ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-406/2016 от 26.04.2016 Бийского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-406/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2016 года

Бийский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Фоменко Г.В.,

при секретаре: Орловой Н.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Дулепинской ФИО9 к Администрации Бийского района, Межведомственной комиссии по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года о признании решения межведомственной комиссии незаконным, о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года

У С Т А Н О В И Л:

Дулепинская С.А. обратилась в суд с иском к Администрации Бийского района, о признании решения межведомственной комиссии незаконным, о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года.

В обоснование своих требований ссылается на то, что дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит ей на праве собственности. В мае-июне 2014 года в Алтайском крае было наводнение. Жилое помещение попало в зону наводнения, в результате которого жилому помещению требуется капитальный ремонт. На обращение с просьбой произвести социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года межведомственная комиссия Администрации Бийского района произвела социальную выплату только с учетом права собственности на 1/3 доли. Решением от 21 марта 2016 года Администрация Бийского района ей отказала в выплате на ремонт 2/3 долей жилого дома, мотивировав тем, что не подтверждено право собственности на поврежденное жилое помещение на день объявления режима чрезвычайной ситуации. С решением комиссии не согласна, поскольку приобрела 2/3 доли жилого дома 10 апреля 2014 года. Полагает, что отказом ответчика нарушено её право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.

Просила признать решение комиссии от 21 марта 2015 года незаконным, признать за ней право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года.

В качестве ответчика к участию в деле судом привлечена Межведомственная комиссия по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года.

В судебном заседании Дулепинская С.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что на момент паводка проживала по адресу <адрес>. Прописалась 24 июня 2014 года. Факт проживания установлен решением Бийского районного суда Алтайского края. Право собственности на 1/3 долю было зарегистрировано 24 июня 2014 года на основании свидетельства о праве на наследство от 24.06.2014 года после смерти матери ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ.. Остальные доли дома принадлежали сестрам ФИО7 и ФИО5. ФИО5 умерла в 2011 году, её дочь ФИО8 приняла наследство. Она купила у сестры ФИО7 и племянницы ФИО5 по договору купли продажи от 14.04.2014 г. 2/3 доли в квартире. Зарегистрировала переход право на 2/3 доли 10 ноября 2014 года. Впоследствии в свидетельство о государственной регистрации права внесли изменения на основании соглашения от 17.02.2016 г., что договор купли-продажи состоялся в апреле 2014 года, зарегистрировали соглашение между ними в Росреестре 01.03.2016 г. Другого жилья в собственности нет. Администрация района решением от 11.03.2015 г. отказала в социальной выплате, так как не подтверждено право собственности на 2/3 доли на дату объявления режима чрезвычайной ситуации. С решением не согласна, так как деньги по социальной выплате были краем выделены на весь их дом. Она несет бремя содержания дома, оплачивает коммунальные услуги, налоги. Полагает, что право собственности на 2/3 доли возникло у неё с того момента, когда передала за эти доли деньги. Просит решение комиссии от 11 марта 2016 года, направленное ей письмом от 21 марта 2015 года признать незаконным, признать за ней право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года.

Представители ответчиков Администрации Бийского района, Межведомственной комиссии по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Администрации Алтайского края, Администрации Енисейского сельсовета, Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Управления социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсоцзащита), Главного управления Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю, МП УФМС России по Алтайскому краю и Республики Алтай в Бийском районе, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Администрации Алтайского края № 254 от 29 мая 2014 года в связи с обильными осадками, выпавшими в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительным повышением уровня воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, превышением критических отметок уровня воды в реках в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и г.Бийске с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно ст. 18 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации №447 от 07 мая 2015 года утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, согласно п.п. «а» п.5 которых трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.

Постановлением Администрации Алтайского края N 234 от 17 июня 2015 года утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее по тексту - Порядок предоставления гражданам социальных выплат).

Согласно п.4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:

являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;

проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;

не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;

включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.

Согласно справке Администрации <адрес> сельсовета Бийского района Алтайского края жилое помещение по <адрес> находилось в зоне подтопления в период весенне-летнего наводнения 2014 года.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю жилое помещение по <адрес> на праве собственности принадлежит Дулепинской С.А. на основании договора купли-продажи долей в жилом доме и земельном участке от 05 ноября 2015 года, свидетельства о праве на наследство по закону от 24 июня 2014 года, выданного нотариусом Бийского нотариального округа Алтайского края Верещагиной Е.В. , соглашения о внесении изменений в договор купли-продажи жилого помещения и земельного участка от 18 февраля 2016 года.

Судом установлено, что истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: по <адрес> с 24 июня 2014 года, ранее была зарегистрирована <адрес>

Решением Бийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания Дулепинская С.А. в доме, расположенном по адресу: <адрес> по состоянию на 29 мая 2014 года - на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года.

Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края по организации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.

Распоряжением Администрации Бийского района -р от 01 июля 2015 года утвержден состав межведомственной комиссии по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года.

Согласно п.4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат при отсутствии гражданина в списке граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта и наличии оснований, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, гражданин вправе подать в администрацию городского округа или муниципального района Алтайского края (далее - "орган местного самоуправления") в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта. К заявлению прилагается акт обследования поврежденного жилого помещения в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.

Орган местного самоуправления принимает от граждан указанные заявления, документы и в течение 10 дней с даты их получения принимает решение о включении или об отказе во включении собственника(ов) в список по форме, установленной уполномоченным органом.

Решение об отказе во включении собственника(ов) в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, принимается при отсутствии оснований, предусмотренных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, а также в связи с пропуском срока, указанного в абзаце шестом настоящего пункта.

Согласно п.7 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения следующие документы:

а) заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом;

б) копии документов, удостоверяющих личность собственника(ов) поврежденного жилого помещения (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);

в) копии документов, подтверждающих проживание в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);

г) копии правоустанавливающих документов (договоры купли-продажи, мены, дарения, в том числе выписки из похозяйственной книги) на поврежденное жилое помещение, право собственности на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);

д) копии документов, содержащие сведения о размере общей площади поврежденного жилого помещения (копия технического паспорта либо кадастрового паспорта, либо кадастрового плана), - в случае отсутствия данных сведений в документах, указанных в подпункте «г» настоящего пункта (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены).

16 июля 2015 года истец обратилась в Администрацию Бийского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по <адрес>.

Решением межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года от 05 августа 2015 года истцу отказано во включении в вышеуказанный список как несоответствующей условиям предоставления социальной выплаты, установленной пунктом 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта, а именно: не подтвержден факт проживания в поврежденном жилом помещении на момент объявления чрезвычайной ситуации; не подтверждено право собственности на поврежденное жилое помещение на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты.

05 октября 2015 года истец обратилась в Администрацию Бийского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по <адрес> с приложением копии решения суда об установлении факта проживания на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года, копии свидетельства о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 24 июня 2014 года, выданного нотариусом Бийского нотариального округа Алтайского края Верещагиной Е.В. .

Решением межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года от 06 октября 2015 года истец включена в списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта 1/3 доли жилого помещения по <адрес>.

19 ноября 2015 года истец обратилась в Администрацию Бийского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по <адрес> с приложением копии свидетельства о регистрации права собственности от 10 ноября 2015 года, выданного на основании договора купли-продажи долей в жилом доме и земельному участке от 05 ноября 2015 года, свидетельства о праве на наследство по закону от 24 июня 2014 года, выданного нотариусом Бийского нотариального округа Алтайского края Верещагиной Е.В..

Решением межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года от 03 декабря 2015 года истцу отказано во включении в вышеуказанный список, поскольку не подтверждено право собственности на 2/3 доли поврежденного жилого помещения на день объявления режима чрезвычайной ситуации.

09 марта 2016 года истец обратилась в Администрацию Бийского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по <адрес> с приложением копии соглашения о внесении изменений в договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 18 февраля 2016 года, копии договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 18 февраля 2016 года, копии свидетельства о регистрации права собственности от 01 марта 2016 года, выданного на основании договора купли-продажи долей в жилом доме и земельному участке от 05 ноября 2015 года, свидетельства о праве на наследство по закону от 24 июня 2014 года, выданного нотариусом Бийского нотариального округа Алтайского края Верещагиной Е.В., соглашения о внесении изменений в договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 18 февраля 2016 года.

Решением межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года от 11 марта 2016 года истцу отказано во включении в вышеуказанный список, поскольку не подтверждено право собственности на 2/3 доли поврежденного жилого помещения на день объявления режима чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Социальная выплата гражданам на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края, несет в себе в первую очередь социальную функцию, а именно по смыслу п. 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат на ее получение имеют право только граждане - являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;

По общему правилу, установленному п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности у приобретателя недвижимого имущества по договору купли-продажи возникает с момента государственной регистрации.

Согласно п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Как следует из материалов дела, на день объявления режима чрезвычайной ситуации правом собственности на жилое помещение по <адрес> в порядке наследования имущества ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ обладали: Дулепинская С.А. в виде 1/3 доли, ФИО7 в виде 1/3 доли, ФИО8 в виде 1/3 доли, перешедшей к ней в порядке наследования имущества её матери ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на день объявления режима чрезвычайной ситуации Дулепинская С.А. являлась собственником 1/3 доли жилого помещения и не являлась собственником целого спорного жилого помещения.

Материалами дела установлено, что Дулепинской С.А. произведена социальная выплата на проведение капитального ремонта 1/3 доли жилого помещения.

Доводы Дулепинская С.А. о наличии права на получение социальной выплаты в связи с тем, что она владеет и пользуется спорным жилым помещением как своим собственным с апреля 2014 года, являются ошибочными и не основаны на нормах материального права.

Наличие соглашения об изменении даты заключения договора купли-продажи 2/3 долей жилого помещения с «05 ноября 2015 года» на «10 апреля 2015 года», правового значения для рассматриваемого спора не имеет в силу п.1 ст.551 Гражданского кодекса Российской федерации, поскольку право собственности на 2/3 доли Дулепинской С.А. зарегистрировано в установленном порядке 01 марта 2016 года.

Таким образом, отсутствует совокупность необходимых условий, дающих право истцу на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения.

Поскольку данная выплата предоставляется гражданам не в связи с улучшением их жилищных условий, а гражданам, нуждающимся в оказании государственной поддержки, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, являющимся собственниками жилых помещений, то не имеет юридического значения для разрешения настоящего спора и факт проживания истца в жилом помещении, пострадавшем от наводнения, установленный решением суда.

Пунктом 9 Порядка предоставления гражданам социальных выплат установлено, что основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты является, в том числе несоответствие условиям предоставления социальной выплаты, установленным пунктом 4настоящего Порядка.

При таких обстоятельствах суд считает, что решение от 11 марта 2016 года, принятое на заседании Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года законно и обоснованно, поскольку принято в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края N 234 от 17 июня 2015 года об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края и не нарушает право истца на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Правовые основания для его отмены отсутствуют.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Дулепинской ФИО10 в удовлетворении исковых требований к Администрации Бийского района, Межведомственной комиссии по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года о признании решения межведомственной комиссии незаконным, о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться 29 апреля 2016 года в помещении суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд с подачей жалобы через Бийский районный суд.

Судья Г.В.Фоменко