ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4060/18 от 20.09.2018 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2018 года Центральный районный суд г.о.Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,

при секретаре Кретининой А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4060/2018 по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии,

у с т а н о в и л:

ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти, в котором просил включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота периоды работы: с 06.12.1983 года по 23.02.1984 года в качестве моториста-матроса теплохода <данные изъяты> в ВОРП Тольяттинский ВРМЗ в исчислении 02 месяца 17 дней, с 26.10.1987 года по 29.11.1988 года, с 13.12.1988 года по 09.10.1989 года в качестве моториста-матроса дизель-электрохода <данные изъяты> в ВОРП Тольяттинский ВРМЗ в исчислении 10 месяцев 20 дней, с 05.03.2001 года по 31.03.2005 года в качестве моториста-рулевого теплохода <данные изъяты> в АО «АвтоВАЗтранс» в исчислении 04 года 26 дней, с 01.11.2006 года по 30.11.2006 года, с 01.01.2007 года по 02.08.2007 года, с 01.01.2008 года по 21.10.2008 года, с 01.01.2009 года по 20.08.2009 года, с 01.03.2010 года по 12.11.2010 года в качестве моториста-рулевого теплохода «<данные изъяты> в ООО СК «Татищев» в исчислении 02 года 09 месяцев 24 дня, с 03.05.2011 года по 09.12.2011 года, с 16.04.2012 года по 21.12.2012 года в качестве моториста-рулевого теплохода <данные изъяты> в ООО «Самарское Судоходное Агентство» в исчислении 1 год 03 месяца 13 дней, с 02.09.2013 года по 10.04.2017 года в качестве рулевого-моториста теплохода <данные изъяты>» в ООО «Подводгазэнергосервис» в исчислении 03 года 06 месяцев 09 дней, пенсию назначить с 04.02.2018 года.

В обоснование исковых требований указано, что на основании решения пенсионного органа от 10.04.2018 года истцу было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствие необходимого стажа, при этом указанным решением не все периоды работы истца были включены в его специальный стаж. Отказ считает незаконным.

Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области реорганизовано в Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное).

В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2, привлеченный к участию в деле по устному ходатайству истца, исковые требования поддержали, суду пояснили, что в период с 06.12.1983 года по 23.02.1984 года он работал качестве моториста-матроса на теплоходе «<данные изъяты> который использовался на буксировках, перевозили грузы до г. Самара и обратно в г. Тольятти, работали посменно, 2 через 2 дня, жили на теплоходе. С октября 1987 года по октябрь 1989 года истец работал на ледоколе <данные изъяты> долбили лед на Онежском озере. Сначала теплоход <данные изъяты> был паромом, ходил на нем в г. Самару, в г. Уфу, в г. В.Балаково, затем использовался на буксировках, плавсостав жил на корабле. В 2013-2017 годах истец работал на теплоходе <данные изъяты>», ходили в города, где проходит газопровод, возили грузы, ночевали на корабле. Просят включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота периоды работы: с 06.12.1983 года по 23.02.1984 года в качестве моториста-матроса теплохода <данные изъяты> в ВОРП Тольяттинский ВРМЗ, с 26.10.1987 года по 29.11.1988 года, с 13.12.1988 года по 09.10.1989 года в качестве моториста-матроса дизель-электрохода <данные изъяты>» в ВОРП Тольяттинский ВРМЗ, с 05.03.2001 года по 31.03.2005 года в качестве моториста-рулевого теплохода «Усолье» в АО «АвтоВАЗтранс», с 01.11.2006 года по 30.11.2006 года, с 01.01.2007 года по 02.08.2007 года, с 01.01.2008 года по 21.10.2008 года, с 01.01.2009 года по 20.08.2009 года, с 01.03.2010 года по 12.11.2010 года в качестве моториста-рулевого теплохода <данные изъяты> в ООО СК «Татищев», с 03.05.2011 года по 09.12.2011 года, с 16.04.2012 года по 21.12.2012 года в качестве моториста-рулевого теплохода <данные изъяты> в ООО «Самарское Судоходное Агентство», с 02.09.2013 года по 10.04.2017 года в качестве рулевого-моториста теплохода <данные изъяты>» в ООО «Подводгазэнергосервис», пенсию назначить с 04.02.2018 года.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о.Тольятти Самарской области (межрайонное) ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился, суду пояснил, что период работы с 06.12.1983 года по 23.02.1984 года в качестве моториста-матроса теплохода <данные изъяты> в ВОРП Тольяттинский ВРМЗ не подлежит включению в специальный стаж, поскольку данное судно в 1983-1984 годах не относилось к судам рейдового флота. Периоды работы с 26.10.1987 года по 29.11.1988 года, с 13.12.1988 года по 09.10.1989 года в качестве моториста-матроса дизель-электрохода <данные изъяты> в ВОРП Тольяттинский ВРМЗ не подлежат включению в специальный стаж, поскольку данное судно в 1987-1991 годах относилось к вспомогательному обслуживающему флоту. Период работы с 05.03.2001 года по 31.03.2005 года в качестве моториста-рулевого теплохода <данные изъяты> в АО «АвтоВАЗтранс» не подлежит включению в специальный стаж, поскольку отсутствует информация об использовании организацией судом в качестве судов речного флота. Периоды работы с 01.11.2006 года по 30.11.2006 года, с 01.01.2007 года по 02.08.2007 года, с 01.01.2008 года по 21.10.2008 года, с 01.01.2009 года по 20.08.2009 года, с 01.03.2010 года по 12.11.2010 года в качестве моториста-рулевого теплохода «<данные изъяты> в ООО СК «Татищев» не подлежат включению в специальный стаж, поскольку данная организация в указанный период не состояла на учете в качестве организации, имеющей рабочие места с особыми условиями труда, перечень льготных профессий не утверждался. Периоды работы с 03.05.2011 года по 09.12.2011 года, с 16.04.2012 года по 21.12.2012 года в качестве моториста-рулевого теплохода <данные изъяты> в ООО «Самарское Судоходное Агентство» не подлежат включению в специальный стаж, поскольку не представлена уточняющая справка. Период работы с 02.09.2013 года по 10.04.2017 года в качестве рулевого-моториста теплохода <данные изъяты> в ООО «Подводгазэнергосервис» не подлежит включению в специальный стаж, поскольку, в силу Устава организации не предусмотрено закрепление работником за определенным судном, организация работает не в соответствии с навигационным периодом, а в соответствии с издаваемыми приказами об открытии и закрытии эксплуатационного периода. На дату обращения специальный стаж истца составляет 7 лет 10 месяцев 29 дней, что менее требуемого 12 лет 6 месяцев.

Представитель ООО "Подводгазэнергосервис" (третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора) в судебное заседание не явился, о дне рассмотрении дела извещен надлежащим образом, письменно просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения требований истца не возражает. Суду представлены сведения, из которых следует, что ФИО1 работал в данной организации: с 02.09.2013 года по 10.04.2017 года в должности рулевого моториста теплохода «<данные изъяты> участка технической эксплуатации флота филиала «Тольяттинский», с 11.04.2017 года переведен на должность речного рабочего филиала «Тольяттинский», с 03.07.2017 года переведен на должность рулевого-моториста теплохода <данные изъяты> участка технической эксплуатации флота филиала «Тольяттинский», 28.03.2018 года трудовой договор расторгнут. Теплоход <данные изъяты>» не относится к портовым судам, постоянно работающим на экватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Должность рулевого-моториста теплохода <данные изъяты> относится к плавсоставу, входит в состав команды и дает право на досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда.

Представитель АО «АвтоВАЗтранс» (третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора) в судебное заседание не явился, о дне рассмотрении дела извещен надлежащим образом, письменно просит рассмотреть дело в его отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда. Кроме того из объяснений представителя следует, что документы, подтверждающие, что суда водного участка водного транспорта АО «АвтоВАЗтранс» относились к морскому, речному флоту или флоту рыбной промышленности, отсутствуют, также отсутствуют документы, подтверждающие, что суда участвовали с перевозке грузов или пассажиров в качестве судов речного флота.

