ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-405/20 от 14.04.2020 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2020 года г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Потаповой Л.В.,

при секретаре Филатовой Т.А.,

с участием представителя истца - заместителя Киреевского межрайонного прокурора Ратниковой М.В.,

представителя ответчика ООО «Транзит-нефть в лице директора ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-405/20 по исковому заявлению Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Транзит-нефть» о понуждении к разработке мер, направленных на противодействие коррупции,

установил:

Киреевский районный прокурор Тульской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Транзит-нефть» о понуждении к разработке мер, направленных на противодействие коррупции.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействия коррупции на предприятиях, в организациях, учреждениях, осуществляющих деятельность на территории района. При проверке выявлены нарушения проверяемого законодательства в ООО «Транзит-нефть».

В ходе проверки установлено, что в ООО «Транзит-нефть» не разработаны и не реализуются меры и мероприятия, направленные на предупреждение и противодействие коррупции, чем создается благоприятная почва для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц организации. О необходимости разработки и принятии мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции межрайонным прокурором было указано в представлении в адрес генерального директора ООО «Транзит-нефть» от 05.09.2019. Однако требования прокурора проигнорированы, до настоящего времени указанные меры ООО «Транзит-нефть» не разработаны и не реализуются. Не принятие организацией мер по противодействию коррупции нарушает права неопределённого круга лиц на защиту от коррупционных проявлений, нарушает установленные законом основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

В силу изложенного, просит суд обязать ООО «Транзит-нефть» в срок до 01.04.2020 разработать меры, направленные на предупреждение коррупции в ООО «Транзит нефть».

В судебном заседании представитель истца – заместитель Киреевского межрайонного прокурора Ратникова М.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме. Срок, в течение которого ООО «Транзит нефть» обязано разработать меры, направленные на предупреждение коррупции, просила установить на усмотрение суда.

Представитель ответчика ООО «Транзит-нефть» ФИО1 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований Киреевского межрайонного прокурора.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.

Согласно ст. 1 вышеуказанного закона для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В соответствии с вышеуказанной нормой закона, во исполнение п.п. б п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений и социальной защиты Российской Федерации» разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Задачами Методических рекомендаций являются:

- информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

-определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;

-методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

Согласно п. 3 Методический рекомендаций, они разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

В организации Методические рекомендации могут быть использованы широким кругом лиц.

В руководство организации может использовать Методические рекомендации в целях:

-получения сведений об основных процедурах и механизмах, которые могут быть внедрены в организации в целях предупреждения и противодействия коррупции;

-получения сведений о роли, функциях и обязанностях, которые руководству организации необходимо принять на себя для эффективной реализации в организации антикоррупционных мер;

-разработки основ антикоррупционной политики в организации.

Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в организации, могут использовать настоящие Методические рекомендации в целях:

-разработки и реализации в организации конкретных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, включая разработку и внедрение соответствующих регулирующих документов и методических материалов.

Работники организации могут использовать Методические рекомендации в целях получения сведений:

- о нормативно-правовом регулировании в сфере противодействия коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- об обязанностях, которые могут быть возложены на работников организации в связи с реализацией антикоррупционных мер.

Как следует из материалов дела и подтверждается проверкой, проведенной Киреевской межрайонной прокуратурой, в ООО «Транзит-нефть» не разработаны и не реализуются меры и мероприятия, направленные на предупреждение и противодействие коррупции.

05.09.2019 на имя генерального директора ООО «Транзит-нефть» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Однако требования Киреевского межрайонного прокурора до настоящего времени не исполнены, а именно не разработаны и не реализуются меры и мероприятия, направленные на предупреждение и противодействие коррупции, чем создается благоприятная почва для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц организации.

Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что не принятие организацией мер по противодействию коррупции нарушает права неопределённого круга лиц на защиту от коррупционных проявлений, нарушает установленные законом основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, т.е. приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.

Таким образом, суд считает требования Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Транзит-нефть» о понуждении к разработке мер, направленных на противодействие коррупции обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ООО «Транзит нефть» обязано разработать меры, направленные на предупреждение коррупции до 01.06.2020.

С учетом изложенного требования Киреевского межрайонного прокурора Тульской области подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 6000 руб., подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Транзит-нефть» о понуждении к разработке мер, направленных на противодействие коррупции удовлетворить частично.

Обязать ООО «Транзит-нефть» в срок до 01.06.2020 разработать меры, направленные на предупреждение коррупции в ООО «Транзит-нефть».

Взыскать с ООО «Транзит-нефть» в доход бюджета муниципального образования Киреевский район государственную пошлину в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий