ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-406/2014 от 14.07.2014 Медвежьегорского районного суда (Республика Карелия)

 Дело № 2-406/2014г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 14 июля 2014г.                                г. Медвежьегорск

 Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе:

 председательствующего судьи Сиренева М.И.

 при секретаре Фепоновой Н.И.

 с участием представителя ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» и Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество», Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия об исключении земельного участка из состава земель лесного фонда и признании права собственности на земельный участок.

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО2 предъявила иск к администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район», ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» и Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1753 кв.м, расположенный на острове <адрес> и понуждении согласования границ земельного участка. В процессе рассмотрения дела ФИО2 исковые требования уточнила, дополнительно требует исключить названный земельный участок из состава земель лесного фонда.

 Иск предъявлен по тем основаниям, истица по договору купли - продажи от 04.08.1997г. приобрела в собственность жилой дом, который расположен на земельном участке с кадастровым номером № и используется на праве постоянного (бессрочного) пользования. Жилой дом без номера, 1933 года постройки расположен на острове <адрес> и относится к поселению <адрес>, находится на землях бывшего населенного пункта ныне Великогубского сельского поселения. ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» отказывается согласовать границы земельного участка, ссылаясь на тот факт, что жилой дом расположен на землях лесного фонда. В соответствии с выпиской из похозяйственной книги, названный земельный участок с кадастровым номером № предоставлен истице в постоянное (бессрочное) пользование с 1995г. и относится к землям сельскохозяйственного назначения.

 На основании п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" оформление и собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.

 В судебное заседание истица не явилась, о его проведении извещена, о причинах неявки суду не сообщила, доверила представлять интересы представителю по доверенности. В предыдущих судебных заседаниях представитель истицы свою позицию по иску суду изложил. В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

 В судебное заседание представитель истицы ФИО3 не явилась, о его проведении извещена. Ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью судом оставлено без удовлетворения.

 В предыдущем судебном заседании представитель истицы поясняла, что спорный земельный участок находится на землях бывшего населенного пункта входящего в состав Великогубского сельского поселения и никак не может относиться к землям лесного фонда. Право собственности ФИО2 на объект недвижимости не оспорено, прошло государственную регистрацию, в силу положений ст. 35 ЗК РФ собственник объекта недвижимости имеет преимущественное право на приобретение права собственности на земельный участок под объектом недвижимости. Собственник жилого дома не может быть лишен права на приватизацию земельного участка под домом. Границы спорного земельного участка обозначены в техническом паспорте на домовладение.

 Представитель ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» и представитель Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия ФИО1 в судебном заседании исковые требования ФИО2 не признал, пояснил, что жилой дом, как и весь остров <адрес> расположен на землях лесного фонда, относится к особо охраняемой природной территории, заказника «Кижский». Земли лесного фонда в силу положений ст. 8 Лесного кодекса РФ являются федеральной собственностью. В собственность субъекта земли острова <адрес> не передавались. Лесничество и Министерство по природопользованию Республики Карелия является ненадлежащими сторонами по требования истицы. Распорядителем федеральных земель является Министерство по природопользованию Российской Федерации. В кадастровой выписке о земельном участке предоставленной истицей неверно указан кадастровый номер земельного участка под жилым домом. Земельный участок с кадастром номером № который истица называет, расположен в кадастровом квартале №, на острове <адрес> земельный участок с таким номером не расположен. Земли острова расположены в границах кадастрового квартала №. Для исключения спорного земельного участка из состава земельного лесного фонда истице необходимо обратиться с иском к Минприроды Российской Федерации, т.к. земли острова <адрес> относятся к федеральной собственности.

 Представитель ответчика Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о его проведении извещен, заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации. Представитель представил отзыв, иск не признал, из содержания которого следует, что администрация является ненадлежащей стороной по делу, т.к. спорный земельный участок находится на землях лесного фонда. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ участки в составе земель лесного фонда находятся в Федеральной собственности. Органами уполномоченными на осуществление перевода земель лесного фонда в иную категорию являются Правительство Республики Карелия и Правительством Российской Федерации. Истица не обращалась с заявлением о переводе спорного земельного участка в уполномоченный орган в установленном порядке. В связи с чем отсутствует предмет спора.

 Представители 3-х лиц Филиала ФГУП «ФКП Росреестра» по Республике Карелия, администрации Великогубского сельского поселения, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, ГУП РК РГЦ «Недвижимость», Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГУП «Кареллеспроект» в судебное заседание не явились о его проведении извещены.

 Представитель администрации Великогубского сельского поселения не возражает против удовлетворения иска ФИО2 из содержания отзыва следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером № с адресом Медвежьегорский район, дер. <адрес>, дом без номера фактически находится в урочище острова Ерницкий на землях сельскохозяйственного назначения, на территории муниципального образования «Великогубское сельское поселение".

 Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Карелия» предоставил отзыв из содержания которого следует, что в Филиале имеется информация, что земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу <адрес> остров, категория земель сельскохозяйственного назначения. Филиал не имеет сведений о кадастровом учете земель лесного фонда в Медвежьегорском районе, не имеет картографических материалов урочища <адрес>), на территории которого расположен спорный земельный участок. Земельный участок с кадастровым номером № не сформирован, его границы не установлены.

 Представитель ГУП РК РГК «Недвижимость» предоставил отзыв, из содержания которого следует, что Учреждение не располагает сведениями о расположении спорного земельного участка.

 Представитель Министерства природы России в судебное заседание не явился о его проведении извещен, заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Министерства, представил отзыв, иск не поддержал. Из содержания отзыва следует, что требования ФИО2 являются необоснованными.

 В нарушение статьи 132 ГПК РФ истица не совершила действий обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

 Спорный земельный участок находится на землях лесного фонда, в силу ст. 8 ЗК РФ является федеральной собственностью. Требование истицы о признании права собственности на спорный земельный участок невозможно в силу прямого указания закона до перевода спорного земельного участка из категории «земли лесного фонда» в иную категорию. Оснований для признания права собственности на земельный участок в силу приобретательной давность не имеется, поскольку собственник земельного участка известен.

 Возражения обоснованы положениями п.п.1 а.1 ст. 8 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 и Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, пунктом 8 статьи 18 Закона о приватизации.

 ФГУП «Кареллеспроект» предоставил отзыв из содержания которого следует, что имеется ошибка в указании адреса спорного земельного участка и исключения его из состава земель лесного фонда не требуется. Последние проектные работы лесоустройства известной территории были выполнены в 2004г. Земельный участок с кадастровым номером № относится к землям сельскохозяйственного назначения и расположен на острое <адрес>. Земельный участок с подобным номером на острове <адрес> отсутствует, остров <адрес> расположен в кадастровом квартале №.

 Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 В судебном заседании установлено, сторонами не оспаривается, что на основании договора купли продажи от 04.08.1997г. истица приобрела в собственность жилой дом б/н на острове <адрес>, совершена государственная регистрация перехода права собственности на объект недвижимости (жилой дом). Свидетельство о государственной регистрации права от 04.12.2012г.

 Суд установил, материалами дела подтверждается, что земли острова <адрес>), а также земельный участок под жилым домом истицы ФИО2 расположены на землях лесного фонда.

 Согласно таксационного описания, выкопировок с планшетов лесо устройства за 1962, 1973, 1982, 1993, 2013г. годы остров <адрес> расположен на землях лесного фонда, вид целевого назначения лесов –защитные, категория защищенности леса водоохранной зоны, заказник Кижский. Остров <адрес> расположен в кадастровом квартале №. Земельный участок с кадастровым номером № расположен на острове <адрес>, на острове <адрес> земельного участка с этим кадастровым номером нет.

 Согласно части 1 статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Частью 1 статьи 8 ЛК РФ закреплено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

 Подпунктом I пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28,01.2006 № 48 утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий. В соответствии с пунктом 4 Положения установлено, что ходатайство и документы для разрешения ходатайства представляются в соответствующий орган, указанный в пункте 3 Положения, по месту нахождения участка земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить.

 Суд приходит к выводу, в нарушение статьи ст. 132 ГПК РФ истица не совершила обязательных действий досудебного порядка урегулирования спора c Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом регулируются Федеральным законом от 21,12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Закон о приватизации).

 В соответствии с пунктом 8 статьи 18 Закона о приватизации отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.

 Подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. Абзацем вторым пункта 2 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 В силу изложенных законоположений признание права собственности на спорный земельный участок не допускается в силу прямого указания закона до перевода спорного земельного участка из категории «земли лесного фонда» в иную категорию.

 Оснований для признания права собственности на земельный участок в силу приобретальной давности не имеется, т.к. спорный земельный участок находится в федеральной собственности.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

 Предоставленные истицей публичную кадастровую карту, выписку из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок и кадастровую выписку о земельном участке на основании ст. 59 ГПК РФ суд оценивает как неотносимые доказательства, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. В названных документах содержатся недостоверные сведения о том, что земельный участок под известным домом с месторасположением о. <адрес> относится к землям категории сельскохозяйственного назначения. Публичная кадастровая карта содержит оговорку о неточном место указании земельного участка с кадастровым номером №. Содержание этих доказательств опровергаются первичными средствами учета земель лесного фонда.

 По ходатайству истицы допрошены свидетели П.А.Н. и Л.Б.Н., которые показали, что жилой дом ФИО2 находится на землях, где ранее был населенный пункт, названия которого им неизвестно. Видны остатки фундаментов примерно пяти брошенных домов. На острове сохранился один дом ФИО2 Все проживающие покинули остров. Показания свидетелей не влияют на выводы суда о том, что спорный земельный участок под жилым домом расположен на землях лесного фонда.

 Правомерность совершения действий по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости суд не обсуждает, т.к. спор о регистрации права собственности на жилой дом не является предметом спора по данному делу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.98, 194-197 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В иске ФИО2 отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме. Полный текст решения составлен 19 июля 2014г.

 Судья

 М.И. Сиренев