ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4063/13 от 14.05.2013 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

    Дело № 2 – 4063/13

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    14 мая       2013 года                                        г. Южно-Сахалинск

    Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области

    В составе:

    председательствующего судьи    Умновой М.Ю.,

    при секретаре                                Шишкиной Е.С.

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

    Геновой Г.И. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении осуществления государственного учета отдела кадастрового учета незаконным и его отмене, суд

                                                       у с т а н о в и л :

    Генова Г.И. обратилась в суд с требованиями к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее Россреестр) о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении осуществления государственного учета отдела кадастрового учета незаконным и его отмене. В обоснование своих требований указала, что она приватизировала свою квартиру <адрес>. Обратилась в обособленное подразделение межрайонного отдела филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» для постановки квартиры на кадастровый учет. Решением указанного органа от ДД.ММ.ГГГГ № было приостановлено осуществление государственного кадастрового учета, поскольку не представлены необходимые документы, отсутствует технический план квартиры. Считает данное решение незаконным и просит его отменить.

    В судебном заседании истец Генова Г.И. заявление поддержала, пояснила, что приватизировала свою квартиру в <адрес>. Сначала ДД.ММ.ГГГГ, а затем ДД.ММ.ГГГГ обратилась в соответствующие органы для постановки квартиры на кадастровый учет. Осуществление кадастрового учета было приостановлено, поскольку не представлен технический план квартиры. Считает, что в предоставлении данного плана нет необходимости, поскольку ею предоставлен технический паспорт БТИ ДД.ММ.ГГГГ Считает, что постановка на кадастровый учет дома не была осуществлена органами Россреестра, в чем ее вины не имеется. За составление кадастрового плана необходимо оплатить значительную сумму денежных средств, которых у нее не имеется. Заявитель указала, что нарушен также срок, в течение которого ей должен был поступить ответ на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ и срок его отправления.

    Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Харина Н.М. с требованиями заявителя не согласилась и пояснила, что Генова Г.И. обратилась с заявлением о постановке ее квартиры на кадастровый учет в обособленное подразделение Россрестра в <адрес>. Осуществление кадастрового учета было приостановлено. Квартира Геновой Г.И. ранее не состояла на кадастровом учете, поэтому для постановки на кадастровый учет необходимо предоставление технического     плана. Технический паспорт БТИ таким документом не является и не может быть принят к сведению при осуществлении кадастрового учета.

             Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Глава 25 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает производство по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

    Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

                На основании п.5       Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" :

    по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.

       К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (статьи 2, 21, 26, 32 Федерального закона "О техническом регулировании"), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

        ДД.ММ.ГГГГ Генова Г.И. обратилась с заявлением в       обособленное подразделение межрайонного отдела филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о внесении в государственный реестр сведений о ранее учтенном помещении и выдаче кадастрового паспорта. В материалах дела имеется соответствующее заявление. Одновременно для осуществления кадастрового учета Геновой Г.И. представлены технический паспорт жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и письмо № от ДД.ММ.ГГГГ

              Решением указанного органа от ДД.ММ.ГГГГ № было приостановлено осуществление государственного кадастрового учета, поскольку не представлены необходимые для кадастрового учета документы, а именно осуществление внесения сведений о ранее учтенном объекте учета (помещении) не представляется возможным т.к. данные сведения включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект учета или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта или государственную регистрацию права собственности на него. Технический паспорт, представленный в орган кадастрового учета одновременно с заявлением, не является таковым.

            На основании п.4 части 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закона №221-ФЗ.), орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

    2. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:

    4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

    (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

                Как следует из материалов дела, заявитель просила включить в государственный кадастр недвижимости сведения о квартире как о ранее учтенном объекте недвижимости, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с положениями    статьи 45 Закона №221-ФЗ.

    Как следует из положений ст. 45 Закона №221-ФЗ, к ранее учтенным объектам недвижимости относятся

    - объекты недвижимости, в отношении которых был произведен государственный кадастровый учет или государственный технический учет до дня вступления в силу указанного Закона или в переходный период его применения (с 01.03.2007 до 01.01.2013);

    - объекты недвижимости, права собственности на которые зарегистрированы в установленном законом порядке и не прекращены, при условии что им присвоены условные номера органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    В решении обособленного подразделения межрайонного отдела филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»    от ДД.ММ.ГГГГ №, которым было приостановлено осуществление государственного кадастрового учета имеется ссылка на п.7 ст. 45 Закона №221-ФЗ.

    Как следует из положений п.7 ст. 45 Закона №221-ФЗ, если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Порядок и сроки направления органом кадастрового учета указанных запросов, порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных настоящей частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

    Как установлено в судебном заседании, квартира по <адрес> не является ранее учтенным объектом недвижимости. Постановка на кадастровый учет именно квартиры не осуществлялась, квартира не была зарегистрирована органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

           ДД.ММ.ГГГГ Генова Г.И. приватизировала свою квартиру в <адрес> что подтверждается соответствующим договором. Поскольку квартира была приватизирована ДД.ММ.ГГГГ, то на основании указанного договора она не была поставлена на кадастровый учет, не поставлена также квартира и государственный технический учет как объект недвижимости.

            Представленный заявителем технический паспорт на квартиру не является документом, устанавливающим или подтверждающим право на квартиру как на объект недвижимости.

    Постановлением Правительства РФ "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" от 13.10.1997 года N 1301 технический учет жилищного фонда возложен на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.

    Порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства определен Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 года.

    Под техническим паспортом следует понимать технический паспорт жилого помещения, требования к форме, содержанию и оформлению которого установлены Приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37 в ред. Приказа Госстроя РФ от 4 сентября 2000 г. N 199.

    Услуги, оказываемые БТИ по исполнению технических паспортов фактически выполняются по договору подряда, на основании соответствующего заявления заинтересованного лица.

          В связи с чем, представленный Геновой Г.И. техпаспорт квартиры не может являться основанием для осуществления кадастрового учета.

            На основании п.3 части 1 Закона №221-ФЗ, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются:

    (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

    3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости,

    Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

    Технический план состоит из графической и текстовой частей. Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке указывается в его графической части. Технический план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего данный план. (ст. 41 Закона №221-ФЗ).

           В связи с изложенным суд, считает обоснованными действия Россреестра по приостановлению осуществления кадастрового учета обоснованными.

    На основании пункта 36 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства от 04.02.2010 N 42 (далее Порядок), решение об отказе и решение о приостановлении принимается в срок не более чем 20 рабочих дней со дня регистрации заявления или документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия.

    Из представленных суду материалов дела следует, что оспариваемое решение вынесено в пределах указанного срока. ДД.ММ.ГГГГ заявление Геновой Г.И. поступило, ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о приостановлении.

    Доказательств того, что Генова Г.И. обращалась с заявлением ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено, в материалах дела не имеется.

    На основании п. 40 Порядка установлено, что в случае, если решение о приостановлении принято на основании выявленных ошибок в представленных (поступивших) документах либо на основании кадастровой ошибки в сведениях, а также, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении, направляет уведомление о приостановлении по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе).

    Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета направлено заказным письмом Геновой Г.И., ДД.ММ.ГГГГ т.е. в предусмотренные законом сроки.

    Таким образом, сроки вынесения решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и его отправления так же не нарушены.

    Следовательно, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

         Заявитель просит так же взыскать расходы по проезду из г<адрес> в <адрес>.

        В соответствии со статьей 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

       Согласно статье 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на проезд, понесенные в связи с явкой в суд.

         Исходя из норм ст. ст. 98, 100, 101 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о возмещении судебных расходов решается в зависимости от результата рассмотрения исковых требований.

           В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований отказано, оснований для взыскания стоимости проезда не имеется.

               Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

    р е ш и л :

                   В удовлетворении заявления Геновой Г.И. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении осуществления государственного учета отдела кадастрового учета незаконным и его отмене, отказать.

                 Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в 10-дневный срок со дня вынесения мотивированного решения.

        Судья                                          Умнова М.Ю.                    М.Ю. Умнова

           20 мая 2013 года вынесено мотивированное решение.

        Судья                      Умнова М.Ю.