ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-406/2022 от 11.10.2022 Бийского городского суда (Алтайский край)

УИД 22RS0013-01-2021-007960-86

Дело № 2-406/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2022 года город Бийск, ул. Ленина, д.149

Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Данилиной Е.Б.,

при секретаре Папковской А.Ю.,

с участием процессуального истца Крутько С.В., представителя ответчика Перовой И.В., представителя третьих лиц ООО «Управляющая компания «Химик» и ООО «Управляющая компания «Авангард» Веретенниковой В.Б., представителя третьего лица ООО «РИНЕЛ» Арушаняна А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бийска в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» о возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Бийска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска», ООО «Управляющая компания «Химик», ООО «Управляющая компания «Авангард» о возложении обязанности принять меры к устранению нарушений, согласно которому просит возложить обязанность на МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» принять меры к устранению выявленных нарушений:

- на детской площадке по <адрес>: закрепить панели ограждений к столбам, в зоне приземления под двойными качелями, горки «Цветок», детского игрового комплекса «Форт» обеспечить достаточный слой ударопоглащающего засыпного покрытия, закрепить нижнюю часть каркаса карусели ниже уровня покрытия площадки, установить заглушки на соединительных болтах игрового оборудования отсутствует.

- на детской площадке по <адрес> закрепить панели ограждений к столбам, в зоне приземления под двойными качелями, горки «Цветок», детского игрового комплекса «Форт» обеспечить достаточный слой ударопоглащающего засыпного покрытия, закрепить нижнюю часть каркаса карусели ниже уровня покрытия площадки, установить заглушки на соединительных болтах игрового оборудования отсутствует.

Обязать ООО «Управляющая компания «Химик» установить информацию на детской площадке по <адрес>, содержащую правила пользования оборудованием и сведения о возрастных группах; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности или поломки оборудования.

Обязать ООО «Управляющая компания «Авангард» установить информацию на детской площадке <адрес>, содержащую правила пользования оборудованием и сведения о возрастных группах; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности или поломки оборудования.

Возложить на ООО «Управляющая компания «Химик» обязанность обеспечить запрет эксплуатации детской площадки <адрес> до устранения нарушений требований законодательства в сфере эксплуатации детской площадки.

Возложить на ООО «Управляющая компания «Авангард» обязанность обеспечить запрет эксплуатации детской площадки <адрес> до устранения наращений требований законодательства в сфере эксплуатации детской площадки.

В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Бийска проведена проверка по обращениям Романовой Р.В. и Губиной Л.П. по вопросу несоответствия детских площадок <адрес> требованиям действующего законодательства.

Согласно Паспорту национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденному президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» направлен, в том числе, создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды.

Для достижения целей указанного национального проекта на территории города реализуется муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды на территории муниципального образование г.Бийск на 2018-2022 годы».

В рамках которой проводятся мероприятия по благоустройству придомовых территорий многоквартирных домов.

Установлено, что 17 июня 2020 года между МКУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска» и ООО «СИБСТРОЙРЕГИОН» заключен муниципальный контракт №Ф.2020.00019 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках муниципальной программы (детские площадки по <адрес>

Согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2 №№ 1 и 2 от 30.10.2020, подписанным и.о. начальника МКУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска» 28.12.2020, работы по муниципальному контракту № Ф.2020.00019 выполнены в полном объеме.

Пунктом 7.2 Контракта предусмотрено, что подрядчик обязан выполнить предусмотренные Контрактом работы, обеспечив их надлежащее качество, в соответствии с требованиями нормативных документов, в сроки, установленные Контрактом.

Обязан обеспечить соответствие качества работ и материалов, применяемых им при выполнении работ, ГОСТам,СНиПам, техническим условиям, соответствующим сертификатам и другим документам, удостоверяющим их качество на весь срок действия гарантий качества, установленных соответствующими документами.

В соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 №182-ст, неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонстрируется и удаляется с игровой площадки (п. 7.7).

Запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей (п. 4.3).

Проверка показала, что детские игровые элементы, расположенные на детских площадках по <адрес> не соответствуют требованиям ГОСТ.

Так, на детских площадках имеются дефекты и повреждения, образованные в результате строительных работ.

