ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-406/2016 от 28.09.2016 Белоглинского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-406/2016

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

28 сентября 2016г. Белоглинский районный суд

Краснодарского края

Судья Журкина Т.В.

секретарь Гощук Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Браткова Алексея Ивановича об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение ) в Белоглинском районе об отказе перерасчета размера страховой пенсии по старости

У С Т А Н О В И Л

Братков А.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение ) в Белоглинском районе №336 от 05.07.2016 об отказе перерасчета размера страховой пенсии по старости с учетом изменения величины расчетного капитала.

Заявление мотивировано тем, что решением комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение ) в Белоглинском районе истцу отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала из заработка за период работы с 01 декабря 1985 года по 31 июля 1991 года по справке №07-02-7/639 от 21.06.2011 года, в связи с невозможностью представить в ГУ УПФ РФ сведения о размере заработной платы за период с 01 декабря 1985 года по 31 июля 1991 года в Управлении механизации строительства №2 г. Грозный, в связи с уничтожением документов в результате военных действий на территории Чеченской Республики в 1994-1996г. и в 1999-2000г.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение ) в Белоглинском районе №336 от 05.07.2016 года истцу отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости

Истец считает отказ незаконным, поскольку в период с 01 марта 1980 года по 02 августа 1991 года он работал в Управлении механизации строительства №2 г. Грозный Чеченской республики, что подтверждено записями в трудовой книжке.

Полагает, что сведения РОССТАТА о заработной плате в той отрасли, где он осуществлял трудовую деятельность, являются косвенным доказательством фактического заработка на предприятии в период 1980-1991г.

Просит суд признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение ) в Белоглинском районе №336 от 05.07.2016 года незаконным и обязать комиссию произвести перерасчет пенсии со дня обращения в Пенсионный фонд.

В судебном заседании Братков А.И. поддержал заявленные требования в полном объеме и пояснил, что 24 мая 2016 года ему назначена пенсия по старости.

04.07.2016 года он обратился с заявлением в пенсионный фонд о перерасчете размера страховой пенсии по старости в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала из заработка с 01.12.1985г. по 31.07.1991г. по справке, выданной Федеральной службой государственной статистики, за периоды работы в Управлении механизации строительства №2 г. Грозный Чеченской республики.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда в Белоглинском районе №336 от 05.07.2016 года ему отказано в перерасчете пенсии. Полагает, что решение пенсионного фонда незаконно и просит суд отменить его и обязать ответчика произвести перерасчет размера его пенсии по старости.

Представитель Управления ПФ РФ (государственное учреждение ) в Белоглинском районе по доверенности Асеева Т. А. заявление не признала и представила суду письменные возражения.

Выслушав объяснения истца, представителя Управления ПФ РФ и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к убеждению, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Право на трудовую пенсию в соответствии с п.3 ФЗ №173 имеют граждане, застрахованные в соответствии с ФЗ №167-ФЗ.

С января 2015 года назначение и перерасчет пенсий на территории РФ производится на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со ст. 36 вышеуказанного закона Федеральный закон от 17.12.2001 года №173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регламентирующих расчет размера трудовой пенсии за период до 1 января 2015 года, необходимых для определения размера страховой пенсии.

Федеральные законы, принятые до 1 января 2015 года и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей закону №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 28.12.2013 года №400- ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» расчетный размер страховой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года определяется из среднемесячного заработка застрахованного лица 2000- 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными ( муниципальными) органами.

В судебном заседании установлено, что 24 мая 2016 года Браткову А.И. назначена трудовая пенсия по старости (л.д.-34,35).

Братков А.И. 04.07.2016 года обратился с заявлением в Управление ПФ РФ в Белоглинском районе о перерасчете назначенной пенсии с учетом заработка за периоды работы в Управлении механизации строительства №2 г. Грозный Чеченской Республики с 01.01.1985г. по 31.07.1991г. по справке №07-02-7/639 от 21.06.2011г., выданной Федеральной службой государственной статистики (л.д.-24).

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение ) в Белоглинском районе №336 от 05.07.2016 года ему отказано в перерасчете пенсии (л.д.-8).

Основным документом, подтверждающим трудовую деятельность и страховой стаж работников, является трудовая книжка.

Согласно трудовой книжки Братков А.И. с 01.01.1985 г. по 31.07.1989г. и с 01.04.1990г. по 31.07.1991 г. работал в Управлении механизации строительства №2 г. Грозный (л.д.-11-16).

