Дело № 2-405/2018
32RS0032-01-2018-000742-65
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Унечский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Изотовой Л.И.,
при секретаре Ходуновой О.Н.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика - администрации Унечского района Брянской области - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Унечского района Брянской области о признании незаконным снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Унечского района Брянской области о признании незаконным снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Свои требования истец мотивировал тем, что он является добровольно выехавшим из населенного пункта, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (<адрес>), в связи с чем, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ, один раз, в случае признания его нуждающимся в жилом помещении.
С ДД.ММ.ГГГГ он был принят на жилищный учет администрацией Унечского района Брянской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В июне 2018 года им подано заявление, как и в предыдущие годы, о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».
В результате рассмотрения заявления ему был выдан ответ о том, что жилищной комиссией были выявлены основания неправомерного принятия его на учет.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации Унечского района №-р он был снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Данные выводы ответчика истец считает необоснованными, поскольку перерегистрация в 2013 году по новому месту жительства не была произведена с целью намеренного ухудшения жилищных условий, а лишь совпадением жизненных обстоятельств, что проверялось жилищной комиссией на момент принятия решения о постановке на учет.
Полагая, что данное решение было принято ответчиком вопреки действующему законодательству, ФИО1 просит суд отменить в части решение жилищной комиссии администрации Унечского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение администрации Унечского района Брянской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ, и восстановить его на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании истец ФИО1 подержал заявленные требования.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Унечского района Брянской области – ФИО3, выступающая по доверенности, исковые требования не признала, считая их необоснованными, предоставила письменный отзыв.
В судебное заседание представитель третьего лица – Департамента строительства Брянской области, не явился, надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Суд в силу ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, участвующего в деле.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.
ФИО1 является добровольно выехавшим из населенного пункта, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (<адрес>), в связи с чем, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ, один раз, в случае признания его нуждающимся в жилом помещении.
Порядок возмещения вреда и меры социальной поддержки таких граждан установлены ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с абзацем 14 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3, 4 статьи 52 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет администрацией Унечского района Брянской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно распоряжению администрации Унечского района №-р от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан нуждающимся в жилом помещении на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а именно: ввиду отсутствия жилья по договору социального найма и на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».
В соответствии с п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, письмом департамента строительства Брянской области №-ДС от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Унечского района проведена инвентаризация учетных (жилищных) дел граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом 2019 году.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации Унечского района №-р ФИО1 был снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет ( п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, п. «е» ч. 1 ст. 9 Закона Брянской области № 37-З от 09.06.2006 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области).
Согласно материалам жилищного дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>-а, в принадлежащем на праве собственности сестре истца – ФИО4, с которой заключил договор найма жилого помещения.
В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Следовательно, ФИО1 не относится к членам семьи собственника жилого помещения, в собственности жилья не имеет.
Однако, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 125,4 кв.м., принадлежащем на праве собственности матери – Дроздовой ВВ. Учитывая положения ст. 31 ЖК РФ являлся членом семьи собственника жилого помещения, имел одинаковые права пользования жилым помещением и был обеспечен жильем для постоянного проживания более учетной нормы (62,7 кв.м.), следовательно, не имел оснований для признания его нуждающимся в жилых помещениях.
Решением Унечского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ на территории МО «Унечское городское поселение» установлена учетная норма общей площади жилья на одного члена семьи в размере 12 кв.м..
В судебном заседании истец ФИО1 пояснил, что он снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, добровольно.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, жилищная комиссия рассмотрела документы учетного (жилищного) дела ФИО1 и приняла решение снять ФИО1 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Также указано, что действия ФИО1, а именно, перерегистрацию по месту жительства можно квалифицировать как действия, приведшие к намеренному ухудшению жилищных условий перед постановкой на жилищный учет. С момента перерегистрации не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (5 лет).
Законодательство связывает право на получение жилья граждан, выехавших из зоны проживания с правом на отселение, лишь с нуждаемостью в жилых помещениях.
Истец, как член семьи собственника жилого помещения, общей площадью 125,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, имел право бессрочного пользования этим жильем. Добровольно прекратив свое право пользования данным жилым помещением, где был обеспечен жильем для постоянного проживания более учетной нормы (62,7 кв.м.), зарегистрировавшись с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>-а, и заключив ДД.ММ.ГГГГ с собственником договор найма жилого помещения, ФИО1 намеренно ухудшил свои жилищные условия, после чего подал в орган местного самоуправления заявление о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Оценив установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, администрация Унечского района не имела оснований ставить ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по представленным им документам, в связи с чем ФИО1 снят с учета в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ.
По истечении установленного ст. 53 ЖК РФ срока ФИО1 имеет право вновь подать заявление о постановке его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с предоставлением всех необходимых документов.
В иске ФИО1 следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к администрации Унечского района Брянской области о признании незаконным снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд Брянской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И. Изотова