ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4061/2021 от 20.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0004-01-2021-002499-35

Дело № 2-4061/2021(16)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2021 года г. Екатеринбург

Мотивированное решение составлено 27 августа 2021 года.

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Москалевой Ю.В., при секретаре судебного заседания Степановой Е.А., с использованием средств видеоконференц-связи с ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по <адрес>,

с участием истца ФИО1, представителя ответчиков МВД России, УМВД России по <адрес>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к УМВД России по г. Екатеринбургу с требованиями о взыскании компенсации морального вреда в размере 16000 рублей. В обоснование требований истцом указано, что в период с <//> по <//> и с <//> по <//> содержался под стражей в ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу. В указанный период условия содержания не соответствовали установленным требованиям законодательства, в связи с чем нарушены его права. В камерах отсутствовала вытяжка и/или приточная вентиляция. Горячее водоснабжение отсутствовало, кипяток для стирки, питья не выдавался, в душ не водился. Места для приема пищи находятся в непосредственной близости от туалета, при этом туалет не огорожен в туалете вмонтирована чаша на возвышенности от пола, отсутствует крышка, что приводит к распространению запаха от испражнений, запах канализации. Истец помещался в камеры с курящми табачные изделия. На период вывоза истца в Свердловский областной суд в судебные заседания, истец обеспечивался сухим пайком, рассчитанным на два приема пищи, однако он должен был быть обеспечен трехразовым питанием. Выдаваемые консервные банки с перловой кашей не открывались без помощи ножа или открывашки, при этом данными предметами лицам, заключенным под стражу запрещено пользоваться. По возвращении из суда, консервные банки возвращались дежурному ИВС. В указанные периоды времени истец принимал пищу лишь один раз в сутки. Размер компенсации причинённого истцу морального вреда истцом оценен в сумме 16000 рублей.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено МВД России.

Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований в полном объеме. Поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель МВД России, УМВД России по г. Екатеринбургу в судебном заседании исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно п. 2 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

На основании ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что ответственность наступает на общих условиях, но при наличии означенных в ней специальных условий, которые выражаются во властно-административных действиях государственных органов, должностных лиц. Для наступления общих условий ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя элементами, вину причинителя вреда.

Ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Исходя из правовой позиции, изложенной в пунктах 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

На основании пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в период с <//> по <//>, с <//> по <//> содержался в ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от <//> N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от <//> N 950.

Согласно ст. 4 Федерального закона от <//> N 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со ст. 15 данного закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В силу ст. 17 указанного закона подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (ст. 23 указанного закона).

Приказом Министерства внутренних дел России от <//> N 950 утверждены правила, регламентирующие внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила).

Согласно Правилам размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах ИВС производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих (п. 21); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (п. 42); камеры ИВС оборудуются, в том числе, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; бачком для питьевой воды; приточной и/или вытяжной вентиляцией (п. 45); не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (п. 47); при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °C), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности (п. 48); Подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком. Они должны быть одеты по сезону, иметь опрятный внешний вид (п. 152).

Согласно п. 17.16 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России СП N 12-95, унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. К. должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла.

Согласно п. 17.12 данной Инструкции, оконные переплеты в камерах, изоляторах и палатах должны выполняться створными и оборудоваться для вентиляции форточками.

Постановлением Правительства РФ от <//> N 205 утверждена норма питания лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ на мирное время. МВД РФ постановлено установить: рационы питания для лиц, подвергнутых административному аресту, в случаях, если предоставление горячей пищи по нормам, утвержденным настоящим Постановлением, невозможно; нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания лиц, подвергнутых административному аресту (п. 4(1)).

Приказом МВД России от <//> N 966 установлены рацион питания и нормы замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ, лиц, подвергнутых административному аресту.

Из сведений, представленных ответчиком УМВД России по г. Екатеринбургу следует, что истец вывозился в Свердловский областной суд для участия в судебном заседании: <//> в период с 09 часов до 18 часов 20 минут; <//> в период с 08 часов до 13 часов 20 минут; <//> в период с 08 часов 30 минут до 15 часов 40 минут; <//> в период с 08.00 часов до 13 часов 55 минут; <//> в период с 09 часов до 16 часов 25 минут; <//> в период с 08 часов 40 минут до 19 часов 50 минут; <//> в период с 08 часов до 13 часов 20 минут.

Между УМВД России по г. Екатеринбургу от имени Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд и ООО «Суперфуд» заключен государственный контракт от <//> на оказание услуг при организации питания лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в изоляторе временного содержания УМВД России по г. Екатеринбургу, данным контрактом в соответствии с минимальными нормами питания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <//> определен рацион питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания в случаях если предоставление им горячей пищи не возможно, в который входило: хлеб 500 граммов, консервы мясорастительные – 750 граммов, сахар 45 граммов, чай –3 грамма.

Согласно журналу выдачи сухих пайков, истцом получены сухие пайки: <//> – 1 сухой паек, <//> – сухой паек, <//> – сухой паек, <//> – 1 сухой паек, <//> – 1 сухой паек, <//> – 1 сухой паек, <//> – 1 сухой паек, <//> – 41 сухой паек.

Таким образом, при отправке истца из ИВС в свердловский областной суд для участия в судебных заседаниях, он был обеспечен сухим пайком, рацион питания, которого соответствовал рациону, установленному Приложением N 4 к Приказу МВД России от <//> N 966.

Ответчиком Министерством внутренних дел Российской Федерации и третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета иска, УМВД России по городу Екатеринбургу не опровергнуто, что в камерах ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу, в которых истец содержался в период <//> по <//>, с <//> по <//>, установленный в камерах санитарный узел оборудован без соблюдения необходимых требований приватности, установленный в камерах умывальник не имеет подводки горячей воды, камеры не оборудованы бачком для питьевой воды, качество которой соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, суд признает установленным факт нарушения личных неимущественных прав истца при содержании в камерах ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу в условиях, нарушающих положения пунктов 45, 48 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от <//> N 950, в связи с чем приходит к выводу о наличии совокупности необходимых условий для наступления гражданско-правовой ответственности по возмещению компенсации морального вреда.

Суд на основании доказательств, представленных в материалы дела, приходит к выводу о недоказанности нарушений прав истца со стороны ответчика в связи с ненадлежащими условиями содержания в части отсутствия вентиляции, поскольку они не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Учитывая фактические обстоятельства причинения истцу морального вреда, индивидуальные особенности истца, возраст истца, род занятий истца, характер и степень нравственных (физических) страданий истца, степень вины причинителя вреда, а также требования разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда равным 7000 рублей.

Определяя надлежащего ответчика по делу, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно пп.12.1 п.1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В соответствии с пп.1 п. 3 данной статьи главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от <//>, Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <//> «О применении судами некоторых положений раздела первого части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

По смыслу приведенных положений действующего законодательства надлежащим ответчиком по делу является Министерство внутренних дел Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 ича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить в части.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу ФИО1 ича компенсацию морального вреда в размере 7000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья Ю.В. Москалева