Дело № 2-7/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Фершампенуаз 10 мая 2018 года Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Корсаковой Т.Г., при секретаре Жулидовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах муниципального образования «Нагайбакский муниципальный район» к администрации Нагайбакский муниципальный район Челябинской области, Шкарупе В.Н. о признании незаконным решения о приватизации квартиры, признании недействительным договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан, погашении записи о регистрации права собственности, применении последствий недействительности сделки в виде возвращения имущества, установил: прокурор Нагайбакского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах муниципального образования «Нагайбакский муниципальный район» к администрации Нагайбакский муниципальный район Челябинской области, Шкарупе В.Н. о признании незаконным постановления главы администрации Нагайбакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации квартиры», признании недействительным договора безвозмездной передачи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в собственность Шкарупы В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, погашении записи о регистрации права собственности Шкарупы В.Н. на указанную квартиру, применении последствий недействительности сделки в виде возвращения квартиры в муниципальную собственность Нагайбакского муниципального района. В основание исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Нагайбакского муниципального района в муниципальную собственность приобретена указанная выше двухкомнатная квартира. ДД.ММ.ГГГГ она отнесена к специализированному жилищному фонду. После чего ДД.ММ.ГГГГ на условиях найма служебного помещения предоставлена Шкарупе В.Н. на время его трудовых отношений в должности первого заместителя главы района. ДД.ММ.ГГГГ на основании оспариваемых постановления и договора квартира в порядке приватизации безвозмездно передана в собственность Шкарупе В.Н., который ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал свое право собственности в едином государственном реестре недвижимости. Считает, что приватизация данной квартиры проведена незаконно, поскольку служебные жилые помещения не подлежат приватизации, а глава администрации Нагайбакского муниципального района решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от 27 апреля 2007 года № 35 не наделен полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом против интересов района. Протест прокурора администрацией Нагайбакского муниципального района отклонен со ссылкой на несостоятельность выявленных нарушений и неправильное толкование им закона. В связи с чем прокурор обратился за судебной защитой нарушенных интересов муниципального образования «Нагайбакский муниципальный район». Прокурор Нагайбакского района Васильев Б.С. требования поддержал, в прениях дополнительно указал, что администрация района не является собственником жилищного фонда, который закреплен за ней на праве хозяйственного ведения, и не является учреждением, в оперативном управлении которого передан жилищный фонд. Собственником спорного жилого помещения является муниципальное образование «Нагайбакский муниципальный район». Решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от 27 апреля 2007 года № 35 установлен порядок распоряжения имуществом в виде служебных жилых помещений, исключающий возможность их приватизации. Кроме того, постановление Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от 31 марта 2004 года № 15 наделившее главу района полномочиями по распоряжению объектами муниципальной собственности противоречит Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу Нагайбакского муниципального района, которыми данный вопрос отнесен к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, поэтому данное постановление не подлежит применению. Представитель ответчика администрации Нагайбакского муниципального района Юзеев Д.Ф., требования не признал, считает приватизацию квартиры законной, поскольку ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает возможность приватизации служебного жилого помещения с согласия собственника. Правомочия собственника в отношении объектов муниципальной собственности осуществляет администрация Нагайбакского муниципального района в лице ее руководителя, главы района. Собрание депутатов Нагайбакского муниципального района определило порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, наделив правом его отчуждения главу района. Запрет на приватизацию служебных жилых помещений, содержащийся в решении Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от 27 апреля 2007 года № 35 противоречит федеральному законодательству. Ответчик Шкарупа В.Н. требования также не признал, считая приватизацию квартиры законной и соответствующей полномочиям главы района. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, относя его к основным правам и свободам человека и гражданина. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 1 и 3 ст. 40). Согласно ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества. В соответствии с абз. 13 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Одним из условий действительности сделки является соответствие ее требованиям закона. В силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. При рассмотрении дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шкарупа В.Н. назначен на должность первого заместителя главы района по общим вопросам в администрации Нагайбакского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения со Шкарупой В.Н. прекращены по инициативе работника в порядке п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, что подтверждается распоряжениями № л/с, № л/с. ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы Нагайбакского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, муниципального контракта № в муниципальную собственность приобретена квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы Нагайбакского муниципального района №-р данная квартира отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда Нагайбакского муниципального района, а также включена в реестр имущества муниципальной казны. Постановлением главы Нагайбакского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ и на основании договора найма служебного помещения № спорная квартира предоставлена Шкарупе В.Н. во владение и пользование для временного проживания на время его трудовой деятельности в должности первого заместителя главы района. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Нагайбакского муниципального района № принято решение о безвозмездном предоставлении в собственность Шкарупе В.Н. квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Данная квартира передана Шкарупе В.Н. в собственность бесплатно на основании договора безвозмездной передачи, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между управлением по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации Нагайбакского муниципального района и Шкарупой В.Н. Право собственности Шкарупы В.Н. на квартиру зарегистрированного в едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. Единственный способ перехода права собственности на жилые помещения муниципального жилищного фонда от муниципального образования к гражданам, предусмотренный действующим законодательством, - это безвозмездная передача жилых помещений нанимателям, осуществляемая в соответствии с Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статья 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» закрепляет право каждого гражданина на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В силу ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям, составляют муниципальный жилищный фонд. Исходя из целей использования муниципальный жилищный фонд подразделяется также на жилищный фонд социального использования и специализированный жилищный фонд. Жилищный фонд социального использования включает в себя совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов. Специализированный жилищный фонд включает в себя совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Статья 49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (ч. 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч. 3). Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 Жилищного кодекса РФ). Согласно п. 1 ч. 1 и ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» по общему правилу приватизации служебные жилые помещения не подлежат. Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма. При этом установлен общий законодательный запрет на приватизацию служебных жилых помещений, введение которого обусловлено специальным правовым режимом служебных жилых помещений, выражающимся в особенностях владения, пользования и распоряжения ими, их особым функциональным назначением, предполагающим заселение определенным кругом работников, а также соответствующим территориальным расположением. В рассматриваемом случае квартира, расположенная по адресу: <адрес>, приобретена в муниципальную собственность и отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Шкарупе В.Н. данная квартира предоставлена на условиях найма служебного помещения на период его трудовой деятельности в администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области. После чего спустя непродолжительное время бесплатно передана в собственность Шкарупы В.Н. Вместе с тем, на момент заключения договора безвозмездной передачи квартиры в собственность решение об изменении правового режима квартиры путем исключения его из специализированного жилищного фонда не принималось. Решение о предоставлении Шкарупе В.Н. спорного квартиры на условиях договора социального найма как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не имеется. Договор социального найма с Шкарупой В.Н. не заключался. С учетом изложенного, у Шкарупы В.Н. право на приобретение спорной квартиры в собственность в порядке приватизации жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования не возникло. При этом суд также не может признать законной приватизацию служебной квартиры в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Часть 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Соответственно, законодатель предусматривает в порядке исключения возможность приватизации служебных жилых помещений, но при наличии решения об их приватизации, принятого собственником жилищного фонда. Согласно п. п. 3 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты. В соответствии с ч. 1, 3 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В силу п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Согласно Уставу Нагайбакского муниципального района представительным органом муниципального района является Собрание депутатов, в исключительной компетенции которого также находятся вопросы определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (ст.18, п. 5 ч. 1 ст. 19 Устава). От имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района, осуществляет администрация на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Собрания депутатов. Постановлением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от 29 декабря 2005 года № 106 было утверждено Положение «О владении, пользовании и распоряжении имуществом Нагайбакского муниципального района». В соответствии с данным Положением права собственника в отношении муниципальной собственности от имени населения муниципального района осуществляла администрации Нагайбакского муниципального района (п. 1.1.2 Положения). Разделом 5 Положения разграничены полномочия органов местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью: к компетенции Собрания депутатов в данной сфере отнесены нормотворческие и контрольные функции, а также вопросы утверждения положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственность Нагайбакского муниципального района, установление порядка передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, контроль за деятельностью исполнительных органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью (п. 5.2 Положения). К компетенции главы муниципального района в данной сфере отнесены вопросы, связанные с принятием постановлений и распоряжений по вопросам исполнительно-распорядительной деятельности, связанной с порядком и условиями передачи объектов муниципальной собственности во временное или постоянное владение, пользование и распоряжение в целях обеспечения исполнения бюджета, а также контроль за соблюдением законодательства по управлению и распоряжению муниципальной собственностью исполнительными органами местного самоуправления. Кроме того, данное Положение регулировало вопросы отчуждения муниципального имущества, которое предусматривало возможность отчуждения указанного имущества в процессе приватизации при наличии экономического обоснования отдела экономики, управления муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации района (п. 7.1 Положения). Данное постановление утратило силу в связи с принятием Собранием депутатов Нагайбакского муниципального района решения от 25 декабря 2015 года № 43, утвердившего Положение о порядке учета имущества, находящегося в муниципальной собственности Нагайбакского муниципального района и ведения реестра такого имущества, анализ которого свидетельствует о том, что вопросы управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе в порядке приватизации, им не урегулированы. На момент отчуждения спорной квартиры Шкарупе В.Н. в порядке приватизации действовал Порядок предоставления гражданам служебных помещений в Нагайбакском муниципальном районе, утвержденный решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от 27 апреля 2007 г. № 35 (с учетом изменений внесенных решениями от 27 октября 2010 года № 76, от 25 сентября 2014 года № 52), который в п. 7 установил, что граждане, которым предоставлены служебные жилые помещения, не вправе осуществлять его приватизацию. Таким образом, законодатель, наделяя органы местного самоуправления полномочиями в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, вопросы порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнес к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Исходя из буквального толкования п. 7 Порядка предоставления гражданам служебных помещений в Нагайбакском муниципальном районе, Собрание депутатов Нагайбакского муниципального района таким способом опередило правила распоряжения служебными жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, исключив возможность их приватизации. Данное решение принято в пределах предоставленных ему правомочий, не противоречит закону и принято по его усмотрению на основании положений ст. 209 Гражданского кодекса РФ, которыми установлено право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. При этом какой-либо иной порядок, который устанавливал основания и условия отчуждения в порядке приватизации отдельных служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда на момент передачи спорной квартиры отсутствовал. Довод представителя ответчика о том, что представительный орган муниципального образования определил порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, наделив правом его отчуждения главу района, несостоятелен и противоречит действующему законодательству. Действительно, постановлением Нагайбакского районного Совета депутатов Челябинской области от 31 марта 2004 года № 15 глава муниципального образования «Нагайбакский район» наделен правом и полномочиями по распоряжению объектами муниципальной собственности, земельными участками (до разграничения государственной собственности на землю), другого недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, а полномочиями по совершению сделок с указанными объектами наделен начальник отдела по экономике и управлению муниципальным имуществом. Решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от 18 декабря 2017 года № 87 данное постановление в порядке самоконтроля отменено. Между тем, отмена данного постановления не исключает необходимости его оценки на соответствие нормативному правовому акту большей юридической силы, поскольку решение о приватизации квартиры принято главой Нагайбакского муниципального района и прокурором поставлен вопрос о неприменении отмененного постановления в рассматриваемом случае. Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч. 2 ст. 36 названого Федерального закона обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (п. 5 ч. 4 ст. 36). Уставом Нагайбакского муниципального района глава муниципального образования, исполняя полномочия главы администрации муниципального района, от имени муниципального образования, администрации приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности (п. 1 ч. 2 ст. 26 Устава). В соответствии с ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования. Исключительные полномочиями по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в силу закона обладает только представительный орган муниципального образования - Собрание депутатов Нагайбакского муниципального района (п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.18, п. 5 ч. 1 ст. 19 Устава). С учетом изложенного, правовой статус главы муниципального образования реализуется в системной взаимосвязи со статусными характеристиками иных должностных лиц местного самоуправления, а именно, в данном случае глава муниципального образования возглавляет местную администрацию. При этом глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию на принципах единоначалия, призван обеспечивать надлежащее исполнение всех возложенных на местную администрацию полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе связанных с надлежащей реализацией прав собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности, посредством принятия исполнительно-распорядительных решений от имени администрации по вопросам управления и распоряжения таким имуществом. Однако приятие таких решений не может иметь произвольный характер и должно производиться в соответствии с определенными представительным органом муниципального образования правилами, регламентирующими порядок и условия отчуждения муниципального имущества, в том числе отдельных служебных жилых помещений. Делегирование же исключительных полномочий представительного органа муниципального образования по распоряжению объектами муниципальной собственности главе муниципального образования противоречит Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу Нагайбакского муниципального района и влечет сосредоточение правомочий по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности в рамках правового статуса одного должностного лица в отсутствие прозрачного и реально подконтрольного населению механизма отчуждения указанных объектов, составляющих экономическую основу деятельности органа местного самоуправления. Помимо изложенного следует отметить, что предусмотренное ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право муниципальных образований как собственников жилищного фонда, принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, исключая их тем самым из специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом, имеет исключительный характер и не предполагает систематического и обязательного отчуждения таких жилых помещений в собственность граждан. Волеизъявление собственника муниципального жилищного фонда осуществить приватизацию служебного жилого помещения, не отменяет его обязанностей соблюдать принципы бесплатной передачи в собственность гражданам Российской Федерации, установленные федеральным законом, при этом органы местного самоуправления вправе установить порядок и условия приватизации служебных жилых помещений (в том числе в отношении неопределенного круга лиц). Условия приватизации служебных жилых помещений должны иметь объективный характер и вытекать из особенностей правового режима таких помещений - предназначения служебных жилых помещений, условий предоставления служебного жилого помещения гражданам, стажа работы, продолжительности проживания в занимаемом служебном помещении, перспектив дальнейшего использования жилого помещения в качестве служебного, что способствует принятию предсказуемых и обоснованных решений о приватизации служебного жилья в каждом отдельном случае, исключающих произвольность и возможность злоупотреблений. Производимая в таком исключительном порядке приватизация отельных служебных жилых помещений не должна приводить к невозможности осуществления органами местного самоуправления своих обязанностей по решению вопросов жизнеобеспечения населения, надлежащее выполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти. При таких обстоятельствах безвозмездная передача спорной квартиры в собственность Шкарупы В.Н. произведена незаконно, поскольку данное жилое помещение специализированного жилищного фонда была предоставлена ему на условиях найма служебного жилого помещения и лишь на период его трудовой деятельности в администрации Нагайбакского муниципального района, решение об отчуждении данного помещения в порядке приватизации принято должностным лицом с превышением предоставленных ему полномочий и в нарушении установленных условий пользования такими помещениями, а также, с учетом незначительного периода трудовой деятельности, очевидно, влияющего на объем прав на получение служебного жилого помещения в собственность бесплатно, и в отсутствие основанного на объективных критериях и условиях приватизации служебных жилых помещений порядка принятия решения о приватизации служебных жилых помещений на территории Нагайбакского муниципального района Челябинской области на основании ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В связи с чем, договор безвозмездной передачи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между управлением по муниципальному имуществу и земельными отношениями администрации Нагайбакского муниципального района и Шкарупой В.Н., нельзя признать действительной сделкой соответствующей требованиям закона. В соответствии с пп. 1, 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Поскольку совершенная недействительная сделка не повлекла возникновение у Шкарупы В.Н. права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации, то она подлежит возвращению в собственность муниципального образования Нагайбакский муниципальный район. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования. Распоряжаясь муниципальным имуществом путем его отчуждения в порядке, не установленном законом, орган местного самоуправления нарушает интересы муниципального образованием, лишая имущественной основы его деятельности. В такой ситуации реализация прокурором полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, путем предъявления рассматриваемого иска является гарантией защиты прав муниципального образования. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд Решил: Исковые требования прокурора удовлетворить. Признать незаконным постановление главы администрации Нагайбакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ « О приватизации квартиры». Признать договор от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездной передачи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в собственность граждан о передачи в собственность, заключенный между администрацией Нагайбакского муниципального района Челябинской области и Шкарупа В.Н. недействительной сделкой. Погасить запись № в реестре недвижимости Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области о регистрации права собственности Шкарупа В.Н. на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>. Применить последствия недействительности сделки, обязать Шкарупа В.Н. передать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в собственность муниципального образования Нагайбакского муниципального района <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца, со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд Челябинской области. Председательствующий. |