ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-405/20 от 10.08.2020 Морозовского районного суда (Ростовская область)

№ 2-405/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Морозовск 10 августа 2020 года

Морозовский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Целованьевой Н.А.,

секретаря судебного заседания Шейченко М.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Морозовского района Любимовой О.В., представителей ответчиков Милютина Р.С., Ступак Е.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по исковому заявлению Морозовского района, в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Морозовского городского поселения Морозовского района Ростовской области, МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» об обязании провести ремонт дорожного покрытия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Морозовского района обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, с иском к ответчикам, ссылаясь в обоснование требований на то, что прокуратурой Морозовского района в декабре 2019 года по обращениям жите­лей г. Морозовск П. и Б. проведена проверка исполнения зако­нодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о муниципальной собственности на территории Морозовского городского поселения.

Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги авто­мобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".

Данный стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) авто­мобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сель­ских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по услови­ям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответ­ствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспече­ние безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно п. 4.1, 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требова­ниям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осу­ществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение ко­торых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3(п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017).

Согласно проведенной прокуратурой района совместно с ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Морозовский» проверки устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, указанных в представлении прокурора Морозовского района №7-10-2019/376 от 20.12.2020, внесенном в адрес администрации Морозовского городского поселения установлено, что на участке автомобильной дороги от <адрес> не устранены многочисленные повреждения асфальта-бетонного покрытия в виде выбоин, чем нарушены требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

По данному факту главе администрации Морозовского городского поселения 20.12.2019 внесено представление №7-10-19/376 об устранении нарушений законода­тельства о безопасности дорожного движения.

По результатам рассмотрения представления главой администрации Морозов­ского городского поселения дан ответ о том, что ямочный ремонт участков автомобильных дорог, указанных в представле­нии будет выполнен в весенний период, после наступления благоприятных погодных условий и начала работы асфальтового завода.

На органы местного само­управления муниципального образования «Морозовское городское поселение» воз­ложена обязанность по содержанию местного значения.

В рамках реализации предоставленных полномочий администрацией Морозовского городского поселения создано МКУ «Управление городского хозяйства и строительства», предметом деятельности которого является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Морозовского городского поселения, обеспечение выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местно­го значения и инженерных сооружений на них (п. 2.2.3 Устава учреждения).

Бездействие администрации Морозовского городского поселения, а также МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» по реализации полномочий в области дорожной деятельности, возложенные действующим федеральным и област­ным законодательством нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - пользователей автомобильными дорогами местного Морозовского городского поселения.

Наличие выбоин на указанных выше дорогах делает фактически невозможным соблюдение Правил дорожного движения водителями транспортных средств, что ставит под угрозу жизнь и здоровье как пешеходов, так и водителей, пассажиров транспортных средств, круг которых определить не представляется возможным, а также создает предпосылки к возможному повреждению имущества граждан -транспортных средств.

Кроме того, дороги с твердым покрытием являются муниципальной собствен­ностью муниципального образования «Морозовское городское поселение», соответ­ственно обязанность по содержанию муниципального имущества возложена на соб­ственников. Отсутствие мер по своевременному ремонту автомобильных дорог местного значения приводит к их разрушению, что свидетельствует о ненадлежащем содержании муниципального имущества.

Выявленные нарушения делают фактически невозможным соблюдение Правил дорожного движения водителями транспортных средств и пешеходов, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, пассажиров транспортных средств, круг которых определить не представляется возможным.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту неопреде­ленного круга лиц или интересов муниципальных образований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 45, 61, 131-132 ГПК РФ, прокурор просит суд:

- Обязать администрацию Морозовского городского поселения и МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» в течении трех месяцев с мо­мента вступления решения суда по указанному исковому заявлению в законную силу провести ремонт дорожного покрытия на участке автомобильной дороги от <адрес>

В судебном заседании старший помощник прокурора Морозовского района Любимова О.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представители ответчиков МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» Милютин Р.С., Администрации Морозовского городского поселения Сутупак Е.Э. в судебном заседании исковые требования признали в части. Не возражали против их удовлетворения при условии предоставить отсрочку исполнения до 01.06.2021 года в связи с отсутствием средств в бюджете в настоящее время.

Помощник прокурора Морозовского района Любимова О.В. была против предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив представленные доказательства, пришел к следующему.

Статья 50 Федерального закона от06.10.2003 №131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ст.14 Федерального закона от06.10.2003 №131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 51 Федерального закона от06.10.2003 №131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 125 ГКРФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Федеральным законом от08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги – содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В соответствии со ст.13 Федерального закона«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статьей6 Областного закона от16.08.2000 №97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Частью 4 ст.6 Федерального закона от10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, названными нормативными актами на органы местного самоуправления, в том числе Муниципальное образование «Морозовское городское поселение» возложена обязанность по содержанию дорог местного значения.

