№ 2-4063/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2017 года г.Астрахань
Советский районный суд г.Астрахани в составе:
председательствующего судьи Аверьяновой З.Д.,
при секретаре Алтынжаровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «Аквамарин» об обязании получить разрешение на выбросы в атмосферный воздух,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации с иском к ООО «Аквамарин» об обязании получить разрешение на выбросы в атмосферный воздух, указав в его обоснование, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды установлено, что на производственной территории ООО «Аквамарин» расположены следующие источники, выбрасывающие загрязняющие вещества в атмосферу: участок формовки (источники выделения краскопульт, кисть, валик); раскроечный участок (источник выделения нож раскроечный); цех сборки (источник выделения болгарка, шлифовальные машинки, заточный станок, механическая обработка полипропилена); участок доводки (источник выделения болгарка); столярный участок (источник выделения циркулярная пила); стоянка автотранспорта (источник выделения автотранспорт). Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 1.0128599 т/год, в том числе жидких и газообразных – 0.9671141 т/год, твердых – 0.0457418 т/год. Всего выбрасывается 12 ингредиентов, гр. Суммаций 6204 (диоксид азота + диоксид серы), которые согласно распоряжению Правительства РФ №1316-р от 08.07.2015 года «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» относятся к веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Вместе с тем, как установлено в ходе проверки ООО «Аквамарин» осуществляет деятельность по выбросу загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения на выбросы, в связи с чем в адрес предприятия направлено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от 21.09.2017 года. Согласно поступившему ответу от 23.11.2017 года предприятием реальных мер по устранению нарушений не принято, подтверждающих документов об устранении нарушений не приложено. Просит обязать ООО «Аквамарин» разработать и представить в территориальный орган специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха – Управление Росприроднадзора по Астраханской области проект предельно допустимых выбросов для утверждения и последующего оформления разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области. Данные мероприятия выполнить в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца помощник Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Айриян М.К. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Аквамарин» в судебном заседании участия не принимал, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Астраханской области в судебном заседании не участвовал, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10 января 2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу п.1 ст.34 указанного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст.1 Федерального закона от 4 мая 1999г. N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", вредное (загрязняющее) вещество - это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Статьей 12 Закона N 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Указанные положения ст.12 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" конкретизируются в Положении о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183.
Согласно п.1 ст.16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
В соответствии со ст.30 указанного Закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Согласно п.1 ст.23 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч.4 ст.23 Закона).
Из п.1 ст.25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ следует, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с п.1 ст.14 Закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183, определено, что разработка предельно допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В ходе проведенной проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды установлено, что на производственной территории ООО «Аквамарин» расположены следующие источники, выбрасывающие загрязняющие вещества в атмосферу: участок формовки (источники выделения краскопульт, кисть, валик); раскроечный участок (источник выделения нож раскроечный); цех сборки (источник выделения болгарка, шлифовальные машинки, заточный станок, механическая обработка полипропилена); участок доводки (источник выделения болгарка); столярный участок (источник выделения циркулярная пила); стоянка автотранспорта (источник выделения автотранспорт).
Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 1.0128499 т/год, в том числе жидких и газообразных – 0.9671141 т/год, твердых – 0.0457418 т/год. Всего выбрасывается 12 ингредиентов, гр. Суммаций 6204 (диоксид азота + диоксид серы), которые согласно распоряжению Правительства РФ №1316-р от 08.07.2015 года «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» относятся к веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Вместе с тем, как установлено в ходе проверки ООО «Аквамарин» осуществляет деятельность по выбросу загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения на выбросы, в связи с чем в адрес предприятия 21.09.2017 года направлено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух с 28.09.2012 года по 11.09.2017 года.
Таким образом, действиями ответчика нарушаются интересы Российской Федерации, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан РФ в области охраны здоровья, окружающей среды, гарантированные ст.ст.41,42 Конституции РФ, ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Доказательства, свидетельствующих об обратном, в соответствии со статьей 56 ГПК РФ в судебное заседание ответчиком не представлены.
При указанных обстоятельствах, исследуя материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и.о.заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора об обязании ООО «Аквамарин» получить разрешение на выбросы в атмосферный воздух.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования и.о.заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Шамшутдинова З.З. об обязании ООО «Аквамарин» получить разрешение на выбросы в атмосферный воздух удовлетворить.
Обязать ООО «Аквамарин» в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда разработать и представить в территориальный орган специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха – Управление Росприроднадзора по Астраханской области проект предельно допустимых выбросов для утверждения и последующего оформления разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца, через районный суд, принявший решение.
Судья З.Д. Аверьянова