Установить сведения о размере заработной платы за время работы в Управлении механизации строительства №2 г. Грозный истцу не представляется возможным, так как согласно архивной справки от 07.06.2016 года №115-Б/1524 архивные документы Управления механизации строительства №2, Управления механизации строительства ЧИУС №1 УМС треста-площадки «Гудерместстрой» УМС треста Ордена дружбы народов СССР уничтожены в результате военных действий на территории Чеченской республики в 1994-1996г, 1999-2000 г. (л.д.-25).

04.07.2016 года он обратился в УПФ с заявлением о перерасчете пенсии с учетом среднемесячной заработной платы по справке Росстата.

Из представленной справки Федеральной службы государственной статистики от 21.06.2011 года №07-02-7/639 следует, что Управление статистики не располагает данными о средней заработной плате работников по профессиям и должностям за 1978-1991 годы. Указана среднемесячная начисленная заработная плата работников в целом по экономике РФ, Чечено- Ингушской АССР и отрасли «строительства» за 1978-1991г. Данных о заработной плате работников по месяцам за эти годы не имеется (л.д.-24).

05 июля 2016 года ответчиком отказано в перерасчете пенсии, поскольку документы, содержащие сведения о среднемесячной заработной плате работников Российской Федерации, Чечено-Ингушской АССР либо определенной отрасли, в качестве подтверждения заработной платы, выплачиваемой гражданину за определенный период его трудовой деятельности, Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 (далее - Перечень п.28), не предусмотрены.

Согласно ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 января 2015 г. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В силу п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

На основании ст. 30.3 указанного Федерального закона лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 18 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ).

Статья 34 ФЗ "О страховых пенсиях" регламентирует перерасчет трудовых пенсий, установленных до вступления в силу данного закона (то есть на 01 января 2015 г.) по нормам ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на основании документов выплатного дела.

27 февраля 2002 г. Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России постановлением N 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Пунктом 26 названного Перечня предусмотрено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями, либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Подпунктом 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъясняется, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.

Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации в письме от 27 ноября 2001 года, при установлении пенсии, в том случае, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. В пенсионное дело следует приобщать копии всех указанных документов, заверенных органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, или в нотариальном порядке.

Из материалов дела и трудовой книжки следует, что в спорный период с 01 января 1985г. по 31 июля 1991г. истец работал в Управлении механизации строительства №2 г. Грозный машинистом башенного крана (л.д.11-16).

Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца и не оспариваются ответчиком.

Поскольку истец, заявляя требования о перерасчете пенсии, фактически просит установить факт размера средней заработной платы в период работы с 1985 г. по 1991 г. в г. Гудермес, суд считает, что в таком случае, требуется подтверждение именно индивидуального характера заработка.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Усредненные же показатели - средние данные о заработной плате по организации, отрасли или региону, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, а также свидетельские показания для подтверждения среднемесячного заработка для установления трудовой пенсии не могут использоваться.

В силу изложенного, представленная истцом справка от Федеральной службы Государственной статистики о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников в целом по экономике РФ и Чечено-Ингушской АССР и отрасли «строительство» за период с 1978 г. по 1991 г., не может служить надлежащим доказательством обоснованности заявленных истцом требований, поскольку не отвечает требованиям относимости и допустимости.

Особый порядок подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателем первичных бухгалтерских документов о заработке работников действующим пенсионным законодательством не предусмотрен.

Косвенных документов в подтверждение среднемесячного заработка гражданина при утрате документов о заработке (согласно Письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 г.), из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка, истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку представленные истцом доказательства подтверждают лишь размер номинальной начисленной заработной плате в целом по экономике Российской Федерации и Чечено-Ингушской АССР и не носят индивидуальный характер.

Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.

Представленные же истцом сведения Росстата не подтверждают конкретный размер именно его заработной платы, не содержат данных, достоверно свидетельствующих об индивидуальном характере его заработка, поскольку получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как: количество отработанного времени, объем проделанной работы (изготовленной продукции), квалификация (разряд), режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, и других обстоятельств).

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Браткову Алексею Ивановичу в удовлетворении искового заявления о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение ) в Белоглинском районе №366 от 05.07.2016г. об отказе перерасчета размера страховой пенсии по старости по справке РОССТАТА, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белоглинский райсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено 29 сентября 2016 года.

Судья: Т.В.Журкина