Согласно уточненному исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, истец просит суд обязать МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска» принять меры к устранению выявленных нарушений:

- на детской площадке по <адрес>: устранить нарушения, в части глубины заложения нижней части фундаментов оборудования детской площадки, которая располагается на глубине от 0,15м (брусья параллельные) до 0,33 м (игровой комплекс форт), элементы фундаментов оборудования (бетонная подготовка, анкерные болты) располагаются на отметке выше уровня отметки поверхности покрытия на расстоянии до 3,0 см, что не соответствует требованиям ГОСТа, а также не соответствует инструкциям по монтажу оборудования детской площадки, острые кромки фундаментов расположены выше покрытия, путем демонтажа оборудования детской площадки, подсыпки покрытия детской площадки.

восстановить болтовые крепления сидения в беседке и крепления болтовых соединений детского оборудования в подготовленные отверстия, установить болты крепления в подготовленные технологические отверстия, восстановить заглушки на болтах креплений, отдельные крепления выполнения при помощи саморезов, восстановить части крепления оборудования, путем переустройства креплений детского оборудования;

нанести на информационный щит информацию об оборудовании, установленном на детской площадке, номера спецслужб;

установить песочницу, соответствующую проектной документации путем демонтажа песочницы и монтажа новой;

определить зоны безопасности оборудования детской площадки, согласно требованиям п.4.3.25.7,п.4.3.25.6 ГОСТ Р 52169-2012, путем демонтажа всего оборудования детской площадки, увеличению площади детских площадок и дальнейшего монтажа оборудования детской площади в соответствии с необходимыми зонами безопасности, а также в соответствии с требованиями предъявляемым к детским площадкам,

установить подступенник горки.

- на детской площадке по п <адрес>

устранить дефекты и повреждения, образованные в результате строительных работ, а именно глубина занижения нижней части фундаментов оборудования детской площадки располагается на отметке до 0,37м (от

поверхности покрытия площадки), элементы фундаментов оборудования детской площадки(бетонная подготовка, анкерные болты) располагаются на отметке выше уровня отметки поверхности покрытия на расстояние до 10 см, путем демонтажа оборудования детской площадки, подсыпки покрытия детской площадки;

восстановить болтовые крепления сидения в беседке и крепления болтовых соединений детского оборудования в подготовленные отверстия, путем подготовки установки болтов крепления в подготовленные технологические отверстия, восстановить заглушки на болтах крепления, путем переустройства креплений детского оборудования;

нанести на информационный щит информацию об оборудовании, установленном на детской площадке, номера спецслужб;

установить песочницу, соответствующую проектной документации путем демонтажа песочницы и монтажа новой;

определить зоны безопасности оборудования детской площадки, согласно требованиям п.4.3.25.7, п.4.3.25.6 ГОСТ Р 52169-2012, путем демонтажа всего оборудования детской площадки, увеличению площади детских площадок и дальнейшего монтажа оборудования детской площади в соответствии с необходимыми зонами безопасности, а также в соответствии с требованиями предъявляемым к детским площадкам.

Процессуальный истец Крутько С.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» Перова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в иске отказать, в случае удовлетворения исковых требований просила установить срок для исполнения решения суда.

Представитель третьих лиц ООО «Управляющая компания «Химик» и ООО «Управляющая компания «Авангард» Веретенникова В.Б. в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица ООО «РИНЕЛ» Арушанян А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что детские площадки возведены в точном соответствии с проектами, каких-либо строительных нарушений при сдаче объектов обнаружено не было.

В судебное заседание представители третьих лиц - Администрации города Бийска, ООО "Сибстройрегион", ООО «САМИГ «ПИ «ВИЗИР», ООО "ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ" не явились, о рассмотрении дела судом извещены по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представили, не просили об отложении слушания дела, в связи с чем суд на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения процессуального истца Крутько С.В., представителя ответчика Перовой И.В., представителя третьих лиц ООО «Управляющая компания «Химик» и ООО «Управляющая компания «Авангард» Веретенниковой В.Б., представителя третьего лица ООО «РИНЕЛ» Арушаняна А.М., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона предусмотрен, что в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, в том числе по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Согласно положениям части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

В судебном заседании установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> находится в управлении ООО «Управляющая компания «Химик» на основании заключенного с собственниками помещений договора управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ.

Многоквартирный дом по адресу: <адрес> находится в управлении ООО «Управляющая компания «Авангард» на основании заключенного с собственниками помещений договора управления МКД.

В целях повышения качества и комфорта городской среды, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения города Бийска, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды", паспортом приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 18.04.2017 N 5 и с учетом стратегий социально-экономического развития Алтайского края и города Бийска, постановлением Администрации города Бийска № 2850 от 21.11.2017 утверждена муниципальная программа "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск на 2018 - 2022 годы".

Согласно паспорту муниципальной программы, задачами программы являются: повышение уровня благоустройства дворовых, общественных территорий, городских парков (далее - "территории") муниципального образования город Бийск; повышение уровня вовлеченности заинтересованных лиц в реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципального образования город Бийск, исполнение условий Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.

Ответственный исполнитель реализации программы - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска".

Финансирование муниципальной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств краевого бюджета и бюджета города Бийска.

Постановлением Администрации города Бийска от 11 февраля 2020 г. N 276, внесены изменения в постановление Администрации города Бийска от 21.11.2017 N 2850 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск на 2018 - 2022 годы", а именно в наименовании и пункте первом постановления, в наименовании муниципальной программы, утвержденной указанным постановлением (далее - "Программа"), паспорта Программы и приложений к ней исключены слова "на 2018 - 2022 годы".

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по инициативе Романовой Р.В. (<адрес>) было проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома <адрес> в форме очно-заочного голосования, решения которого оформлены протоколом № 1 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколу, собственники МКД приняли решение о включении дворовой территории МКД в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск в 2018-2022 году», а также приняли решение о включении (принятии) в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном дома по адресу: <адрес> оборудования, малых архитектурных форм, иных некапитальных объектов, установленных на дворовой территории в результате реализации муниципальной программы в количестве и объеме, согласно указанному в акте приемки, выбрали уполномоченного представителя собственников МКД на представление предложений, на участие в контроле за выполнением работ по благоустройству дворовой территории, в том числе промежуточном, и их приемке.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по инициативе Корчагиной Т.А. (собственника квартиры № 8) было проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома <адрес> в форме очно-заочного голосования, решения которого оформлены протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколу, собственники МКД приняли решение о включении дворовой территории МКД в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск в 2018-2022 году», а также приняли решение о включении (принятии) в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном дома по адресу: <адрес>, оборудования, малых архитектурных форм, иных некапитальных объектов, установленных на дворовой территории в результате реализации муниципальной программы в количестве и объеме, согласно указанному в акте приемки, выбрали уполномоченного представителя собственников МКД на представление предложений, на участие в контроле за выполнением работ по благоустройству дворовой территории, в том числе промежуточном, и их приемке.

В порядке реализации вышеуказанной программы МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» (заказчик) с ООО «СИБСТРОЙРЕГИОН» (подрядчик) заключен муниципальный контракт № Ф.2020.00019 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 2.2 муниципального контракта, подрядчик обязуется собственными и (или) привлечёнными силами, своевременно, по заданию заказчика выполнить работы качественно и в полном объеме в соответствии с описанием объекта закупки – техническим заданием на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках муниципальной программы, в соответствии с приложением .

Работы выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами (п. 2.3).

В приложении к муниципальному контракту указано место поставки товара, выполнение работ, оказание услуг: Российская Федерация, Алтайский край, город Бийск, дворовые территории по адресам: локальная смета <адрес> (детская площадка), локальная смета <адрес> (детская площадка). Сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг – до ДД.ММ.ГГГГ.

Поставленное и установленное ООО «СИБСТРОЙРЕГИОН» оборудование по муниципальному контракту, принято от имени заказчика уполномоченным лицом, которым ДД.ММ.ГГГГ подписаны акты о приемке выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ и затрат, копии которых приобщены к материалам дела, оговоренные контрактами суммы перечислены.

Выполнение качества оказанных поставщиком услуг при их принятии по рассматриваемым контрактам удостоверено приемочной комиссией, действующей в соответствии с приказом МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам выездной проверки, проведенной прокуратурой города Бийска ДД.ММ.ГГГГ с привлечением представителей ООО «УК «Химик», ООО «УК «Авангард», и осмотра детских площадок, установлено, что детские игровые элементы, расположенные на детских площадках по <адрес> и <адрес> не соответствуют требованиям ГОСТ, выявленные нарушения создают опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних, пользующихся указанным игровым оборудованием, имеющим ряд технических неисправностей, не соответствующим требованиям ГОСТа, которые могут повлечь их травматизм, неудобным в технической эксплуатации.

