ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-405/2021 от 16.02.2022 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Анадырь 16 февраля 2022 года

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Жуков А.Н.,

при секретаре Давлетшиной М.А.,

с участием:

заместителя Магаданского транспортного прокурора Никитина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Магаданского транспортного прокурора к Администрации Анадырского муниципального района о возложении обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство воздушного транспорта паспорт транспортной безопасности вертодрома, посадочный площадки Ламутское Анадырского района Чукотского автономного округа,

установил:

заместитель Магаданского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным исковым заявлением указав, что проведенной проверкой исполнения Администрацией Анадырского муниципального района (далее – Администрация АМР) законодательства о транспортной безопасности было установлено, что ответчиком не разработан, не утвержден и не направлен в Федеральное агентство воздушного транспорта паспорт объекта транспортной инфраструктуры посадочной площадки Ламутское. На день обращения заместителя Магаданского транспортного прокурора в суд с настоящим исковым заявлением данные требования законодательства о транспортной безопасности ответчиком также не были выполнены. Просил суд возложить на Администрацию АМР обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство воздушного транспорта паспорт транспортной безопасности вертодрома, посадочной площадки Ламутское, расположенной в <адрес> (л.д. 1-5).

В письменных пояснениях представителя Администрации АМР не выразил возражений относительно требования прокурора и указал, что выделение денежных средств на мероприятия по разработке и утверждению паспорта транспортной безопасности вертодромов, посадочных площадок на территории поселений Анадырского муниципального района планируется в первом квартале 2022 года (л.д. 34-35).

Заместитель Магаданского транспортного прокурора Никитин А.С. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Администрацией АМР, извещенной о времени и месте рассмотрения дела, явка своего представителя в судебное заседание не обеспечена, об отложении судебного разбирательства ходатайств не заявлено.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов органами местного самоуправления и за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Неисполнение законодательства о транспортной безопасности нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, создает предпосылки для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта, для совершения террористических актов.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ), транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено названным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно пункту 9 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) к объектам инфраструктуры воздушного транспорта относятся аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1442 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", объектами транспортной инфраструктуры являются вертодромы и (или) посадочные площадки, за исключением вертодромов и посадочных площадок, используемых менее 30 дней в течение календарного года, а также вертодромов и посадочных площадок, используемых только легкими и (или) сверхлегкими воздушными судами авиации общего назначения.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 названного Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2021 года № 2090 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1603" (далее – Требования).

Согласно подпункту «в» пункта 3 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство воздушного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, типовая форма которого приведена в Приложении.

В силу частей 1.3 и 1.4 статьи 9 Федерального закона № 16-ФЗ паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 названного Федерального закона Два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и его электронная копия в течение семи дней направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности. Первый экземпляр утвержденного паспорта с отметкой о получении подлежит возврату субъекту транспортной инфраструктуры в течение десяти дней с даты его поступления в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с приказом Минтранса России от 28 августа 2020 года № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» вертодромы, предназначенные полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов, и посадочные площадки, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, являются объектами транспортной инфраструктуры, не подлежащими категорированию.

При рассмотрении дела судом установлено, что Администрация АМР является правообладателем посадочной площадки Ламутское с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенной в <адрес> (л.д. 16-18).

Как следует из письма генерального директора ГП ЧАО «ЧукотАВИА» от 9 сентября 2021 года в 2020 году посадочная площадка Ламутское использовалась 62 дня (л.д. 13).

На основании приведенных выше положений подпункта 1 пункта 1 статьи 7.1 ВК РФ, пункта 4 Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1442 и приказа Минтранса России от 28 августа 2020 года № 331, посадочная площадка Ламутское является объектом транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию, а Администрация АМР в силу пункта 9 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ является субъектом транспортной безопасности.

Согласно изложенной в иске позиции, не оспариваемой ответчиком, на день вынесения настоящего решения суда Администрацией АМР не разработан, не утвержден и не направлен в Федеральное агентство воздушного транспорта паспорт объекта транспортной инфраструктуры посадочной площадки Ламутское, расположенной в <адрес>.

При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше положениями частей 1.3 и 1.4 статьи 9 Федерального закона № 16-ФЗ, подпункта «в» пункта 3 Требований, суд приходит к выводу о наличии у Администрации АМР обязанности разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство воздушного транспорта паспорт транспортной безопасности вертодрома, посадочной площадки Ламутское <адрес> и об обоснованности исковых требований прокурора.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", при установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Как было указано выше, прокурор просил суд установить ответчику срок для исполнения обязанности по разработке, утверждению и направлению в Федеральное агентство воздушного транспорта паспорта указанного выше объекта транспортной инфраструктуры продолжительностью шесть месяцев.

Указанный срок исполнения возлагаемой на Администрацию АМР обязанности, с учетом труднодоступности посадочной площадки Ламутское и нахождение ее в зоне со сложными климатическими условиями, суд признает разумным и способным обеспечить баланс прав и законных интересов неопределенного круга лиц с учетом необходимости соблюдения ответчиком Требований.

Прокурор и ответчик в соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя Магаданского транспортного прокурора к Администрации Анадырского муниципального района удовлетворить в полном объеме.

Возложить на Администрацию Анадырского муниципального района обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство воздушного транспорта паспорт транспортной безопасности вертодрома, посадочный площадки Ламутское Анадырского района Чукотского автономного округа.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

(подпись)

А.Н. Жуков

Копия верна

Судья А.Н. Жуков

В окончательной форме мотивированное решение суда составлено 24 февраля 2022 года.