ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4061/2017 от 15.11.2017 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-4061/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2017 года г. Уфа

Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Фахрисламовой Г.З.,

при секретаре Афанасьевой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ» о перерасчете платы по коммунальным услугам, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с иском к ОАО «Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ» о перерасчете платы по коммунальным услугам, взыскании компенсации морального вреда, указав в обоснование требований на то, что ФИО1 является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: РБ, <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. В своей квартире он проживал до 2011 года, с ДД.ММ.ГГГГ находился под стражей, ДД.ММ.ГГГГ осужден приговором Кировского районного суда г. Уфы РБ к лишению свободы на 9 лет. Управление многоквартирным домом и поставку коммунальных ресурсов осуществляет ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфы РБ», на основании неизвестного истцу договора. ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе представителей управляющей компании ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфы РБ» и ведущего инженера, мастера ЖЭУ-48 организован и составлен акт о фактически проживающих жильцах в <адрес> чего следует: «по данному адресу зарегистрировано 2 человека и в результате проверки установлены с 2013 года проживают без регистрации и не производят оплату за ЖКУ граждане в количестве 2-х лиц, однако личности установить не удалось, поскольку не открывают дверь.» Позже, управляющей компанией ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфы РБ» составлен Акт б/н от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено: «с марта 2014 года по адресу <адрес> проживают граждане без регистрации в количестве 7 человек.» Исходя из чего, согласно начислениям в финансовом периоде, по лицевому счету <адрес> г. Уфы РБ число зарегистрированных на лицевом счете - 9 человек. За октябрь 2015 года задолженность составила по оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере <данные изъяты> рублей. На сегодняшний день указать задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги не представляется возможным, поскольку управляющая компания по месту отбывания наказания не уведомляет и не предоставляет истцу необходимую информацию. Когда как, такой акт о фактически проживающих лицах, управляющей компании даже если он составлен, не может являться основанием для доначисления платы за услуги. В соответствии с законодательством основанием может быть только заявление истца, или решение о привлечении к административной ответственности по ст. 19.15 КоАП РФ, где говорится о нарушении правил регистрации по адресу. То и есть, КоАП РФ ст. 19.15 - проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Между тем, лица, указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ не установлены, а в акте от ДД.ММ.ГГГГ истцу не известны и на каком основании находились в квартире без соответствующего одобрения, управляющей компанией не рассматривалось. Не установлен период времени с какого числа месяца и по какое, неизвестные лица занимали жилую недвижимость истца. В связи с чем, утверждать о денежных суммах, начисленных к оплате за жку невозможно.

Таким образом, по мнению истца, ответчик должен перерасчитать плату по коммунальных ресурсам в период образования акта о фактически проживающих жильцах от ДД.ММ.ГГГГ, акта от ДД.ММ.ГГГГ, до дня их прекращения действия.

Истец просил обязать ответчика управляющую компанию ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ» произвести перерасчет платы по коммунальным ресурсам в связи с устранением незаконных актов о фактически проживающих жильцах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, о результатах перерасчета платы по жилищно-коммунальным услугам уведомить истца лично по месту нахождения (отбывания наказания). Взыскать с ответчика управляющей компании ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ» <данные изъяты> рублей в счет возмещения морального вреда.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено ООО «Объединение жилищного хозяйства Орджоникидзевского района города Уфы», являющееся с ДД.ММ.ГГГГ управляющей компаний.

Истец ФИО1 в суд не явился, извещен надлежаще, содержится в ФКУ ИК-2 УФСИН РФ по РБ; обращался к суду с ходатайствами о содействии в истребовании доказательств, которые судом были удовлетворены.

Представитель ответчика ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ» ФИО2 в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ООО «Объединение жилищного хозяйства Орджоникидзевского района города Уфы» ФИО3 возражал в удовлетворении исковых требований, полагал, что оснований для перерасчет оплаты по коммунальным платежам отсутствуют.

Выслушав участников, допросив свидетелей, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

В соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 86. "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016), при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "е" и "д" пункта 4 настоящих Правил.

В соответствии с пп. е(1) п. 32 и п. 56(1) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016).

32. Исполнитель имеет право:

е(1) устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан;

56(1). В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.

В силу приведенных норм, собственник жилого помещения обязан производить оплату за коммунальные услуги, в состав которых входят услуги "ХВС, ГВС, водоотведение"; обязанность по оплате не связана с фактическим проживанием собственника жилого помещения в принадлежащем ему жилом помещении; исполнитель услуг вправе устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.