Судом установлено, что для реализации предоставленных полномочий администрацией Морозовского городского поселения учреждено МКУ «Управление городского хозяйства и строительства», предметом деятельности которого является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Морозовского городского поселения, обеспечение выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и инженерных сооружений на них (п. 2.2.3 Устава учреждения).

Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".

Данный стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно п. 4.1, 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

Согласно п. 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части дорог и улиц, укрепительных полос и полос безопасности не должно иметь загрязнений (розлив горюче-смазочных материалов, россыпь грунта, торфа и т.п.) площадью 1 м2 и более.

Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3(п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017).

Судом установлено, что Согласно проведенной прокуратурой района совместно с ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Морозовский» проверки устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, указанных в представлении прокурора Морозовского района №7-10-2019/376 от 20.12.2020, внесенном в адрес администрации Морозовского городского поселения установлено, что на участке автомобильной дороги от <адрес> не устранены многочисленные повреждения асфальта-бетонного покрытия в виде выбоин, чем нарушены требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

По данному факту главе администрации Морозовского городского поселения 20.12.2019 внесено представление №7-10-19/376 об устранении нарушений законода­тельства о безопасности дорожного движения.

По результатам рассмотрения представления главой администрации Морозов­ского городского поселения дан ответ о том, что ямочный ремонт участков автомобильных дорог, указанных в представле­нии будет выполнен в весенний период, после наступления благоприятных погодных условий и начала работы асфальтового завода.

На органы местного само­управления муниципального образования «Морозовское городское поселение» воз­ложена обязанность по содержанию местного значения.

В рамках реализации предоставленных полномочий администрацией Морозовского городского поселения создано МКУ «Управление городского хозяйства и строительства», предметом деятельности которого является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Морозовского городского поселения, обеспечение выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местно­го значения и инженерных сооружений на них (п. 2.2.3 Устава учреждения).

Бездействие администрации Морозовского городского поселения, а также МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» по реализации полномочий в области дорожной деятельности, возложенные действующим федеральным и област­ным законодательством нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - пользователей автомобильными дорогами местного Морозовского городского поселения.

Наличие выбоин на указанных выше дорогах делает фактически невозможным соблюдение Правил дорожного движения водителями транспортных средств, что ставит под угрозу жизнь и здоровье как пешеходов, так и водителей, пассажиров транспортных средств, круг которых определить не представляется возможным, а также создает предпосылки к возможному повреждению имущества граждан -транспортных средств.

Кроме того, дороги с твердым покрытием являются муниципальной собствен­ностью муниципального образования «Морозовское городское поселение», соответ­ственно обязанность по содержанию муниципального имущества возложена на соб­ственников. Отсутствие мер по своевременному ремонту автомобильных дорог местного значения приводит к их разрушению, что свидетельствует о ненадлежащем содержании муниципального имущества.

Выявленные нарушения делают фактически невозможным соблюдение Правил дорожного движения водителями транспортных средств и пешеходов, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, пассажиров транспортных средств, круг которых определить не представляется возможным.

Статья 45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования.

Применение меры прокурорского реагирования в виде обращение в суд, с данным иском, в сложившейся ситуации, учитывая ценность защищаемых прав, является оправданным.

При указанных обстоятельствах суд находит заявленные прокурором исковые требования, подлежащими удовлетворению.

Виды и формы выполняемых ремонтных работ не имеют существенного правового значения при рассмотрении данного дела и исполнении решения суда, их выбор относятся к исключительной компетенции ответчика при реализации полномочий по вопросам содержания автомобильных дорог местного значения, состоят в зависимости от ветхости конкретного участка дорожного покрытия, в связи с чем не могут быть определены судом.

Согласно определения Верховного суда Российской Федерации от 22.05.2012 года №18-В12-31, указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 203 ГПК Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В силу ст. 434 ГПК Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 203 и 208 настоящего Кодекса.

Суд полагает, что доводы заявителя о предоставлении отсрочки являются заслуживающими внимания, так как изложенные причины, препятствующие исполнению решения суда вызваны объективными обстоятельствами.

В настоящее время решение суда исполнить невозможно, но к ремонту дороги предприняты реальные меры. Поступления денежных средств от уплаты транспортного налога в дорожный фонд Морозовского городского поселения планируются не раньше 1 декабря 2020 года.

При таких обстоятельствах, ходатайство ответчиков о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по данному гражданскому делу подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Морозовского района, в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Морозовского городского поселения Морозовского района Ростовской области, МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» об обязании провести ремонт дорожного покрытия, удовлетворить.

Обязать администрацию Морозовского городского поселения и МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» провести ремонт дорожного покрытия на участке автомобильной дороги от <адрес>

Предоставить администрации Морозовского городского поселения и МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» отсрочку исполнения решения суда на срок до 01 июня 2021 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Морозовский районный суд, в апелляционном порядке в течение месяца

Решение изготовлено 14 августа 2020 года.

Председательствующий: