ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4061/20 от 29.09.2020 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-4061/2020

г. Тюмень 29 сентября 2020 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Пономаревой Н.В.,

при секретаре Макарове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крыловой Р.А. к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о признании незаконным приказа, возложении обязанности поставить на учет,

УСТАНОВИЛ:

Крылова Р.А. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени (далее по тексту Департамент) о признании незаконным приказа Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях», обязании принять Крылову Р.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие» с составом семьи 1 человек.

Исковые требования мотивированы тем, что истец проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Регистрацию в данном жилом помещении имеет с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление в Управление социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района о признании малоимущей, с целью постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По результатам рассмотрения заявления она была признана малоимущей с целью постановки на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление о приеме документов на предоставление услуги «Прием заявлений, документов, а также постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ОМСУ» в Администрации муниципального образования. ДД.ММ.ГГГГ согласно уведомления Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени об отказе в предоставлении муниципальной услуги в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «малоимущие» отказано.

Данное решение истец считает незаконным и необоснованным, нарушающим её права и законные интересы.

Истец, привлеченное судом третье лицо Управление социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представителя истца Снегирева Т.Я. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представителя ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени Троегубова Ю.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что сведения о наличии у граждан независящих причин предоставляет территориальный орган социальной защиты населения. Согласно сведениям Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района, наличие независящих причин низкого уровня дохода заявителя не установлены, в связи с чем, истец не может быть признан малоимущим для целей получения жилого помещения.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Крыловой Р.А. подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим кодексом случаев (часть 1).

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (часть 3).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (часть 4).

Согласно статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Порядок ведения органами местного самоуправления в Тюменской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Тюменской области от 07 октября 1999 г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (далее по тексту - Закон Тюменской области от 07 октября 1999 г. № 137).

В соответствии со статьей 6 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 г. № 137 (ред. От 17.12.2019) «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны граждане, соответствующие в совокупности следующим условиям: 1) постоянно проживают в Тюменской области не менее 5 лет (за исключением детей в возрасте до 5 лет); 2) признаны в порядке, установленном настоящим Законом, малоимущими или относятся к одной или нескольким категориям граждан, указанным в статье 7 настоящего Закона; 3) имеют основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (граждане, относящиеся к категориям, указанным в статье 7 настоящего Закона, также не должны иметь установленных статьей 8 настоящего Закона оснований, исключающих возможность признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области).

Согласно статье 8.1. Закона Тюменской области от 07 октября 1999 г. № 137 в редакции, действовавший в период принятия ответчиком обжалуемого решения, признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления одновременно с признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном настоящим Законом (часть 1). Для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, применяется порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи, установленный федеральным законом для оказания государственной социальной помощи. При расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях настоящего Закона учитываются все виды доходов, установленные Правительством Российской Федерации для оказания государственной социальной помощи. Органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если доходы граждан по не зависящим от них причинам, указанным в Законе Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» или признанным таковыми по решению органов местного самоуправления, ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, при этом совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, ниже стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления. Установленный органами местного самоуправления размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не может быть выше величины прожиточного минимума, установленного по Тюменской области (часть 3).

В статье 17 Закона Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» от 28декабря2004г. № 331 указано, что право на адресную социальную помощь имеют проживающие в Тюменской области малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже установленной по Тюменской области величины прожиточного минимума на душу населения или по соответствующей социально-демографической группе (часть 1). Независящими причинами, дающими право на получение адресной социальной помощи малоимущим семьям, являются: 1) многодетность (наличие в семье трех и более нетрудоспособных детей и (или) детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования по очной форме); 2) наличие нетрудоспособного члена семьи при отсутствии других трудоспособных членов семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с действующим законодательством (кроме случаев, когда трудоспособные члены семьи признаны безработными, или обучаются в профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования по очной форме, или не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом или инвалидом I группы) (часть 2). Независящей причиной, по которой малоимущий одиноко проживающий гражданин имеет право на получение государственной адресной социальной помощи, является его нетрудоспособность (часть 3). С учетом конкретной ситуации органом, назначающим адресную социальную помощь, могут быть признаны иные независящие причины, дающие право на получение адресной социальной помощи (часть 4).

Статьей 8.2 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 г. № 137 в редакции от 05.06.2019 предусмотрен перечень документов, необходимых для решения вопроса о признании гражданина малоимущим в целях учета граждан, нуждающихся в жилых помещения, в том числе сведения территориального органа социальной защиты населения о размере дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, исходя из видов доходов.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление в Управление социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района о признании малоимущей, с целью постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По результатам рассмотрения заявления она была признана малоимущей с целью постановки на учет как малоимущая для получения государственной социальной помощи.

ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление о приеме документов на предоставление услуги «Прием заявлений, документов, а также постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ОМСУ» в Администрации муниципального образования.

ДД.ММ.ГГГГ согласно уведомления Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени об отказе в предоставлении муниципальной услуги в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «малоимущие» отказано.

В соответствии с ответом Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района на запрос департамента, Крылова Р.А. состоит на учете в Управлении социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района, признана малоимущей для получения государственной социальной помощи с ДД.ММ.ГГГГ г., в 2018 г. истцу предоставлялась адресная социальная помощь, в 2019 – 2020 г.г. с заявлением на государственную социальную помощь не обращалась.

Представителя ответчика Троегобова Ю.Ю. в судебном заседании пояснила, что в соответствии с пунктом 1 ст. 8.2 Закона Тюменской области сведения о наличии у граждан независящих причин предоставляет территориальный орган социальной защиты населения. Согласно представленным, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, сведениям Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района, наличие независящих причин низкого уровня дохода заявителя не установлены.

Вместе с тем, из от ответа на запрос ответчика Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района, который положен в основу оспариваемого решения, полученного ответчиком ДД.ММ.ГГГГ следует, что размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи истца составляет <данные изъяты> рублей, дата исчисления дохода: ДД.ММ.ГГГГ, период за который исчислен доход: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, семье в 2019,2020 г. адресная социальная помощь не оказывалась, наличие у данного гражданина независящих причин не установлено.

Из изложенного выше следует, что единственным основанием отказа истцу в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие» с составом семьи 1 человек, явилось неполучение ею адресной социальной помощи в 2019,2020 г.

Однако, истцом были представлены все документы, предусмотренные административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в постановлении администрации г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ», как и документы, подтверждающие наличие у неё независящих причин, а именно: справка УПФР в г. Тюмени Тюменской области о том, что Крылова Р.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по старости бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, справки регистрирующих органов об отсутствии в собственности недвижимости и транспортных средств, а также об отсутствии сведений о прекращении права собственности.

Учитывая, что определенные Законом Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» независящие от истца причины низкого уровня его доходов, позволяющего считать его малоимущим, материалами дела подтверждены, ответчиком, за исключением неполучения социальной адресной помощи, не оспаривается, то основания для отказа в принятия истца на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отсутствуют, в связи с чем, приказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях» является незаконным, истец подлежит постановке на вышеуказанный учет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Крыловой Р.А. удовлетворить.

Признать незаконным приказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени принять Крылову Р.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие» с составом семьи 1 человек.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тюмени.

Решение в окончательной форме изготовлено 06 октября 2020 г.

Судья Пономарева Н.В.