполнено.

С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Поскольку истец в силу п. 1 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, суд согласно ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса взыскивает государственную пошлину с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 300 рублей.

Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика на основании ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доход Октябрьского муниципального района.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Октябрьского района Приморского края к ФИО1 об освобождении земельного участка, удовлетворить.

Обязать ФИО1 освободить земельный участок с кадастровым номером , площадью 68 кв. метров, для размещения временного объекта торгового назначения «Торговый павильон». Местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир многоквартирный жилой дом. Участок находится примерно в 28 метрах от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Взыскать с ФИО1 в пользу Октябрьского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение месяца, со дня изготовления полного текста мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 29 декабря 2017 года.

Судья А.В.Загорулько