ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-405/2013 от 25.09.2013 Пинежского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-405/2013

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 сентября 2013 года село Карпогоры         

Пинежский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Першиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Грисенко Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности №*** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о взыскании задолженности по возмещению расходов на содержание осужденных,

у с т а н о в и л:

Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности №*** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее ФКУ ОИУ ОУХД - №*** УФСИН России по АО) о взыскании задолженности по возмещению расходов на содержание осужденных, в обоснование требования указав, что данное учреждение на основании ч. 4 ст. 99 и ч. 1 ст. 107 УИК РФ произвело удержания из заработной платы осужденных на их содержание, однако, не перечислило удержанные средства в доход федерального бюджета. Сумма задолженности на момент проверки составила <....>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФСИН России по Архангельской области.

ДД.ММ.ГГГГ Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях увеличил исковые требования, просит взыскать задолженность в размере <....>. (л.д. 56).

В судебном заседании помощник Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Б.Е. исковое заявление поддержал по указанным в нем основаниям, уточнив, что в связи с переименованием ответчика просит взыскать задолженность в размере <....>. с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №*** с особыми условиями хозяйственной деятельности №*** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области».

Представители ответчика Ж.Н. и Л.Н. возражали против удовлетворения исковых требований. Не оспаривая размер задолженности, указали, что она образовалась в период с января по март 2010 года, поскольку иск предъявлен лишь ДД.ММ.ГГГГ, просили в удовлетворении иска отказать в связи с пропуском трехлетнего срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ. Полагают, что срок для перечисления сумм, взысканных с доходов осужденных на их содержание определен ст. ст. 99 и 107 УИК РФ, Федеральными законами «О федеральном бюджете» на соответствующий года, и приказом ФСИН России от 16.08.2010 года № 361 «Об администрировании перечисления средств в доход федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы», согласно которым они удерживаются ежемесячно и перечисляются в течение трех дней с момента удержания.

Истец – УФСИН России по Архангельской области и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, - ФСИН России, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, представителя не направили, в отзыве на иск указали, что поддерживают заявление ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности (л.д. 53, 54-55).

Заслушав помощника прокурора Бостана Е.И., представителей ответчика Ж.Н. и Л.Н., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Из свидетельства о постановке на учёт юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ установлено, что юридическое лицо - федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности №*** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (ФКУ ОИУ ОУХД - №*** УФСИН России по АО) зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чём внесена запись в единый государственный реестр (л.д. 8).

Согласно Уставу ФКУ ОИУ ОУХД - №*** УФСИН России по АО, учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, по своей организационно-правовой форме федеральным казенным учреждением, некоммерческой организацией; доходы, полученные от приносящей доход деятельности в результате собственной производственной деятельности в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет; учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе осуществляет производство и (или) реализацию мяса и мясопродуктов, молочной продукции, продукции разведения и выращивания крупного рогатого скота, свиней, осуществляет выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований обеспечивающих охрану здоровья осужденных, непосредственное управление Учреждением осуществляет начальник учреждения (пункты 1.1.,1.6., 1.8., 1.11.,2.4.2., 2.5.2., 4.4., 5.9.) (л.д.14-22).

Приказом ФСИН России № 471 от 20 августа 2013 года федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности №*** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» переименовано в федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №*** с особыми условиями хозяйственной деятельности №*** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ ИК-№*** ОУХД УФСИН по АО). ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, что также подтверждается копией свидетельства о постановке на учёт ФКУ ИК-№*** ОУХД УФСИН по АО в налоговом органе по месту её нахождения.

В силу требований ч. 1 ст. 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 УИК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1) установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

В результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что администрацией ФКУ ОИУ ОУХД-№*** обязанность по возмещению в бюджет стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены исполняется ненадлежащим образом, имеется задолженность по перечислению в бюджет удержанных из заработной платы осужденных, в счет возмещения стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, денежных средств в размере <....>. (л.д. 6-10).

В ходе судебного разбирательства установлено, что фактически задолженность составляет <....>. Данная сумма не оспаривается представителями ответчика и подтверждается актом сверки между ФКУ ОИУ ОУХД-№*** и УФСИН по Архангельской области.

Указанная задолженность образовалась у учреждения в 2010 году.

В соответствии с Федеральными законами от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и приложением № 5 к Федеральному закону от 03.12.2012 №216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее - Закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ) суммы, удерживаемые из заработной платы осужденных, зачисляются по коду бюджетной классификации № 320 1 17 03000 01 0000 180. Главным администратором указанных доходов бюджета является Федеральная служба исполнения наказаний.

Приложением № 1 к Закону от 03.12.2012 № 216-ФЗ установлено, что средства, удержанные из заработной платы осужденных, относятся к неналоговым доходам и зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 %.

Согласно ст. 160.1 БК РФ полномочиями по взысканию задолженности по платежам в бюджет обладает администратор доходов бюджета.

Приказом ФСИН России от 23.01.2012 «Об администрировании перечисления средств в доход федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы» за территориальными органами ФСИН России закреплены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по кодам главы администратора доходов федерального бюджета 320.

