Дело № 2-405/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации пос. Бреды 05 октября 2018 года Брединский районный суд Челябинской области в составе: Председательствующего судьи Акулова И.Ю. при секретаре Дегтяревой Н.Н., с участием прокурора Самойловой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брединского района Челябинской области к МКОУ «Брединская основная общеобразовательная школа № 5», Управлению образования Брединского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по оборудованию здания МКОУ «Брединская основная общеобразовательная школа № 5» устройством молниезащиты, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Брединского района Челябинской области обратился в Брединский районный суд Челябинской области с иском к МКОУ «Брединская основная общеобразовательная школа № 5» и Управлению образования Брединского муниципального района Челябинской области об обязании оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты, обязании финансирования мероприятий по оборудованию здания школы устройством молниезащиты. В обоснование заявленных требований прокурором указано, что при проведении проверки в МКОУ «Брединская основная общеобразовательная школа № 5» выявлено нарушение требований пожарной безопасности, которое заключается в отсутствии на здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> устройства молниезащиты, которое необходимо для предупреждения и пресечения возможного пожара. Данное нарушение влияет на безопасность учащихся школы – несовершеннолетних детей, их родителей и работников учреждения. В судебном заседании прокурор Самойлова С.Н. требования иска поддержала в полном объеме, в дополнение указав, что отсутствие на здании МКОУ «Брединская основная общеобразовательная школа № 5» является нарушением требований пожарной безопасности, нарушает права учащихся школы, их родителей и сотрудников учреждения, поскольку при ударе молнии в здание школы возможно возгорание электропроводки, повреждение пожарной сигнализации, паника среди лиц, находящихся в здании школы. Представитель ответчика - МКОУ «Брединская основная общеобразовательная школа № 5» ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что молниеотвод на здании школы отсутствует, в установке молниеотвода не имеется необходимости. Представитель ответчика -Управления образования Брединского муниципального района Челябинской области ФИО2 исковые требования не признал, указав, что в настоящее время на здании МКОУ «Брединская основная общеобразовательная школа № 5» отсутствует молниеотвод, при этом обязательная установка молниеотвода на здание данного образовательного учреждения какими-либо нормативными правовыми актами не предусмотрена, в связи с чем в удовлетворении исковых требований прокурора просил отказать. Представитель третьего лица – администрации Брединского муниципального района Челябинской области ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Суд, заслушав прокурора, представителей ответчиков, допросив в судебном заседании свидетеля Б. А.В., полагает исковые требования прокурора удовлетворить в силу следующих оснований: Согласно ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Пунктом 2 ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона предусмотрено, что, общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. В соответствии п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Согласно ч. 1 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 указанного Федерального закона, исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться, в том числе, устройством молниезащиты зданий, сооружений и оборудования. В соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87, утвержденной Главтехуправлением Минэнерго СССР 12.10.1987 года, данная Инструкция устанавливает комплекс мероприятий и устройств для обеспечения безопасности людей, предохранения зданий, сооружений, оборудования и материалов от взрывов, пожаров, разрушений при воздействии молнии. Требования Инструкции обязательны для выполнения всеми министерствами и ведомствами. Пунктом 1.1 указанной Инструкции предусмотрено, что в соответствии с назначением зданий и сооружений необходимость молниезащиты и её категория, а при использовании стержневых и тросовых молниеотводов – тип зоны защиты определяются по Таблице 1, в зависимости от среднегодовой продолжительности гроз в месте нахождения здания или сооружения, а также от ожидаемого количества поражений его молнией в год. Устройство молниезащиты обязательно при одновременном выполнении условий, записанных в графах 3 и 4 Таблицы 1. Согласно строке 15 Таблицы 1 указанной Инструкции, общественные здания III-IV степеней огнестойкости, в том числе школы, в местностях со средней продолжительностью гроз 20 часов в год и более, расположенные в зоне защиты типа «Б», относятся к IIIкатегории молниезащиты. В соответствии с п. 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Министерства энергетики РФ № 280 от 30.06.2003 года (СО 153-34.21.122-2003), данная Инструкция распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций. Согласно п. 2.1 указанной Инструкции (СО 153-34.21.122-2003),устройство молниезащиты – это система, позволяющая защитить здание или сооружение от воздействий молнии. Она включает в себя внешние и внутренние устройства. В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства. В пункте 2.2 указанной Инструкции (СО 153-34.21.122-2003)дано определение непосредственному опасному воздействию молнии - это пожары, механические повреждения, травмы людей и животных, а также повреждения электрического и электронного оборудования. Последствиями удара молнии могут быть взрывы и выделение опасных продуктов - радиоактивных и ядовитых химических веществ, а также бактерий и вирусов. В Таблице 2.1 указанной Инструкции (СО 153-34.21.122-2003) указаны возможные последствия удара молнии в здание школы – отказ электроснабжения (например, освещения), способный вызвать панику, отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий. В судебном заседании установлено, что ответчик – МКОУ «Брединская основная общеобразовательная школа № 5» является собственником нежилого здания – школы, площадью 1826 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Здание двухэтажное, имеется 1 подземный этаж (л.д. 30). Согласно ответа архивного отдела администрации Брединского района Челябинской области, проектно-сметная и иные документы, связанные со строительством школы в п. Мирный в архивный отдел не поступали. В акте государственной приемочной комиссии от 28.08.1982 года о приемке школы в с-зе Мирный на 192 учащихся, сведения о наличии и устройстве молниезащиты отсутствуют. Согласно техническому паспорту на здание МКОУ «Брединская основная общеобразовательная школа № 5», данное здание имеет площадь застройки 861,5 кв.м., здание построено в 1982 году, при этом сведения о наличии молниезащиты отсутствуют (л.д. 19-27). В соответствии с информацией, предоставленной Челябинским ЦГМС – филиалом ФГБУ «Уральское УГМС», среднегодовая продолжительность гроз в период 2015 года составила 49 часов, в 2016 году – 33 часа, в 2017 году - 40 часов. Актом проверки соблюдения законодательства о техническом регулировании в области пожарной безопасности от 01.10.2018 года, составленном с участием специалиста - ведущего инженера по диагностики и испытаниям административно-технического персонала ОАО «МРСК Урал» «Челябэнерго» ПО Магнитогорские электрические сети» Г. А.А. установлено, что молниезащита здания школы отсутствует. Вместе с тем, отсутствие на здании общеобразовательной школы устройства молниезащиты свидетельствует о необеспечении требований пожарной безопасности, данное обстоятельство является нарушением требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», безусловно нарушает права обучающихся на безопасные условия их обучения и воспитания, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании». При таких обстоятельствах, с учетом требований Инструкциипо устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87, требований Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (СО 153-34.21.122-2003), доводы прокурора о том, что не оснащение здания школы системой молниезащиты для предупреждения и пресечения пожара, влияет на безопасность обучающихся детей, их родителей и работников учреждения, являются обоснованными. В соответствии с Уставом МКОУ «Брединская основная общеобразовательная школа № 5», учреждение является юридическим лицом, обладает имуществом на праве оперативного управления, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, основной целью деятельности, для которой создано Учреждение, является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего и основного общего образования. Учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование «Брединский муниципальный район». Функции и полномочия учредителя Учреждения исполняет администрация Брединского муниципального района в лице Управления образования (л.д. 10-18). Таким образом, исковые требования прокурора Брединского района Челябинской области подлежат удовлетворению, на МКОУ «Брединская основная общеобразовательная школа № 5» подлежит возложению обязанность оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты. В связи с выполнением функций и полномочий учредителя МКОУ «Брединская основная общеобразовательная школа № 5» администрацией Брединского муниципального района Челябинской области в лице Управления образования, суд полагает необходимым возложить на Управление образования Брединского муниципального района Челябинской области обязанность по финансированию мероприятий по оборудованию здания МКОУ «Брединская основная общеобразовательная школа № 5» устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты. Доводы представителей ответчиков о том, что оснований и необходимости для оборудования здания школы системой молниезащиты не имеется, не могут быть приняты судом, поскольку прямо противоречат указанным требованиям Федерального закона «Об образовании»,Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», требованиям Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87 и требованиям Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (СО 153-34.21.122-2003). При определении срока для устранения имеющегося нарушения действующего законодательства в части обеспечения безопасности обучающихся, их родителей и работников учреждения, суд принимает во внимание те обстоятельства, что разрешение заявленных требований, хотя не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий вообще, однако учитывает реальную возможность ответчиков совершить указанные в судебном решении действия, а также наличие особенностей при формировании бюджета муниципального образования, количество общеобразовательных школ в районе, возможность приобретения соответствующего оборудования, его монтаж с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона), в связи с чем полагает установить срок исполнения решения в течение двенадцати месяцев со дня вступления его в законную силу, что отвечает требованиям разумности и реальной возможности исполнить судебное решение. Оснований к отказу в удовлетворении исковых требований прокурора не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Брединского района Челябинской области удовлетворить. Обязать МКОУ «Брединская основная общеобразовательная школа № 5» оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты. Возложить на Управление образования Брединского муниципального района Челябинской области обязанность по финансированию мероприятий по оборудованию здания МКОУ «Брединская основная общеобразовательная школа № 5» устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты. Решение подлежит исполнению в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Брединский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья И.Ю. Акулов |