Дело № 2-406/2021 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск | 26 февраля 2021 года |
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Петерса А.Н.,
при секретаре Мельниковой Т.А., помощнике судьи Старцевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дерновой Т.Н. к ООО «Магнит», Администрации ЦАО г. Омска о признании незаконными действий, обязании к действию, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Дернова Т.Н. обратилась в суд с названным иском. В обоснование исковых требований указала, что является собственником земельного участка и садового домика по адресу: <адрес> Указанный жилой домик является единственным местом жительства истца. С 2012 года истец не является членом СНТ «Амурский». Указывает, что с января 2020 года начисление платежей за вывоз твердых бытовых отходов осуществляется незаконно, поскольку данная услуга ответчиком не оказывается. Вывоз мусора, начиная с января 2020 года не производится.
Просила суд признать действия ответчика – ООО «Магнит» по начислению платы за сбор, вывоз и утилизацию ТКО за период с 01.10.2020 по 18.11.2020 незаконными, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей; обязать ответчика – Администрацию ЦАО г. Омска установить мусорные контейнеры.
В судебном заседании истец, ее представитель Швицкая Н.И., действующая на основании устного ходатайства истца, исковые требования к ООО «Магнит» поддержали, от требований к Администрации ЦАО г. Омска отказались, производство по делу в данной части было прекращено.
Представитель ООО «Магнит» - Касаева Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Представитель Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска Трегубенко А.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, по основаниям, указанным в возражениях.
СНТ «Амурский» привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание представителя не направило, извещено о его времени и месте надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (п. 1), у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (и. 5).
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
С 01.04.2019 года региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области является ООО «Магнит».
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно п.4 ст.1 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156 (ред. от 15.12.2018) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.5 ст.30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно п.8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016г. (далее – Правила), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно ч.2 ст.24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления», по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Исходя из вышеуказанного агентского договора, ООО «Омская энергосбытовая компания» по поручению ООО «Магнит» ведет абонентскую работу и выставляет плату за «Вывоз ТКО» и «Обращение с ТКО», что относится к коммунальным услугам, на основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Таким образом, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов) обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Как следует из материалов дела, истец является собственником 3/6 доли в праве на жилой дом, расположенного по адресу: <адрес> Данный жилой дом расположен на территории СНТ «Амурский», однако истец не является членом СНТ.
В квитанциях, выставляемых ситцу, регулярно указывается плата за вывоз ТКО.
Истец полагает, что у него нет обязанности по уплате данной платы, поскольку с площадки для вывоза ТКО, расположенной в СНТ мусор не вывозится, другая площадка расположена на значительном удалении от дома истца, при этом, у истца нет мусора, который нужнее но было бы выбрасывать.
Оценивая данные доводы, суд исходит из следующего.
ПО основаниям, указанным выше, само по себе наличие права собственности на жилой дом, порождает у собственника обязанность по оплате вывоза ТКО.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1 формы типового договора на оказания услуг по обращению с ТКО, закрепленного в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 №Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641»).
Согласно п. 148 (27) Правил 354 расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу.
В соответствии с п. 148 (28) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».
В обоснование своих исковых требований истец, указывает, что она самостоятельно уничтожает отходы, путем их сжигания.
Как следует из ст. 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться на предназначенных для этих целей и специально оборудованных транспортных средствах.
Для самостоятельного транспортирования отходов I-IV классов опасности требуется наличие соответствующей лицензии (п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 « 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), так как данный вид деятельности является лицензируемым.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сжигание отходов производства и потребления без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
В соответствии с ч. 1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, из анализа перечисленных законодательных актов следует вывод, что потребители не имеют иных законом установленных способов обращения с ТКО, как то самостоятельный вывоз и утилизация ТКО способами, не нарушающими санитарное законодательство, кроме как обеспечение обращения с ТКО путем заключения договора с региональным оператором и использования мест (площадок) накопления ТКО.
Транспортирование ТКО на территории Омской области осуществляется в соответствии с Территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области, утвержденной Приказом № 39 Министерства природы и экологии Омской области от 26.05.2020 года «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в Омской области и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области (далее по тексту - Территориальная схема).
таким образом, ответчик обязан осуществлять вывоз мусора с мест его накопления, которые указаны в территориальной схеме. Как следует из материалов дела, площадка накопления ТКО, на состояние которой жаловалась истец, фотографии состояния которой истец прилагала к материалам дела, оборудована силами и средствами СНТ, на основании договора № РГ0014335/ТКО от 18.02.2020, заключенного между ответчиком и СНТ «Амурский» для, указанная площадка не внесена в Территориальную схему, не заявлена как общедоступная площадка для вывоза мусора, данная площадка предназначена для вывоза ТКО членов СНТ за период с весны по осень. Как следует из заявления председателя СНТ, вывоз мусора производится до 01.11.2020. Истец членом СНТ не является.
В соответствии с Территориальной схемой, ближайшая площадка для вывоза мусора оборудована по адресу: <адрес>. Несмотря на расстояние от дома истца до данной площадки, истец имеет право и возможность ей пользоваться, а ответчик обязан осуществлять обслуживание данной площадки, поскольку данная площадка указана в Территориальной схеме и является ближайшей к дому истца.
Обязанность по созданию и оборудованию новых мест хранения ТКО возложена на Администрацию ЦАО г. Омска. Истец имеет право с соблюдением административной процедуры, подав заявление и необходимые документы, обратиться в Администрацию ЦАО г. Омска для решения данного вопроса.
Таким образом, оказывать услугу по обращению с ТКО может лишь региональный оператор, который, действуя в пределах Территориальной схемы, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.
Изложенное не дает суду оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дерновой Т.Н. к ООО «Магнит» о признании незаконными действий, взыскании компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья | А.Н. Петерс |
Решение в окончательной форме принято 05 марта 2021 года.
КОПИЯ ВЕРНА Решение (определение) вступило в законную силу ___________________________________________ УИД 55RS0002-01-2020-009383-21 Подлинный документ подшит в деле № __________ Куйбышевского районного суда г. Омска Судья _____________________________ Секретарь __________________________ |