В соответствии с п. 3 указанного приказа администраторы доходов наделены полномочиями по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, взысканию задолженности по платежам в бюджет.

Территориальным органом ФСИН России в Архангельской области является УФСИН России по Архангельской области, соответственно истцом в части взыскания указанных сумм выступает УФСИН России по Архангельской области.

Вместе с тем каких-либо мер, направленных на взыскание указанной задолженности УФСИН России по Архангельской области не принимает.

Учитывая изложенное, прокурор на основании ст. 45 ГПК РФ правомерно обратился в суд с указанным иском в интересах Российской Федерации.

Между тем, представители ответчика заявили о применении последствий пропуска срока исковой давности, указав, что спорная задолженность возникла в период с января по март 2010 года, следовательно, срок исковой давности истек в апреле 2013 года, а иск предъявлен ДД.ММ.ГГГГ.

Однако доводы ответчика о пропуске прокурором срока исковой давности являются несостоятельными в силу следующего.

Так, в соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Пунктом 1 статьи 200 ГК РФ определено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются ГК РФ и иными законами.

В силу пункта 2 статьи 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.

Действующим законодательством не определен срок перечисления в бюджет средств, удержанных с доходов осужденных на их содержание.

Так, положения ч. 4 ст. 99 УИК РФ определяют лишь периодичность возмещения осужденными стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, то есть периодичность производства удержаний из их доходов, но не определяют срок перечисления удержанных сумм, как и Федеральные законы «О федеральном бюджете» на соответствующие годы.

Приказом ФСИН России от 16.08.2010 года № 361 «Об администрировании перечисления средств в доход федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы» определена лишь периодичность предоставления отчета 1-БФ по удержанным суммам, а не срок перечисления удержанных сумм.

Таким образом, срок перечисления в бюджет средств, удержанных с доходов осужденных на их содержание, не определен, следовательно, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Лицом, право которого нарушено, является Российская Федерация, от лица которой выступает прокурор.

О нарушении прав Российской Федерации на пополнение доходной части бюджета в результате неперечисления средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» прокурору стало известно лишь после проведенной проверки - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-7).

Таким образом, срок исковой давности прокурором не пропущен.

Кроме того, в соответствии со ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

В соответствии с п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 № 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности» к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, исходя из конкретных обстоятельств, в частности, могут относиться: признание претензии; частичная уплата должником основного долга и/или сумм санкций, равно как и частичное признание претензии об уплате основного долга, если последний имеет под собой только одно основание, а не складывается из различных оснований; уплата процентов по основному долгу; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например об отсрочке или рассрочке платежа); акцепт инкассового поручения. При этом согласно п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 № 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 № 18 обстоятельства, перечисленные в ст. 203 ГК РФ, являются безусловными основаниями для перерыва течения срока исковой давности.

Как обоснованно отмечено прокурором, ответчик с момента возникновения задолженности и до настоящего времени признает долг.

Об этом свидетельствуют действия ответчика по частичной оплате задолженности: за январь 2010 года платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ №***, от ДД.ММ.ГГГГ №***, от ДД.ММ.ГГГГ №***, от ДД.ММ.ГГГГ №***; за февраль 2010 года - платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ №***, от ДД.ММ.ГГГГ №***, от ДД.ММ.ГГГГ №***, от ДД.ММ.ГГГГ №***; за март 2010 года - платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ №***, от ДД.ММ.ГГГГ №***.

Учитывая положения ст. 203 ГК РФ, течение срока исковой давности по суммам задолженности за январь 2010 года начинается заново с ДД.ММ.ГГГГ, за февраль 2010 года - с ДД.ММ.ГГГГ, за март 2010 года - с ДД.ММ.ГГГГ.

Письма Ответчика об изменении назначения платежей, адресованные УФСИН России по Архангельской области, не влияют на исчисление срока давности, поскольку направлены после платежей, на момент исполнения которых ответчик признавал задолженность.

Кроме того, ответчиком совершен ряд иных действий, свидетельствующих о признании долга.

Так, из объяснения исполняющего обязанности начальника ФКУ ОИУ ОУХД-№*** П.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что доведенный письмом УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №*** график погашения задолженности по удержаниям осужденных за 2010 год в 2012 году ФКУ ОИУ ОУХД-№*** выполнен (л.д. 10).

Из объяснений представителей ответчика Ж.Н. и Л.Н. в судебном заседании также следует, что ФКУ ОИУ ОУХД-№*** регулярно согласовывало размер задолженности с УФСИН России по Архангельской области, в том числе в ежемесячных отчетах и по завершению финансового года, что также свидетельствует о признании ответчиком долга.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения ходатайства представителей ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности не имеется.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит исковые требования Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ОИУ ОУХД - №*** УФСИН России по АО обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах Российской Федерации, удовлетворить.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №*** с особыми условиями хозяйственной деятельности №*** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» в доход федерального бюджета задолженность по возмещению расходов на содержание осужденных, образовавшуюся в 2010 году, в размере <....>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме 30 сентября 2013 года.

Судья         Е.А. Першина

Решение в законную силу не вступило.