ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-406/2016 от 06.05.2016 Улуг-хемского районного суда (Республика Тыва)

№2-406/2016

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

г. Шагонар 06 мая 2016 года

Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Хертек Л.К.,

при секретаре Сат А.С.,

с участием прокурора Оюна А.Н.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумон Ийи-Талский Улуг-Хемского района Республики Тыва об обязании в срок до 01.08.2016 предусмотреть в бюджете денежные средства на выполнение нарушений, изложенных в предписаниях Управления Росприроднадзора,

установил:

Прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к ответчику об обязании в срок до 01.07.2016 предусмотреть в бюджете денежные средства на выполнение нарушений, изложенных в предписаниях Управления Росприроднадзора, указывая на то, что прокуратурой Улуг-Хемского района проведена проверка исполнения организациями природоохранного законодательства, по результатам которой установлено следующее.

Согласно пунктам 1 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В порядке надзора в сфере природопользования в 2014 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва проведены плановые проверки в отношении администраций сумонов Улуг-Хемского района.

Согласно акту проверки Управления Росприроднадзора по РТ от 29.09.2014, в ходе плановой проверки в деятельности администрации сельского поселения сумон Ийи-Талский выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства:

- не проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

не разработан и не утвержден проект нормативов предельно допустимых выбросов;

в отопительные сезоны 2012-2014 годы администрация с. Ийи-Тал осуществляла выбросы вредных загрязняющих веществ от стационарного источника негативного воздействия без специального разрешения на выброс вредных веществ;

не назначено ответственное лицо за ведение производственного экологического контроля, а также не разработан и не согласован порядок проведения производственного экологического контроля;

руководитель не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

в Управление Роприроднадзора по РТ администрацией с. Ийи-Тал не представлены сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы) за 2012-2013 годы

не составлены паспорта отходов производства и потребления IV класса опасности;

отсутствует утвержденный проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;

отсутствуют лимиты на размещение отходов производства и потребления;

должностные лица, допущенные к обращению с отходами IV класса опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с опасными отходами.

По результатам выявленных нарушений 29.09.2014 Управлением Росприроднадзор по РТ вынесено 10 предписаний администрации сумона Ийи- Талский.

С декабря 2014 г. по сентябрь 2015 г. Управлением Росприродназора по РТ проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписаний, вынесенных по результатам плановой проверки.

Внеплановая документарная проверка показала, что администрацией сумона Ийи-Тал нарушения устранены частично, а именно:

- назначено ответственное лицо за ведение производственного экологического контроля, а также разработан и согласован порядок проведения производственного экологического контроля (предписание № ЗТА-206/4);

в Управление Росприроднадзора по РТ представлены сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы) за 2012-2013 годы (предписание № ЗТА-206/6).

Остальные нарушения, изложенные в акте проверки от 29.09.2014 и предписаниях № ЗТА-206/1, ЗТА-206/2, ЗТА-206/3, ЗТА-206/5, ЗТА-206/7, ЗТА- 206/8, ЗТА-206/8, ЗТА-206/10, администрацией с. Ийи-Тал не устранены.

В связи с тем, что нарушения в полном объеме не устранены, 29.09.2015 Управлением Росприроднадзора по РТ в отношении председателя администрации с. Ийи-Тал составлены протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Ко АП РФ, а также вынесены предписания об устранении нарушений со сроками исполнения с 04.04.2016 по 20.10.2016.

Проверкой установлено, что одной из причин длительного не устранения администрацией сумона Ийи-Талский указанных выше нарушений природоохранного законодательства является отсутствие в местном бюджете денежных средств на выполнение мероприятий по устранению нарушений, изложенных в предписаниях Управления Росприроднадзора по РТ.

Так, согласно решению Хурала представителей сельского поселения сумон Ийи-Талский от 30.12.2015 № 8 «О бюджете сельского поселения сумон Ийи-Тал на 2016 год», в бюджете сумона Ийи-Талский не предусмотрены денежные средства на выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Между тем отсутствие денежных средства не является основанием для неисполнения предписания.

Поскольку в соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы.

В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

В соответствии со ст. 154 Бюджетного кодекса РФ исполнительно распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно ст. 171 Бюджетного кодекса РФ составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива местных администраций муниципальных образований.

