Дело № 2-406/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кореновск 29 мая 2017 года.
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Сай Н.В.,
при секретаре Токаревой А.В.,
с участием:
старшего помощника прокурора Кореновского района Тонконоженко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Джейраниди Д.С. о запрете реализации алкогольной продукции вблизи образовательной организации,
установил:
Анапский межрайонный прокурор Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к ИП Джейраниди Д.С. о запрете реализации алкогольной продукции вблизи образовательной организации, ссылаясь на то, что Анапской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры Краснодарского края в мае 2016 года проведена проверка соблюдения требований законодательства, направленного на ограничение реализации (оборота) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями алкогольной продукции от границ образовательных организаций муниципального образования г.-к. Анапа, по результатам которой в деятельности ИП Джейраниди Д.С., выявлены нарушения закона.
Так, 20.05.2016 года по поручению межрайонной прокуратуры сотрудниками Отдела МВД России по г. Анапа проведена проверка вышеуказанного законодательства в магазине <...> и <...> находящиеся в собственности у ИП Джейраниди Д.С., расположенном по адресу: <...>. Установлено, что в магазине в торговом зале реализуется алкогольная продукция - пиво. Указанные товары выставлены в местах продажи. С помощью измерительной рулетки было измерено расстояние от входа в магазин до границ территории МАДОУ детский сад комбинированного вида <...> (<...>.).
Указанное расстояние составило 65 метров (при норме 100 метров), что отражено в протоколе осмотра данного торгового объекта, составленного сотрудниками ОМВД России по г. Анапа. ИП Джейраниди Д.С. в магазине <...> и <...> хозяйственная деятельность ведется в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 23.11.2012.
Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции" розничная продажа алкогольной продукции не допускается в образовательных и иных детских организациях края, на объектах спорта, на прилегающих территориях.
В соответствии с ч.4 ст.16 ФЗ от 22.11.1995 № 171 к прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решением органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2013 № 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Определение расстояния от организаций и (или) объектов, на которых не допускается продажа розничной алкогольной продукции, до границ прилегающих территории, отнесено к ведению администрации МО г.-к. Анапа.
Так, постановлением главы МО г.-к. Анапа от 19.01.2015 № 57 определены границы, прилегающие к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории МО г.-к. Анапа.
Методика определения соответствующих границ:
- границы прилегающей территории от входа для посетителей на обособленную территорию детских, образовательных организаций до входа для посетителей в стационарный торговый объект - 100 метров, до входа для посетителей в объект, осуществляющий оказание услуг общественного питания - 50 метров по прямой линии.
Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» под стационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
Статья 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает в Российской Федерации типы образовательных организаций, реализующие общеобразовательные и дополнительные образовательные программы. К образовательным организациям, в том числе относятся общеобразовательные и дошкольные.
Согласно ст. 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) вместе их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи.
Таким образом, в результате действий ответчика по реализации алкогольной продукции в торговом объекте нарушаются права неопределенного круга обучающихся в данной образовательной организации, так как в течение календарного года их численный состав меняется, а также иных лиц, посещающих указанную образовательную организацию.
Указанное влечет невозможность проведения государственной политики в области содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, которая является приоритетной. Данные обстоятельства позволяют прокурору в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если такие права и законные интересы нарушены.
В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района Тонконоженко Н.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания. Ходатайств об отложении дела, либо о рассмотрении дела в его отсутствие ответчик не заявлял.
Представитель третьего лица ОМВД России по г. Анапе в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о дне и времени слушания дела своевременно и надлежащим образом.
Суд, выслушав помощника прокурора Кореновского района, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат полному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании Анапской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры Краснодарского края в мае 2016 года проведена проверка соблюдения требований законодательства, направленного на ограничение реализации (оборота) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями алкогольной продукции от границ образовательных организаций муниципального образования г.-к. Анапа, по результатам которой в деятельности ИП Джейраниди Д.С., выявлены нарушения закона.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей валяется приоритетной и основана на принципе ответственности должностных лиц за нарушение прав и законных интересов ребенка.
Как следует из материалов дела, 20.05.2016 года по поручению межрайонной прокуратуры сотрудниками отдела МВД России по г. Анапа проведена проверка вышеуказанного законодательства в магазине <...> и <...>», находящиеся в собственности у ИП Джейраниди Д.С., расположенном по адресу: <...>. Установлено, что в магазине в торговом зале реализуется алкогольная продукция - пиво. Указанные товары выставлены в местах продажи. С помощью измерительной рулетки было измерено расстояние от входа в магазин до границ территории МАДОУ детский сад комбинированного вида <...> Указанное расстояние составило 65 метров (при норме 100 метров), что отражено в протоколе осмотра данного торгового объекта, составленного сотрудниками ОМВД России по г. Анапа.
Материалами дела установлено, что ИП Джейраниди Д.С. в магазине <...> и <...> хозяйственная деятельность ведется в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 23.11.2012.
Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции" розничная продажа алкогольной продукции не допускается в образовательных и иных детских организациях края, на объектах спорта, на прилегающих территориях.
В соответствии с ч.4 ст. 16 ФЗ от 22.11.1995 № 171 к прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решением органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2013 № 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилагающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Определение расстояния от организаций и (или) объектов, на которых не допускается продажа розничной алкогольной продукции, до границ прилегающих территории, отнесено к ведению администрации МО г.-к. Анапа.
Из материалов дела усматривается, что постановлением главы МО города-курорта Анапа от 19.01.2015 № 57 определены границы, прилегающие к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории МО г.-к. Анапа.
Методика определения соответствующих границ: границы прилегающей территории от входа для посетителей на обособленную территорию детских, образовательных организаций до входа для посетителей в стационарный торговый объект - 100 метров, до входа для посетителей в объект, осуществляющий оказание услуг общественного питания - 50 метров по прямой линии.
Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» под стационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
Статья 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает в Российской Федерации типы образовательных организаций, реализующие общеобразовательные и дополнительные образовательные программы. К образовательным организациям, в том числе относятся общеобразовательные и дошкольные.
Согласно ст. 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи.
Определением Кореновского районного суда от 01.02.2017 года по делу назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы.
Согласно заключению эксперта от 17.03.2017 года № 18.2017/16.1, расстояние от основного входа посетителей бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № <...> муниципального образования город-курорт Анапа до входа для посетителей кафе-пекарни по адресу: <...> по прямой составляет 88,71 м.
Таким образом, суд считает установленным, что в результате действий ответчика по реализации алкогольной продукции в торговом объекте нарушаются права неопределенного круга обучающихся в данной образовательной организации, так как в течение календарного года их численный состав меняется, а также иных лиц, посещающих указанное образовательное учреждение. Очевидно, что неправомерные действия ответчика способствуют доступности алкогольной продукции для детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 235, 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
Исковые требования Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Джейраниди Д.С. о запрете реализации алкогольной продукции вблизи образовательной организации - удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю Джейраниди Д.С. и иным лицам осуществлять реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине <...> и <...> по адресу: <...> вблизи границы МАДОУ детский сад комбинированного вида <...> муниципального образования город-курорт Анапа, расположенного по адресу: <...>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кореновский районный суд Краснодарского края.
Судья Кореновского
районного суда Н.В. Сай