По ходатайству стороны истца, судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, фактические границы детской игровой площадки по адресу: <адрес>, определены в точках ф1-ф2-фЗ-ф4-ф1. Координаты поворотных точек фактических границ детской игровой площадки по <адрес> в системе координат МСК 22, приведены в таблице А. Детская игровая площадка по <адрес> в фактических границах, определенных на дату осмотра, показан в Приложении 2. В результате сравнительного анализа плановых границ земельного участка по <адрес> согласно кадастровому плану территории, предоставленному судом по запросу эксперта, с фактическими границами детской игровой площадки на дату экспертного осмотра установлено, что детская игровая площадка, состоящая из оборудования детской площадки, оборудования спортивной площадки для сдачи ГТО, элементов благоустройства, полностью находится на плановой территории земельного участка по <адрес>.

Фактические границы детской игровой площадки по адресу: <адрес> определены в точках ф5-ф6-ф7-ф8-ф5. Координаты поворотных точек фактических границ детской игровой площадки по <адрес> в системе координат МСК 22, приведены в таблице Б. Детская игровая площадка <адрес> в фактических границах, определенных на дату осмотра, показан в Приложении 3. В результате сравнительного анализа плановых границ земельного участка по <адрес> согласно кадастровому плану территории, предоставленному судом по запросу эксперта, с фактическими границами детской игровой площадки на дату экспертного осмотра установлено, что детская игровая площадка, состоящая из оборудования детской площадки, оборудования спортивной площадки для сдачи ГТО, элементов благоустройства, полностью находится на плановой территории земельного участка <адрес>.

Исследование на соответствие строительным требованиям детской площадки, расположенной по адресу: <адрес>: по результатам исследования установлено, что техническое состояние оборудования детской игровой площадки, расположенного на территории многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, не соответствует строительным нормам и правилам, имеются дефекты и повреждения:

1. Образованные в результате строительных работ:

1.1 Глубина заложения нижней части фундаментов оборудования детской площадки располагается на отметке до 0,37м (от поверхности покрытия площадки), элементы фундаментов оборудования детской площадки (бетонная подготовка, анкерные болты) располагаются на отметке выше уровня отметки поверхности покрытия на расстояние до 10,0см, не соответствует требованиям п.4.3.33.2 ГОСТ Р 52169-2012, инструкциям по монтажу оборудования детской площадки, имеющимся в материалах дела (т.2), острые кромки фундаменты расположены выше покрытия, что не соответствует требованиям п.4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012.

1.2 Отсутствуют болтовые крепления сидения в беседке, отсутствуют крепления болтовых соединений детского оборудования (горка, игровой комплекс) в подготовленные отверстия, болты крепления установлены в неподготовленные технологические отверстия, отсутствуют заглушки на болтах креплений.

1.3 На информационном щите отсутствует информация об оборудовании, установленном на детской площадке, номера спецслужб, что не соответствует п. 7.5 ГОСТ Р 55679-2013.

1.4 Установленная песочница (без крышек) не соответствует проектной. Согласно сертификатам качества, предоставленным судом по запросу эксперта в электронном виде, а также имеющимся в материалах дела (т.2, л.д.224-234), должна была быть установлена песочница с крышками «Ночка».

1.5 Зоны безопасностей оборудования детской площадки, принятые согласно паспортам, предоставленных судом по запросу эксперта, а также имеющимся в материалах дела, перекрываются друг другом (накладываются зоны безопасности другого оборудование детской площадки, а также на металлические ограждение детской площадки (см. Приложение №2)), что не соответствует требованиям п.4.3.25.7, п.4.3.25.6 ГОСТ Р 52169-2012.

Выявленные несоответствия создают угрозу жизни и здоровью граждан, препятствуют безопасной эксплуатации детской игровой площадки.

Выявленный недостаток образовался вследствие строительных работ по устройству детской игровой площадки. Устранение возможно путем демонтажа всего оборудования детской площадки, увеличению площади детской площадки и дальнейшего монтажа оборудования детской площадки в соответствии с необходимыми зонами безопасности, а также в соответствии с требованиями, предъявляемым к детским игровым площадкам (ТР ЕАЭС 042/2017, ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 55679-2013).

2. Образованные в результате эксплуатации:

2.1 Отсутствуют заглушки на металлических элементах оборудования детской площадки, в полости стоек имеются загрязнения, мусор, что не соответствует требованиям п.4.3.7, п. 4.3.8, п.4.3.9, п.4.3.10 ГОСТ Р 52169-2012.

2.2 Металлические элементы детского оборудования имеют загрязнения, сколы лакокрасочного покрытия, что не соответствует п. 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012.

2.3 Металлическая решетка ограждения, расположенного внутри игровой площадки и разделяющего функциональные зоны для игр детей и подготовки к сдаче ГТО, повреждено, деформировано, оторвано от стоек.

2.4 Отсутствует одно из сидений песочницы.

2.5 Отсутствует подвижный элемент оборудования тренажера «Маятник».

2.6 В зоне приземления двойной качели, а также в зоне приземления с детской горки, в зоне приземления игрового комплекса, в зоне приземления карусели, ударопоглощающее покрытие нарушено (имеется выемка), что не соответствует п. 4.3.26.8 ГОСТ Р 52169-2012, п. 30 ТР ЕАЭС 042/2017.

Выявленные несоответствия препятствуют безопасной эксплуатации детской игровой площадки.

Устранение выявленных нарушений, образованных в результате эксплуатации, возможно путем работ по ремонту ограждения, устройству заглушек на металлических элементах, болтах, окрашиванию конструкций, устройству недостающих элементов оборудования, подсыпки ударопоглощающего покрытия в зоне приземления оборудования.

Исследование на соответствие строительным требованиям детской площадки, расположенной по адресу: <адрес>: по результатам исследования установлено, что техническое состояние оборудования детской игровой площадки, расположенного на территории многоквартирного жилого дома по адресу: ДД.ММ.ГГГГ не соответствует строительным нормам и правилам, имеются дефекты и повреждения:

1. Образованные в результате строительных работ:

1.1 Глубина заложения нижней части фундаментов оборудования детской площадки располагается на глубине от 0,15м (брусья параллельные) до 0,33м (игровой комплекс форт), элементы фундаментов оборудования (бетонная подготовка, анкерные болты) располагаются на отметке выше уровня отметки поверхности покрытия на расстояние до 3,0см, что не соответствует требованиям п.4.3.33.2 ГОСТ Р 52169-2012, а также не соответствует инструкциям по монтажу оборудования детской площадки, имеющимся в материалах дела (т.2), острые кромки фундаменты расположены выше покрытия, что не соответствует требованиям п.4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012.

1.2 Отсутствуют болтовые крепления сидения в беседке, отсутствуют крепления болтовых соединений детского оборудования (горка, игровой комплекс) в подготовленные отверстия, болты крепления установлены в неподготовленные технологические отверстия, отсутствуют заглушки на болтах креплений, отдельные крепления выполнены при помощи саморезов, отсутствуют части крепления оборудования.

1.3 На информационном щите отсутствует информация об оборудовании, установленном на детской площадке, номера спецслужб, что не соответствует п. 7.5 ГОСТ Р 55679-2013.

1.4 Установленная песочница (без крышек) не соответствует проектной. Согласно сертификатам качества, предоставленным судом по запросу эксперта в электронном виде, а также имеющимся в материалах дела, должна была быть установлена песочница с крышками «Ночка».

1.5 Отсутствует подступенник горки.

1.6 Зоны безопасностей оборудования детской площадки, принятые согласно паспортам, предоставленных судом по запросу эксперта, а также имеющимся в материалах дела, перекрываются друг другом (накладываются зоны безопасности другого оборудование детской площадки, а также на металлические ограждение детской площадки (см. Приложение №3)), что не соответствует требованиям п.4.3.25.7, п.4.3.25.6 ГОСТ Р 52169-2012.

Выявленные несоответствия создают угрозу жизни и здоровью граждан, препятствуют безопасной эксплуатации детской игровой площадки.

Выявленный недостаток образовался вследствие строительных работ по устройству детской игровой площадки. Устранение возможно путем демонтажа всего оборудования детской площадки, увеличению площади детской площадки и дальнейшего монтажа оборудования детской площадки в соответствии с необходимыми зонами безопасности, а также в соответствии с требованиями предъявляемым к детским игровым площадкам (ТР ЕАЭС 042/2017, ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 55679-2013).

2. Образованные в результате эксплуатации:

2.1. Отсутствуют заглушки на металлических элементах оборудования детской площадки, в полости стоек имеются загрязнения, мусор, выступающие концы болтовых соединений не защищены, на скамьях болты торчат над сидением, что не соответствует требованиям п. 4.3.7., п. 4.3.8., п. 4.3.9., п. 4.3.10 ГОСТ Р 52169-2012.

2.2 Металлические элементы детского оборудования имеют загрязнения, сколы лакокрасочного покрытия, что не соответствует п. 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012.

2.3. В зоне приземления двойной качели, а также в зоне приземления с детской горки, в зоне приземления игрового комплекса, в зоне приземления карусели, ударопоглощающее покрытие нарушено (имеется выемка), что не соответствует п. 4.3.26.8 ГОСТ Р 52169-2012, п. 30 ТР ЕАЭС 042/2017.

Выявленные несоответствия препятствуют безопасной эксплуатации детской игровой площадки.

Устранение выявленных нарушений, образованных в результате эксплуатации, возможно путем работ по устройству заглушек на металлических элементах, болтах, окрашиванию конструкций, подсыпки ударопоглощающего покрытия в зоне приземления.

Указанное заключение экспертизы признается судом допустимым доказательством при разрешении спора, поскольку оно соответствует требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ).

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности, им даны ответы на поставленные судом вопросы. Исследование проводилось экспертом Семеновым В.А., предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеющим стаж: по специальности с 2002 года, стаж экспертной работы – с 2006 года. Процессуальный порядок проведения экспертизы был соблюден. Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования и ответы на поставленные судом вопросы. Выводы экспертного заключения основаны на изучении правовой и нормативно-технической документации, имеющихся в деле доказательствах, непосредственном осмотре объектов исследования, данные выводы участвующими в деле лицами не оспорены и документально не опровергнуты, а материалы дела не содержат доводов и доказательств, которые позволили бы усомниться в правильности и обоснованности приведенных выводов.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 года N 182-ст утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации - ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования".

В соответствии с пунктом 6.2 ГОСТ контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец).

Контроль технического состояния включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр (пункт 6.4).

Периодичность регулярного визуального осмотра устанавливает эксплуатант (владелец) на основе учета условий эксплуатации (п. 6.4.2), функциональный осмотр проводят с периодичностью один раз в 1-3 месяца в соответствии с инструкцией изготовителя (п. 6.4.3); ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности проводят с периодичностью на более одного раза в 12 месяцев (п. 6.4.5).

Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки. Мероприятия по регулярному обслуживанию включают, в частности, нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов (пункт 7.8).

Для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие:

- правила и возрастные требования при пользовании оборудованием;

- номера телефонов службы спасения, скорой помощи;

- номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования (п. 7.5).

Согласно Методическим рекомендациям по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, утвержденным Приказом Минстроя России N 897/пр N 1128 от 27 декабря 2019 года, граждане являются участниками деятельности по благоустройству территорий (включая территории с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры), и в отдельных случаях участвуют в выполнении работ по благоустройству, однако формирование технического задания на благоустройство территорий, проведение торгов, выбор подрядчиков, осуществление финансирования работ по благоустройству и их приемка возложены на органы Местного самоуправления (пункт 1.5); проектирование, строительство, содержание и эксплуатацию площадок различного функционального назначения рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями по охране и поддержанию здоровья человека (пункт 2.7); рекомендуется обеспечить закупку таких горок, качелей, игрового качалок, каруселей, канатных дорог, игровых комплексов (городков), в том числе при выборе песочниц, игровых домиков, лабиринтов, которые имеют сертификат соответствия требованиям Технического регламента Евразийского экономического союза; предусмотреть у приобретаемого оборудования наличие сертификатов соответствия требованиям национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) (пункты 4.3.2, 4.3.7).

В соответствии с ГОСТ Р 52301-2013 Национальный стандарт. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Общие требования, утвержденным и введенным Приказом Росстандарта от 24 июня 2013 года N 182-ст, монтаж и установку оборудования выполняют в соответствии с проектом, паспортом изготовителя и нормативными документами (4.1); оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы была обеспечена безопасность играющих детей (4.2). В случае если безопасная установка оборудования не завершена, ударопоглощающее покрытие не выполнено или техническое обслуживание не может обеспечить безопасность, запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей (4.3); перед вводом в эксплуатацию предусмотрены осмотр и проверка оборудования (п. 6.4); на оборудование должна быть нанесена маркировка, обозначающая требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов (7.8). Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского регионального стандарта ЕН 1176-7:2008. Все приведенные национальные стандарты в части оборудования зоны приземления действуют в нормативном единстве с ГОСТ Р 52169-2012.

Детские площадки в состав общего имущества жилого дома собственниками не включены, акты приема не составлялись, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что поставленное и установленное в рамках муниципального контракта оборудование, имеющее недостатки, связанные нарушением требований ГОСТ, было принято МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска», выявленные недостатки, представляющие опасность для жизни и здоровья детей, до настоящего времени не устранены.

Разрешая требования, суд приходит к выводу о том, что именно на МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска», принявшей от исполнителей игровые комплексы, предусмотренные муниципальным контрактом, лежит обязанность по устранению недостатков, связанных с нарушениями требований ГОСТ при их установке.

Следовательно, исковые требования прокурора города Бийска в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из объяснений представителя ответчика, мнения истца, с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств, объективно влияющих на возможности ответчика по устранению выявленных прокурорской проверкой нарушений, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Бийска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить обязанность на МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» <данные изъяты>) принять меры к устранению выявленных нарушений:

на детской площадке по <адрес>:

- устранить нарушения, в части глубины заложения нижней части фундаментов оборудования детской площадки, которая располагается на глубине от 0,15м (брусья параллельные) до 0,33 м (игровой комплекс форт), элементы фундаментов оборудования (бетонная подготовка, анкерные болты) располагаются на отметке выше уровня отметки поверхности покрытия на расстоянии до 3,0 см, что не соответствует требованиям ГОСТа, а также не соответствует инструкциям по монтажу оборудования детской площадки, острые кромки фундаментов расположены выше покрытия, путем демонтажа оборудования детской площадки, подсыпки покрытия детской площадки.

- восстановить болтовые крепления сидения в беседке и крепления болтовых соединений детского оборудования в подготовленные отверстия, установить болты крепления в подготовленные технологические отверстия, восстановить заглушки на болтах креплений, восстановить части крепления оборудования, путем переустройства креплений детского оборудования;

- нанести на информационный щит информацию об оборудовании, установленном на детской площадке, номера спецслужб;

- установить песочницу, соответствующую проектной документации путем демонтажа песочницы и монтажа песочницы согласно проекту,

- определить зоны безопасности оборудования детской площадки, согласно требованиям п.4.3.25.7, п.4.3.25.6 ГОСТ Р 52169-2012, путем демонтажа всего оборудования детской площадки, увеличения площади детской площадки и дальнейшего монтажа оборудования детской площадки в соответствии с необходимыми зонами безопасности, а также в соответствии с требованиями, предъявляемым к детским площадкам,

- установить подступенник горки.

на детской площадке по <адрес>:

- устранить дефекты и повреждения, образованные в результате строительных работ, а именно глубина занижения нижней части фундаментов оборудования детской площадки располагается на отметке до 0,37м (от поверхности покрытия площадки), элементы фундаментов оборудования детской площадки (бетонная подготовка, анкерные болты) располагаются на отметке выше уровня отметки поверхности покрытия на расстояние до 10 см, путем демонтажа оборудования детской площадки, подсыпки покрытия детской площадки;

- восстановить болтовые крепления сидения в беседке и крепления болтовых соединений детского оборудования в подготовленные отверстия, путем подготовки установки болтов крепления в подготовленные технологические отверстия, восстановить заглушки на болтах крепления, путем переустройства креплений детского оборудования;

- нанести на информационный щит информацию об оборудовании, установленном на детской площадке, номера спецслужб;

- установить песочницу, соответствующую проектной документации путем демонтажа песочницы и монтажа песочницы согласно проекту;

- определить зоны безопасности оборудования детской площадки, согласно требованиям п.4.3.25.7, п.4.3.25.6 ГОСТ Р 52169-2012, путем демонтажа всего оборудования детской площадки, увеличению площади детской площадки и дальнейшего монтажа оборудования детской площадки в соответствии с необходимыми зонами безопасности, а также в соответствии с требованиями, предъявляемым к детским площадкам.

Установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья Е.Б. Данилина