Представитель ООО "Самарское Судоходное Агентство» (третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора) в судебное заседание не явился, о дне рассмотрении дела извещен надлежащим образом, возражений суду не представил.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает, что исковые требования ФИО1 не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

В соответствии с ч. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

Согласно пункту 3 "Морской и речной флот" раздела ХХVIII "Транспорт" Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеет плавающий состав, включающий машинную команду судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения): кочегары судов, работающих на жидком топливе, машинисты всех наименований, мотористы всех наименований, механики и их помощники, главные и старшие механики, электромеханики и их помощники, электромеханики старшие.

Согласно п. 9 Указании Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (пункт "и" статьи 12 Закона от 27.11.91) и за выслугу лет (статья 78.1 Закона от 06.02.92) засчитывается время работы в составе членов экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, занятых на перевозках грузов, пассажиров, добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приеме готовой продукции на промысле и других работах.

В этот стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами.

К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного законодательством возраста, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (то есть не изменяющие характера и условий труда).

К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и тому подобные периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.

В стаж не включаются периоды работы в составе ремонтных, подменных экипажей (команд), основной задачей которых является только выполнение ремонтных работ (то есть члены экипажей, команд по завершении ремонтных работ не зачисляются в экипаж судна для выполнения планового задания, а направляются на другие ремонтируемые суда).

При этом согласно пункту 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Сроки начала и окончания навигации применительно к замерзающим водным путям устанавливаются приказами органов Государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства с учетом местных климатических и гидрологических условий.

Согласно п. 5 разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. N 5, утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренные Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, с включением в него вспомогательных и подготовительных работ.

В специальный стаж могут также включаться периоды погрузочно-разгрузочных работ в порту, межрейсовое техническое обслуживание или текущий ремонт судна, время выполнения плавсоставом других работ, обслуживающих эксплуатацию судна по назначению.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно которому подлежат подтверждению периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ.

Исходя из положений вышеуказанных норм, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

При этом страховая пенсия по старости назначается досрочно плавсоставу тех судов, которые выполняют работы согласно их предназначению, за пределами акватории порта. Это обусловлено тем, что данная работа производится в длительном отрыве от берега и тяжелых природно-климатических условиях. Плавсостав судов, работающих на акватории порта, судов, задачей которых является обслуживание и обеспечение других судов и деятельности персонала судовладельца, судов внутригородского и пригородного сообщения правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не пользуются, так как работа плавсостава этих судов протекает в других условиях и в другом режиме.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В результате рассмотрения документов, представленных ФИО1 для назначения страховой пенсии по старости, пенсионный орган принял решение от 10.04.2018 года об отказе истцу в досрочном назначении страховой пенсии, при этом признав наличие у истца специального стажа 7 лет 10 месяцев 29 дней, что менее требуемого 12 лет 6 месяцев.

Истцом заявлено, что пенсионным органом необоснованно не были включены в специальный страховой стаж периоды работы:

- с 06.12.1983 года по 23.02.1984 года в качестве моториста-матроса теплохода <данные изъяты> в ВОРП Тольяттинский ВРМЗ,

- с 26.10.1987 года по 29.11.1988 года, с 13.12.1988 года по 09.10.1989 года в качестве моториста-матроса дизель-электрохода <данные изъяты> в ВОРП Тольяттинский ВРМЗ,

- с 05.03.2001 года по 31.03.2005 года в качестве моториста-рулевого теплохода <данные изъяты> в АО «АвтоВАЗтранс»,

- с 01.11.2006 года по 30.11.2006 года, с 01.01.2007 года по 02.08.2007 года, с 01.01.2008 года по 21.10.2008 года, с 01.01.2009 года по 20.08.2009 года, с 01.03.2010 года по 12.11.2010 года в качестве моториста-рулевого теплохода <данные изъяты> в ООО СК «Татищев»,

- с 03.05.2011 года по 09.12.2011 года, с 16.04.2012 года по 21.12.2012 года в качестве моториста-рулевого теплохода <данные изъяты>» в ООО «Самарское Судоходное Агентство»,

- с 02.09.2013 года по 10.04.2017 года в качестве рулевого-моториста теплохода <данные изъяты> в ООО «Подводгазэнергосервис».

Между тем, с доводами истца согласиться нельзя по следующим основаниям:

Из представленных суду сообщений Средне-Волжского филиала Российского Речного Регистра от 04.06.2018 года и от 13.09.2018 года следует:

- судно «<данные изъяты> в период с 1983 по 1995 год включительно являлось «буксир-толкач», то есть судном, предназначенным для буксировки или вождения методом толкания других судов и плавучих сооружений

- судно <данные изъяты> с 1983 по 1989 год включительно являлось «дизель-электроход, ледокол».

- судно <данные изъяты> с 2001 года по 2012 год включительно являлось «самоходный паром, перевозка автотранспорта и пассажиров».

- судно <данные изъяты> с 2012 по 2018 год включительно является «буксирный теплоход».

Судом произведена оценка условий труда ФИО1 по каждому из периодов работы с учетом представленных сторонами доказательств и сделаны следующие выводы:

1. ВОРП Тольяттинский СРМЗ

Истец считает подлежащим включению в специальный стаж периоды работы с 06.12.1983 года по 23.02.1984 года в должности моторист-матрос теплохода <данные изъяты> в ВОРП Тольяттинский СРМЗ (00 год 02 месяца 17 дней) и с 26.10.1987 года по 29.11.1988 года, с 13.12.1988 года по 09.10.1989 года в должности моторист-матрос дизельного электрохода «Капитан Чадаев» в ВОРП Тольяттинский СРМЗ (00 год 10 месяцев 29 дней).

В подтверждение указанных периодов представлена уточняющая периоды работы справка, выданная АО «Судоходная компания «Волжское пароходство».

На запрос суда поступил ответ РОСМОРРЕЧФЛОТа, из которого следует, что теплоход <данные изъяты> - это буксир-толкач.

В льготной справке указано, что теплоход является судном рейдового флота.

В соответствии с СанПин 2.5.2-703-98.2.5.2, буксир-толкач – это судно, предназначенное для буксировки или вождения методом толкания других судов и плавучих сооружений (п.1.2.5).

Согласно пункту 1.3.1.3, суда рейдового флота отнесены к 3 группе судов, относительно времени пребывания человека на судне, то есть продолжительности воздействия на организм человека факторов судовой среды. При этом 3 группа судов – это суда, на которых экипаж находится только во время работы, а проживает на берегу.

Следовательно, в силу п. 1.2.8 СанПин, теплоход отнесен, как буксир-толкач, к вспомогательным судам (рейдовое, лоцманское, спасательное, пожарное, ледокольное и т.п.).

Пп.9 пункта 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» отнесены к исключениям портовые суда, постоянно работающие в акватории порта, служебно-вспомогательные и разъездные суда, суда пригородного и внутригородского сообщения.

Судно <данные изъяты> дизель-пароход, ледокол (ответ на запрос РОСМОРРЕЧФЛОТ).

В льготной справке указано, что судно относилось к самоходному вспомогательному техническому и обслуживающему флоту.

В силу п. 1.2.8 СанПин, пароход отнесен, как ледокол, к вспомогательным судам (рейдовое, лоцманское, спасательное, пожарное, ледокольное и т.п.).

П.п.9 пункта 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» отнесены к исключением портовые суда, постоянно работающие в акватории порта, служебно-вспомогательные и разъездные суда, суда пригородного и внутригородского сообщения.

Из вышеизложенного следует, что суда <данные изъяты> в период работы истца с 1983 по 1984 год и <данные изъяты> в период работы истца с 1987 по 1989 год не относились к судам, работа на которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп. 9 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

Таким образом, ФИО1 обоснованно было отказано во включении в специальный страховой стаж периодов его работы с 06.12.1983 года по 23.02.1984 года в качестве моториста-матроса теплохода <данные изъяты> в ВОРП Тольяттинский ВРМЗ, с 26.10.1987 года по 29.11.1988 года, с 13.12.1988 года по 09.10.1989 года в качестве моториста-матроса дизель-электрохода <данные изъяты>» в ВОРП Тольяттинский ВРМЗ.

2. АО «АвтоВАЗтранс»:

Истец считает подлежащим включению в специальный стаж период работы с 05.03.2001 года по 31.03.2005 года в должности моторист-рулевой теплохода «<данные изъяты> (04 года 00 месяцев 26 дней).

Между тем, суду не представлена справка, уточняющая характер работы в спорный период.

Согласно ответу на запрос суда, судно <данные изъяты> являлось самоходным паромом, перевозка автотранспорта и пассажиров.

Судно числилось за АО «АвтоВАЗтранс».

АО «АвтоВАЗтранс» представлены сведения, согласно которым справка, уточняющая характер и условия работы истца в качестве моториста рулевого, не может быть выдана в связи с отсутствием каких-либо подтверждающих документов

Согласно п.1.2.9 СанПин паром - судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств и пассажиров между береговыми пунктами, расположенными на противоположных берегах.

П.п.9 пункта 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» отнесены к исключениям портовые суда, постоянно работающие в акватории порта, служебно-вспомогательные и разъездные суда, суда пригородного и внутригородского сообщения.

Из вышеизложенного следует, что судно <данные изъяты> в период работы истца с 2001 по 2005 год являлось пригородным судном и не относилось к судам, работа на которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп. 9 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

Таким образом, ФИО1 обоснованно было отказано во включении в специальный страховой стаж периода его работы с 05.03.2001 года по 31.03.2005 года в качестве моториста-рулевого теплохода <данные изъяты> в АО «АвтоВАЗтранс».

3. ООО СК «Татищев»:

Истец считает подлежащими включению в специальный стаж периоды работы с 01.11.2006 года по 30.11.2006 года, с 01.01.2007 года по 02.08.2007 года, с 01.01.2008 года 21.10.2008 года, с 01.01.2009 года по 20.08.2009 года, с 01.03.2010 года по 12.11.2010 года в должности моторист-рулевой т/х <данные изъяты> (02 года 09 месяцев 24 дня).

Между тем, льготная справка в материалах дела отсутствует, работодатель истца, как организация, имеющая рабочие места с особыми условиями труда, не состоял. Имеется справка от 17.11.2010 года, подтверждающая только факт работы истца, но не отражающая условия работы.

В выписке из лицевого счета застрахованного лица отражены сведения с общими условиями труда.

Судно числилось за ООО СК «Татищев», являлось паромом.

Согласно п.1.2.9 СанПин паром - судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств и пассажиров между береговыми пунктами, расположенными на противоположных берегах.

Согласно ответу на запрос суда, судно <данные изъяты> являлось самоходным паромом, перевозка автотранспорта и пассажиров.

Более того, в рамках рассмотрения пенсионных прав истца пенсионных органом было установлено, что ООО СК «Татищев» как организация, имеющая рабочие места с особыми условиями труда не значится, перечень льготных профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, в организации не утверждался.

П.п.9 пункта 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» отнесены к исключениям портовые суда, постоянно работающие в акватории порта, служебно-вспомогательные и разъездные суда, суда пригородного и внутригородского сообщения.

Из вышеизложенного следует, что судно <данные изъяты> в период работы истца с 2006 по 2010 год являлось судном пригородного сообщения и не относилось к судам, работа на которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп. 9 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

Таким образом, ФИО1 обоснованно было отказано во включении в специальный страховой стаж периодов его работы с 01.11.2006 года по 30.11.2006 года, с 01.01.2007 года по 02.08.2007 года, с 01.01.2008 года по 21.10.2008 года, с 01.01.2009 года по 20.08.2009 года, с 01.03.2010 года по 12.11.2010 года в качестве моториста-рулевого теплохода <данные изъяты> в ООО СК «Татищев».

4. ООО «Самарское судоходное агентство»:

Истец считает подлежащими включению в специальный стаж периоды работы с 03.05.2011 года по 09.12.2011 года, с 16.04.2012 года по 21.12.2012 года в должности моторист-рулевой т/х <данные изъяты>» (01 год 03 месяца 13 дней).

Между тем, льготная справка в дело не представлена.

Судно числилось за ООО «Самарское судоходное агентство».

Согласно ответу на запрос суда, судно <данные изъяты> являлось самоходным паромом, перевозка автотранспорта и пассажиров.

Согласно п.1.2.9 СанПин паром - судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств и пассажиров между береговыми пунктами, расположенными на противоположных берегах.

П.п.9 пункта 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» отнесены к исключениям портовые суда, постоянно работающие в акватории порта, служебно-вспомогательные и разъездные суда, суда пригородного и внутригородского сообщения.

Из вышеизложенного следует, что судно <данные изъяты> в период работы истца с 2011 по 2012 год являлось судном пригородного сообщения и не относилось к судам, работа на которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп. 9 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

Таким образом, ФИО1 обоснованно было отказано во включении в специальный страховой стаж периодов его работы с 03.05.2011 года по 09.12.2011 года, с 16.04.2012 года по 21.12.2012 года в качестве моториста-рулевого теплохода <данные изъяты> в ООО «Самарское Судоходное Агентство».

Суд также считает необходимым указать, что то обстоятельство, что во все вышеуказанные спорные периоды работы ФИО1 в ВОРП Тольяттинский ВРМЗ, ООО СК «Татищев», ООО «Самарское Судоходное Агентство»замещал должности, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии, не является основанием для их безусловного включения в специальный трудовой стаж, поскольку в силу закона, он, замещая указанные должности, должен осуществлять трудовую деятельность на судах, не относящихся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Однако данное условие для включения периодов работы в специальный стаж стороной истца доказано не было.

5. ООО «Подводгазэнергосервис»:

Истец считает подлежащим включению в специальный стаж период работы с 02.09.2013 года по 10.04.2017 года в должности рулевой-моторист т/х <данные изъяты>» (03 года 06 месяцев 09 дней).

В деле имеется справка, уточняющая характер работы, выданная за период работы в качестве рулевого-моториста участка технической эксплуатации флота филиал «Тольяттинский». Аналогичная справка представлялась истцом и в пенсионный орган при оценке пенсионных прав ФИО1

Между тем, согласно акту документарной проверки, акту камеральной проверки, документы, подтверждающие периоды навигации и занятость в плавсоставе на транспортных средствах, предусмотренных п.п. 9 п. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», то есть документы, указанные в уточняющей справке, как основания ее выдачи, у работодателя отсутствуют.

Специалистами ответчика исследовался Устав работодателя, согласно которому Обществом осуществлялись виды деятельности, определенные для служебно-вспомогательных и служебно-разъездных судов. Общество работает не в соответствии с навигационным периодом, устанавливаемом в централизованном порядке, а в соответствии с локально издаваемыми приказами об открытии и закрытии эксплуатационного периода, в зависимости от работы филиалов.

В акте № 47 от 20.03.2018 года подробно указано, что для проверки были представлены:

- Устав ООО «Подводгазэнерговервис»;

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица,

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе,

- свидетельство о допуске к определенному виду или видам работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с приложением от 28.09.2010 года,

- статистические коды,

- Протокол № 1 от 18.07.2013 года проведения семинара со страхователем, согласно которого право на льготное пенсионное обеспечение работников плавсостава организации определено с 01.01.2013 года при условии подтверждения занятости на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;

- приказы об открытии и закрытии эксплуатационных периодов в связи с готовностью к эксплуатации и началом производства и окончанием производства за 2012-2017 годы, согласно которых открытие и закрытие зависит от производства работ филиалов.

Отмечено, что документы, подтверждающие, что водное транспортное средство не относится к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, также не представлена карта аттестации рабочего места и документы по спецоценке. Не представлены документы, подтверждающие периоды навигации и занятость ФИО1 в плавсоставе на судах, в связи с чем, определить периоды работы ФИО1 в плавсоставе не представляется возможным.

