Дело № 2-4066/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Олейника И.И.
при секретаре Дикгаут К.В.,
с участием прокурора Селюкова Д.Э.,
представителя ответчика ФИО1,
представителя соответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
02 июля 2018 года гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Сыктывкар», ФГБНУ НИИСХ Республики Коми об обязательстве совершить действия,
установил:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности принять меры по сбору, транспортированию, утилизации и переработке отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения на земельном участке в северо-западном направлении от ул.Магистральная (в сторону р.Чов) в точке с координатами 61° 45' 44.1" с.ш. 050° 47' 04.5" в.д. на площади 0,6 га., а также на земельном участке вдоль дороги по ул.Магистральная в точке с координатами 61° 44' 58.4" с.ш. 050° 46' 45.2" на площади 60 кв.м., где выявлено большое количество отходов. Поскольку земельный участок, на котором обнаружена свалка, в пользование не предоставлялся, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит на органах местного самоуправления.
Определением суда от 03.05.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Республики Коми».
02.07.2018 в адрес суда поступило ходатайство соответчика о замене стороны, в связи с реорганизацией Коми НЦ УрО РАН в форме присоединения к нему ФГБНУ НИИСХ Республики Коми с последующим переименованием Коми НЦ УрО РАН в Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук» (ФИЦ Коми НЦ УрО РАН).
На основании изложенного, в соответствии со ст.44 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил, заменить соответчика с ФГБНУ НИИСХ Республики Коми на ФИЦ Коми НЦ УрО РАН.
В судебном заседании представитель Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» требования не признала.
Представитель соответчика ФИЦ Коми НЦ УрО РАН также возражала против удовлетворения требований.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, извещены надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой по обращению ФИО3 от 26.02.2018 проведена проверка, в ходе которой установлено, что Администрацией МО ГО «Сыктывкар» не принимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО ГО «Сыктывкар».
14.06.2016 Управлением Росприроднадзора по Республике Коми в рамках проверки по указанному обращению было проведено обследование территории в м.Нижний Чов по результатам которого установлено следующее.
Территория, обозначенная в обращении ФИО3 расположена на участке в северо-западном направлении от ул.Магистральная (в сторону р.Чов) в точке с координатами 61° 45' 44.1" с.ш. 050° 47' 04.5" в.д. обнаружен захламленный участок, на котором усматриваются кучи отходов высотой от 1 до 1,5 м в составе которых древесные отходы, использованные покрышки, твердые бытовые отходы, элементы одежды, площадь 0,6 га.
Кроме того, в ходе проверки установлен и обследован захламленный участок с координатами 61° 44' 58.4" с.ш. 050° 46' 45.2" вдоль дороги по ул.Магистральная на площади около 60 кв.м. В составе отходов на указанном участке обнаружены горелые твердые бытовые отходы, элементы одежды.
На момент проверки факты сброса отходов физическими лицами или специализированной техникой зафиксированы не были, на участках проведено исследование отходов на принадлежность их собственнику. По итогам обследования установить лиц, которые совершили правонарушение, не представилось возможным.
Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу п.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относ организации деятельности по сбору (в том числе раздельному транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (п.3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
В соответствии с п.11 и 24 ст.26 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар», принятого Советом МО ГО «Сыктывкар» 18.01.2006 к ведению городского округа относятся вопросы местного значения: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.1 и 6 ст.44 Устава администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.
Администрация городского округа обладает следующей компетенцией: организует мероприятия по охране окружающей среды на территории муниципального образования; принимает участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в порядке, утвержденным решением Совета городского округа.
В соответствии с ГОСТ 30772-2001 (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №67-ст, дата введения 01.07.2002) собственник отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение (п.7.8). Из примечания следует, что если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Материалами проверки подтверждено, что земельный участок вдоль дороги по ул.Магистральная в точке с координатами 61° 44' 58.4" с.ш. 050° 46' 45.2" на площади 60 кв.м., на котором обнаружены отходы, не передан кому-либо в аренду, собственник отходов не установлен.
Таким образом, в соответствии с указанными требованиями закона на Администрации МО ГО «Сыктывкар» лежит обязанность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с места несанкционированной свалки.
Материалами дела установлено, что на земельный участок в северо-западном направлении от ул.Магистральная (в сторону р.Чов) в точке с координатами 61° 45' 44.1" с.ш. 050° 47' 04.5" в.д. на площади 0,6 га (кадастровый номер 11:05:0000000:77) зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, то есть именно на институте лежит обязанность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с места несанкционированной свалки.
Доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер ответчики не представили.
Поскольку представленными доказательствами подтверждаются размещения несанкционированной свалки на земельных участках, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку ответственными за территорию, на которой находятся свалки, являются орган местного самоуправления и ФИЦ Коми НЦ УрО РАН.
Непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, загрязнения подземных и поверхностных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов. Кроме того, существование указанной несанкционированной свалки в границах городского округа нарушает и санитарно-эпидемиологические требования и нормы, что влечет реальную опасность причинения вреда здоровью населения и экологическим правам граждан.
На основании изложенного, суд полагает необходимым возложить на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» и ФИЦ Коми НЦ УрО РАН обязанность по организации соответствующих работ, при этом, с учетом заслуживающих внимания доводов ответчиков относительно сроков и порядка организации соответствующих работ, суд определяет срок выполнения названной обязанности – до 01 октября 2018 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора.
Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 01 октября 2018 года принять меры по сбору, транспортированию, утилизации и переработке отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения на земельном участке вдоль дороги по ул.Магистральная в точке с координатами 61° 44' 58.4" с.ш. 050° 46' 45.2" на площади 60 кв.м.
Обязать ФИЦ Коми НЦ УрО РАН в срок до 01 октября 2018 года принять меры по сбору, транспортированию, утилизации и переработке отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения на земельном участке в северо-западном направлении от ул.Магистральная (в сторону р.Чов) в точке с координатами 61° 45' 44.1" с.ш. 050° 47' 04.5" в.д. на площади 0,6 га.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.И.Олейник