ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4066/16 от 07.06.2016 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2 - 4066/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07.06.2016 г. Екатеринбург

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Максимовой Е. В. при секретаре Саксоновой Л. А., с участием представителя истца Березина А. Ю., представителя ответчика Братанчука Д. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березиной И. В. к Администрации г. Екатеринбурга о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка недействительным, об обязании разделить земельный участок и предоставить в аренду,

УСТАНОВИЛ:

Березина И. В. обратились в Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга с иском к Администрации г. Екатеринбурга, указав в обоснование, что 25.05.2015 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении неиспользованной части земельного участка с кадастровым номером: < № > в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства и личного подобного хозяйства согласно прилагаемой схеме с координатами. 15.06.2015 был получен первый отказ по причине того, что земельный участок предоставлен МКУ «УЗПС МЕТРО» по договору безвозмездного срочного пользования. 09.12.2015 истец обратилась с заявлением о разделении земельного участка с кадастровым номером: < № > и предоставлении неиспользуемой части площадью 2500 кв. м. согласно схеме с координатами в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства и личного подобного хозяйства. 21.01.2016 истец получила отказ в разделе участка и предоставлении по причине того, что земельный участок предоставлен МКУ «УЗПС МЕТРО» по договору безвозмездного срочного пользования.

Истец в обоснование требований указала, что юридическое лицо МКУ «УЗПС МЕТРО» ликвидировано, земельный участок не может быть весь предусмотрен для строительства пожарного депо, земельный участок относится к зоне Ж-1

Истец просила: признать решение Администрации г. Екатеринбурга от 15.06.2015 < № > об отказе в предоставлении земельного участка недействительным;

признать решение Администрации г. Екатеринбурга от 21.01.2016 < № > об отказе в предоставлении земельного участка недействительным;

обязать Администрацию г. Екатеринбурга разделить земельный участок с кадастровым номером: < № >, расположенный в < адрес > согласно прилагаемой схеме с координатами и однократно предоставить в аренду без проведения торгов его выделенную часть площадью 2500 кв. м. для индивидуального жилищного строительства и личного подобного хозяйства.

Истец в судебное заседание не явилась, направила в суд своего представителя Березина А. Ю., который настаивал на удовлетворении исковых требований, доводы иска поддержал.

Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга возражал против удовлетворения исковых требований, так как полагал, что ответы Администрации законны и обоснованы. Правовых оснований для предоставления земельного участка истцу не имеется.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, сопоставив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу требований п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из содержания п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Из п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:

земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пп. 14);

земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пп.15);

В силу ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса (пп. 2);

на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (пп. 5);

разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пп.14).

В силу п. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав от 08.12.2015 право собственности на земельный участок с кадастровым номером < № > площадью 12309 кв. м. зарегистрировано за муниципальным образованием «город Екатеринбург» ( л. д. 15 оборот).

Из ответа в адрес истца от 15.06.2015 следует, что на заявление истца о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2500 кв. м., расположенного по адресу: < адрес > следует нижеследующее. Испрашиваемый земельный участок входит в состав участка с кадастровым номером < № > площадью 12309 кв. м., предоставленного постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 29.12.2010< № > МУ «УЗПС метро» в безвозмездное срочное пользование для строительства пожарного депо. Договор безвозмездного срочного пользования от 30.10.2010 < № >-Б действующий. В предоставлении земельного участка истцу отказано (л. д. 9).

Из ответа в адрес истца от 21.01.2016 на заявление истца о разделе земельного участка с кадастровым номером < № >, расположенного по адресу: < адрес >, для целей индивидуального жилищного строительства следует, что согласно генеральному плану развития городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года и разработанному проекту планировки и проекту межевания территории района Садовый (МБУ «Мастерская генерального плана» 2010 год) индивидуальное жилищное строительство на вышеуказанном земельном участке не предусмотрено. Земельный участок с кадастровым номером < № > площадью 12309 кв. м. предоставлен постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 29.12.2010 < № > МУ «УЗПС метро» в безвозмездное срочное пользование для строительства пожарного депо. Договор безвозмездного срочного пользования от 30.10.2010 < № >-Б действующий. В соответствии с согласованной схемой размещения пожарных депо до 2025 года на территории муниципального образования «город Екатеринбург», пожарным подразделением планируется увеличение количества отделений пожарных машин с 1 отделения до 6.

Истцу отказано в разделе земельного участка с кадастровым номером < № >, находящегося в муниципальной собственности (л. д. 9 оборот).

Обстоятельство предоставления земельного участка МУ «УЗПС метро» подтверждены постановлением от 29.12.2010 < № > (л. д. 22 оборот).

Согласно сведениям из материалов дела МКУ «УЗПС метро» 28.12.2015 ликвидировано (л. д. 18).

Из представленной схемы границ земельного участка следует, что на земельном участке с кадастровым номером < № > расположено пожарное депо (л. д. 16). Указанное обстоятельство подтверждено фотоматериалом представленным истцом (л. д. 25), из которых очевидно следует, что на участке расположен объект недвижимости.

В силу пп. 10 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Следовательно, на участке расположен объект недвижимости, находящийся в публичной собственности.

Согласно сведениям из письма Администрации г. Екатеринбурга от 04.03.2016 земельный участок с кадастровым номером < № > расположен в зоне Ж-1.1. Среди основных видов разрешенного использования указан вид разрешенного использования: обеспечение внутреннего правопорядка (объекты пожарной охраны, объекты общественного порядка) (л. д. 13).

До внесения изменений в Правила землепользования и застройки Решением Екатеринбургской городской Думы от 08.12.2015 № 58/43 земельный участок относился к зоне Ж -1, которая в качестве условно разрешенного вида использования предусматривала размещение пожарного депо (л. д. 14,15).

Кроме того, у суда нет оснований сомневаться в сведениях, представленных в ответе заявителю о том, что согласно генеральному плану на период до 2025 года и разработанному проекту планировки и проекту межевания территории района Садовый индивидуальное жилищное строительство на вышеуказанном земельном участке не предусмотрено, а в соответствии с согласованной схемой размещения пожарных депо до 2025 года на территории муниципального образования «город Екатеринбург» пожарным подразделением планируется увеличение количества отделений пожарных машин с 1 отделения до 6.

Исходя из ст. ст. 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городских округов как документ территориального планирования является обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Таким образом, материалами подтверждено, что земельный участок, часть которого испрашивается истцом, относится к муниципальной собственности, на нем расположен объект недвижимости - пожарное депо, участок предоставлен в безвозмездное пользование.

Ликвидация МКУ «УЗПС МЕТРО» не привела к прекращению использования земельного участка для целей размещения пожарного депо. Сама по себе ликвидация казенного учреждения не свидетельствует о том, что земельный участок или его часть утратили свое назначение для размещения пожарного депо. Земельный участок формировался для использования в публичных целях, выполнения органом местного самоуправления полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". С ликвидацией конкретного юридического лица, имеющего статус казенного, существующий правовой режим участка не изменился.

Таким образом, у Администрации г. Екатеринбурга имелись основания для отказа в разделе и предоставлении земельного участка истцу по основаниям: участок предоставлен на праве безвозмездного пользования иному лицу; на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание находящиеся в государственной или муниципальной собственности; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Довод истца о том, что участок предоставлен с нарушением Норм проектирования объектов пожарной охраны НПБ 101-95, утвержденных приказом ГУ ГПС МВД РФ от 30.12.1994 № 36, правового значения для оценки правомерности отказа в предоставлении земельного участка истцу по правилам Земельного кодекса Российской Федерации не имеет. Документы, в том числе генеральный план, на основании которых принято решение об отказе, незаконными не признаны. Площадь земельного участка пожарного депо, указанная в приложении 2 НПБ 101-95, носит рекомендуемый характер.

Истец также в заявлении в качестве основания указала ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем возможность получения земельного участка во внеочередном порядке ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена.

На территории города г. Екатеринбурга действует Закон Свердловской области от 07.07.2004 N 18-О3 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", который регламентирует право предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно гражданам, имеющим в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков (абзац 4 подпункта 3 пункта 2 статьи 22 Закона).

Статья 26 указанного Закона регулирует порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно, согласно которому земельные участки предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных в ч. 2 и 3 настоящего пункта.

Таким образом, по указанному истцом правовому основанию существует специальный порядок предоставления земельного участка в порядке очередности в собственность, а не на праве аренды.

В связи с изложенным, суд, оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства сторонами, приходит к выводу, что оснований для признания незаконными отказов истцу в предоставлении земельного участка от 15.06.2015, 21.01.2016, не имеется, соответственно отсутствуют и основания для удовлетворения требования об обязании Администрации г. Екатеринбурга разделить земельный участок и предоставить в аренду истцу.

Руководствуясь статьями 13, 56, 194-195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Березиной И. В. к Администрации г. Екатеринбурга о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка недействительным, об обязании разделить земельный участок и предоставить в аренду, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение будет составлено в течение пяти дней

Судья Е. В. Максимова

Мотивированное решение составлено 14.06.2015.

Судья Е. В. Максимова