Из представленных документов усматривается, что организация осуществляла виды деятельности, определенные для служебно-вспомогательных и служебно-разъездных судов. Бригады филиалов (в том числе работники плавсостава) для производства работ направляются в служебные поездки и города и деревни. Организация работает не в соответствии с навигационным периодом, устанавливаемым в централизованном порядке, а в соответствии с издаваемыми приказами об открытии и закрытии эксплуатационного периода. В связи с изложенным, у работников ООО «Подводгазэнергосервис» отсутствует право на пенсию в соответствии с п. 9 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При проверке индивидуальных сведений ФИО1 установлен факт необоснованного указания сведений о льготном стаже и предложено предоставить корректирующие формы индивидуальных сведений с указанием на общий стаж.

Из Акта камеральной проверки № 202 от 18.12.2017 года следует, что видами деятельности работодателя является выполнение работ по техническому обслуживанию, включая ремонтные и аварийно-восстановительные работы, на подводных переходах магистральных газопроводов единой системы газоснабжения страны. Структура предприятия: ремонтно-диагностический центр, местонахождение Московская область, имеются филиалы, в том числе «Тольяттинский» в Самарской области, где и работал истец.

Документы, подтверждающие, что водное транспортное средство, на котором работал истец, не относится к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения, не представлены, не представлены карта аттестации рабочего места истца или документы по спецоценке.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «ред. от 19.07.2018) «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;

В силу ст. 28 указанного ФЗ № 426-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением статьи 18 настоящего Федерального закона.

В нарушение приведенных норм карта оценки спорных условий труда истца не представлена ни в пенсионный орган, ни суду.

От работодателя истца ООО «Подводгазэнергосервис» в адрес суда поступили письменные пояснения, однако документы, на основании которых истцу выдана уточняющая справка, не предоставлены.

При этом работодатель указывает, что теплоход <данные изъяты> в соответствии с техническими характеристиками относится к специальным судам и предназначен для обеспечения водолазных работ на реках, водохранилищах и озерах на глубинах до 45 метров.

В соответствии с СанПин 2.5.2-703-98.2.5.2, буксир-толкач – это судно, предназначенное для буксировки или вождения методом толкания других судов и плавучих сооружений (п.1.2.5).

Между тем согласно ответу ФАУ «Российский Речной Регистр» на запрос суда, судно <данные изъяты> является «Буксирным теплоходом», числится за ООО «Подводгазэнергосервис».

Как пояснил сам истец, судно <данные изъяты> является буксиром.

Таким образом, доводы истца и работодателя относительно предназначения судна <данные изъяты> прямо противоречат друг другу.

Кроме того, для установления степени влияния судовых условий на организм истца судом были проанализированы сведения, представленные ФБУ «Администрация Волжского бассейна» о дислокации т/х <данные изъяты> в юридически значимые периоды времени:

- за 2013 год всего 7 рейсов по маршруту Тольятти - Климовка-Тольятти (Самарская область), 4 рейса вверх и 3 рейса вниз.

- за 2014 год 4 рейса по маршруту Тольятти - Климовка-Тольятти (Самарская область), 2 рейса вверх и 2 рейса вниз;

- за 2015 год 2 рейса по маршруту Тольятти – Волгоград – Тольятти, 1 рейс вверх и 1 рейс вниз;

- за 2016 год 17 рейсов по маршруту МШБ Тольятти – Климовка – Криуши Ульяновские, вверх 9 рейсов, вниз 8 рейсов. С учетом продолжительности навигационного периода в Самарской области (7 месяцев) за 2016 навигационный период истец принимал участие в среднем 2,4 рейса ежемесячно.

- за 2017 год 1 рейс Тольятти пристанное.

Суд отмечает, что расстояние от г.о.Тольятти до с.Климовка по воде составляет порядка 40 км, от г.о.Тольятти до Криуши Ульяновские – 190 км.

Полученные судом сведения противоречат объяснениям истца в судебном заседании, из которых следует, что на судне <данные изъяты> в 2013- 2017 годах на протяжении навигационного периода (6-7 месяцев) ходили в города, где проходит газопровод, возили грузы, загружались и разгружались, ночевали на корабле.