Из материалов дела усматривается, что в спорный период с 2013 по настоящее время в принадлежащей истцу на праве собственности квартире по адресу: <адрес> не установлены индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды. В квартире с начала спорного периода были зарегистрированы два лица: ФИО1 и его брат ФИО4, начисления производились из расчета на двух зарегистрированных лиц.

Объяснениями представителя ответчика установлено, что поводом для установления количества проживающий в квартире лиц явились жалобы жильцов <адрес> на проживание большого количества квартиросъемщиков узбекской национальности в квартире истца.

При таких обстоятельствах, ответчик, как исполнитель услуг, был вправе установить количество проживающих в квартире лиц путем составления соответствующего Акта.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе представителей управляющей компании ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфы РБ» и ведущего инженера, мастера ЖЭУ-48 организован и составлен акт о фактически проживающих жильцах в <адрес>, из которого следует: «по данному адресу зарегистрировано 2 человека и в результате проверки установлены с 2013 года проживают без регистрации и не производят оплату за ЖКУ граждане в количестве 2-х лиц, однако личности установить не удалось, поскольку не открывают дверь.»

Позже, управляющей компанией ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфы РБ» составлен Акт б/н от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено: «с марта 2014 года по адресу <адрес> проживают граждане без регистрации в количестве 7 человек.».

ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе представителей управляющей компании составлен Акт о том, что с ДД.ММ.ГГГГ в квартире не имеется лиц, проживающих без регистрации.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ст. 199 ГК РФ).

Учитывая, что истцом оспаривается правильность начислений за период с мая 2013 года, ответчиком заявлено о пропуске трехлетнего срока исковой давности по начислениям с мая 2013 года до ДД.ММ.ГГГГ, то есть за период за пределами трехлетнего срока до даты подачи искового заявления ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из представленных ответчиком платежных документов для оплаты коммунальных услуг, после составления Акта от ДД.ММ.ГГГГ, начиная с сентября 2014 года начисления по квартире истца производились из расчета девять человек в соответствии с количеством зарегистрированных и установленных актом лиц.

После составления Акта от ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени начисления за коммунальные услуги по квартире производятся на одного зарегистрированного человека.

Факт проживания в квартире в спорный период граждан подтвержден показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей А.Р.Р., Ф.Ш.А.

Так, А.Р.Р. пояснила, что работает в ЖЭУ , жильцы дома жаловались им на квартирантов в квартире истца, обращались с коллективной жалобой; она участвовала в составлении Актов о количестве проживающих лиц. В квартире истца проживали и до сих пор проживают квартиранты, они сменяются, сначала жили узбеки, потом русские, сейчас трое живут. Квартиру сдавал двоюродный брат ФИО1, потом его адвокат. Плату за коммунальные услуги квартиранты не платят. Одна семья пару раз заплатила и перестала платить.

Согласно объяснениям Ф.Ш.А., он проживает с 2013 года в <адрес> этого дома. В соседней <адрес> проживают квартиранты. Помнит семью узбеков, не меньше восьми человек с детьми, долго жили, после них еще семьи были.

При таких обстоятельствах, суд приходит выводу правомерности действий ответчика по начислению истцу оплаты за спорный период по коммунальным услугам "ХВС, ГВС, водоотведение" на основании общедомовых приборов учета, т.к. основанием такого начисления является факт проживания граждан в квартире, не оборудованной индивидуальными приборами учета.

Довод истца о том, что составленные ответчиком Акты об установлении количества проживающих граждан не соответствует требованиям п. 56(1) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, отклоняется судом, поскольку само по себе это не лишает Акты доказательственной силы и не препятствует их принятию судом в качестве письменного доказательства, подтверждающего факт проживания в квартире истца граждан.

Учитывая, что сведения, содержащиеся в Акте, подтверждаются иными имеющимися в деле доказательствами, факт проживания в спорный период в квартире истца граждан, суд признает доказанным.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований

ФИО1 о возложении на ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ» обязанности произвести перерасчет платы по коммунальным ресурсам в связи с устранением незаконных актов о фактически проживающих жильцах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлении его лично о результатах перерасчета, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей не имеется в связи с пропуском срока исковой давности и необоснованностью требований.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПКРФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОАО «Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ» о перерасчете платы по коммунальным услугам, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г.Уфы РБ.

Судья Фахрисламова Г.З.