В силу ст. 83 Бюджетного кодекса РФ если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

На основании вышеуказанного, администрация сельского поселения сумон Ийи-Талский, являясь участником бюджетного процесса, в рамках полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством, имеет возможность исполнить предписания Управления Росприроднадзора по РТ, в том числе путем инициирования привлечения субсидий и субвенции из других бюджетов бюджетной системы с последующим внесением соответствующих изменений в решение о бюджете на 2016 год.

Не принятие мер по исполнению предписания Управления Росприроднадзоа по РТ нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения присуждения к исполнению обязанностей в натуре.

В силу ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Пи таких обстоятельствах, прокурор просит обязать администрацию сельского поселения сумон Ийи-Талский Улуг-Хемского района в срок до 01.08.2016 предусмотреть в бюджете сельского поселения сумона Ийи-Талский денежные средства на выполнение мероприятий по устранению нарушений, изложенных в предписаниях Управления Росприроднадзора по РТ № ЗТА-206/1, ЗТА-206/2, 3TA-206/3, ЗТА-206/5, ЗТА-206/7, ЗТА-206/8, ЗТА-206/8, ЗТА-206/10, а именно на:

- проведение инвентаризации источников выбросов вредных < загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

разработку и утверждения проекта нормативов предельно-допустимых выбросов;

прохождение руководителя подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

составление паспорта отходов производства и потребления IV класса опасности;

утверждение проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;

установление лимитов на размещение отходов производства и потребления;

прохождение должностного лица, допущенного к обращению с отходами профессиональной подготовки IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством на право работы с опасными отходами.

В судебном заседании помощник прокурора Улуг-Хемского района Оюн А.Н. поддержал исковые требования и просил удовлетворить их.

От представителя ответчика по доверенности ФИО1 поступило заявление, где она полностью признает исковые требования, и что ей понятны порядок и последствия признания иска.

Изучив материалы дела, выслушав сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Изучив пояснения ответчика о признании иска, суд счел возможным принять признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Также установлено, что представителю ответчика ФИО1 понятны последствия признания иска.

В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с п.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и о принятии его судом.

Таким образом, исковые требования об обязании администрацию сельского поселения сумон Ийи-Талский Улуг-Хемского района в срок до 01.08.2016 предусмотреть в бюджете сельского поселения сумона Ийи-Талский денежные средства на выполнение мероприятий по устранению нарушений, изложенных в предписаниях Управления Росприроднадзора по РТ № ЗТА-206/1, ЗТА-206/2, 3TA-206/3, ЗТА-206/5, ЗТА-206/7, ЗТА-206/8, ЗТА-206/8, ЗТА-206/10, а именно на:

- проведение инвентаризации источников выбросов вредных < загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

разработку и утверждения проекта нормативов предельно-допустимых выбросов;

прохождение руководителя подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

составление паспорта отходов производства и потребления IV класса опасности;

утверждение проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;

установление лимитов на размещение отходов производства и потребления;

прохождение должностного лица, допущенного к обращению с отходами профессиональной подготовки IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством на право работы с опасными отходами, подлежат удовлетворению, только, срок исполнения суд считает необходимым установить до 01 октября 2016 года, поскольку, к 1 августа 2016 года ответчик может не успеть заложить денежные средства в бюджет.

При подаче иска прокурор и орган местного самоуправления освобождены от

уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить полностью.

Обязать администрацию сельского поселения сумон Ийи-Талский Улуг-Хемского района Республики Тыва в срок до 01 октября 2016 года предусмотреть в бюджете сельского поселения сумона Ийи-Талский денежные средства на выполнение мероприятий по устранению нарушений, изложенных в предписаниях Управления Росприроднадзора по Республике Тыва № ЗТА-206/1, ЗТА-206/2, 3TA-206/3, ЗТА-206/5, ЗТА-206/7, ЗТА-206/8, ЗТА-206/8, ЗТА-206/10, а именно на:

- проведение инвентаризации источников выбросов вредных < загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

разработку и утверждения проекта нормативов предельно-допустимых выбросов;

прохождение руководителя подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

составление паспорта отходов производства и потребления IV класса опасности;

утверждение проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;

установление лимитов на размещение отходов производства и потребления;

- прохождение должностного лица, допущенного к обращению с отходами профессиональной подготовки IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством на право работы с опасными отходами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня вынесения.

Председательствующий Л.К. Хертек