Таким образом, сведения о перемещениях теплохода-буксира за 2013, 2014, 2015 и 2016 годы полностью подтверждают выводы актов камеральной проверки и документальной проверки относительно служебно-разъездного характера работы истца.

В актах имеются ссылки на приказы работодателя, согласно которым, бригады филиалов, в том числе работники плавсостава, для производства работ направляются в служебные поездки в города и деревни. Об этом свидетельствует небольшое количество рейсов, а также маршруты передвижения судна, более того, в 2017 году теплоход <данные изъяты> рейсы не совершал.

Следует отметить, что сроки начала и окончания периода навигации применительно к замерзающим водным путям устанавливаются приказами органов Государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства с учетом местных климатических и гидрологических условий.

Навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.

Отработанный навигационный период на водном транспорте с учетом Постановления Правительства РФ от 02.05.2006 г. N 266 "О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" засчитывается в специальный трудовой стаж за год работы.

Между тем, согласно материалам дела, начало и окончание работы истца в спорный период времени связывались не с соответствующими актами Государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, определяющими навигационный период, а с приказами работодателя, что не оспаривается и третьим лицом ООО «Подводгазэнергосервис» в возражениях его представителя.

Кроме того, СанПин 2.5.2-703-98.2.5.2 предусмотрены следующие понятия:

П.1.2.5. Буксир-толкач - судно, предназначенное для буксировки или вождения методом толкания других судов и плавучих сооружений.

П.1.2.7. Разъездное судно - судно, предназначенное для разъездных целей и перевозки не более 12 пассажиров.

П.1.2.8. Вспомогательное судно - судно, используемое для вспомогательных целей (рейдовое, лоцманское, спасательное, пожарное, ледокольное и т.п.).

Анализ представленных суду доказательств дает основания полагать, что теплоход <данные изъяты> использовался работодателем ООО «Подводгазэнергосервис» для перевозки откомандированных работников к месту ремонта путей газопроводов, с учетом того, что предприятие является ремонтно-диагностическим центром, то есть судно классифицируется по п.1.2.7, либо по п.1.2.8 СанПин.

Следует отметить противоречивый характер пояснений истца и представителя ООО «Подводгазэнергосервис». Так, истец суду пояснил, что в спорный период он управлял судном, которое является буксиром, а рейсы осуществлялись в составе с грузовой баржей. В свою очередь, работодатель в письменных пояснениях утверждает, что судно предназначено для производства водолазных работ глубиной до 45 м.

В соответствии с п.1.3.1. СанПин 2.5.2-703-98.2.5.2, требования настоящих СанПиН зависят от группы судна по следующей классификации, характеризуемой временем пребывания человека на судне в соответствии с "Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота", т.е. продолжительностью воздействия на организм человека факторов судовой среды.

1.3.1.1. I группа - суда внутреннего и смешанного плавания, на которых экипаж постоянно работает и проживает на судне в течение всего времени навигации (более 40 часов).

1.3.1.2. II группа - суда внутреннего плавания, совершающие короткие рейсы и обслуживаемые бригадным методом, при котором часть экипажа в течение навигации периодически работает и проживает на судне (до 40 часов), а часть - отдыхает на берегу.

1.3.1.3. III группа - суда внутреннего плавания внутригородских, пригородных линий, рейдовые, вспомогательные, т.е. на которых экипаж находится только во время работы, а проживает на берегу.

По мнению суда, периоды работы истца в ООО «Подводгазэнергосервис» проходили на судне, отнесенном к 3 группе классификации. При этом продолжительность воздействия на организм истца факторов судовой среды не свидетельствует о его праве на досрочную страховую пенсию в соответствии с п.п.9 пункт 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, ФИО1 обоснованно было отказано во включении в специальный страховой стаж периода его работы с 02.09.2013 года по 10.04.2017 года в качестве рулевого-моториста теплохода <данные изъяты> в ООО «Подводгазэнергосервис».

На основании вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований ФИО1 следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2018 года.

Председательствующий: