ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-406/2022 от 31.01.2022 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2022 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области

в составе: председательствующего судьи Куреновой А.В.,

при секретаре судебного заседания Демидовой А.В.,

в присутствии представителя ответчика ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области Макаровой Ю.А., действующей на основании доверенности от 01.06.2021 № НК-09/4097, действительной по 31.12.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-406/2022 по иску Пестовой Галины Ивановны к Государственному учреждению -Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании частично незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

Установил:

В обоснование исковых требований Пестова Г.И. указала, что является неработающим пенсионером по старости с 17.04.2001. С 04.08.2021 по 05.10.2021 ездила на отдых в г. Сочи, стоимость проезда составила 34 198 рублей. По результатам рассмотрения проездных документов получила уведомление от Управления установления социальных выплат территориального органа ПФ РФ № 048-21-002-3332-0016 от 17.11.2021, из которого следует, что стоимость проезда компенсирована частично в размере 22 205 рублей, в компенсации проезда в размере 11 993 рубля отказано. С учетом уточнений просила признать решение пенсионного органа в части отказа в компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно незаконным, взыскать компенсацию стоимости проезда в размере 11 993 рубля.

В судебное заседание истец Пестова Г.И. не явилась. О времени, дне и месте судебного заседания надлежаще извещена. Согласно просительной части искового заявления, просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Макарова Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года установлена на федеральном уровне Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно Правилам компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176 компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Компенсация может производиться в виде: предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил. Компенсация производится 1 раз в 2 года. Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями. Выплата указанной компенсации производится в порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсии.

В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса Российской Федерации билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

Форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации установлена Министерством транспорта Российской Федерации Приказом от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации». Билет имеет следующую структуру: электронный полетный купон, электронный контрольный купон, электронный агентский купон, маршрут-квитанция. При этом наличие электронного полетного купона и маршрут/квитанции является обязательным.

Согласно статье 2 Приказа, маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации (далее - электронный билет) представляет собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме. В структуру электронного билета входит, в том числе маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок).

Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), электронный полетный, электронный контрольный, электронный агентский купоны содержат следующие сведения о перевозке пассажира и багажа: сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дату отправления рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются); наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования; дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета.

Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно. Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности (подпункт «а» пункта 2 статья 1 Приложения к Приказу Минтранса РФ от 08.11.2006 N 134).

Из анализа вышеуказанных норм следует, что маршрутная квитанция является бланком строгой отчетности, оформляется и выдается пассажиру (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) в подтверждение оплаты проезда, следовательно, может быть распечатана на бумажном носителе.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР", город Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.02.2006 N 38-О по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно установил, что нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам - получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл указанных нормативных положений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 03.03.2021 № 51п «О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области», Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Иркутской области реорганизовано в форме присоединения к нему территориальных органов ПФР, в том числе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области прекратило свою деятельность 21.06.2021 путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.

Из копии пенсионного удостоверения, копии трудовой книжки установлено, что Пестова Г.И. является пенсионером по старости с 17.04.2001.

Согласно заявлению от 09.11.2021, Пестова Г.И. обратилась за возмещением расходов за проезд к месту отдыха г. Сочи по маршруту Усть-Илимск – Тулун (автобус, стоимость 1 090 рублей), Тулун – Иркутск (ж/д, стоимость 1 411, 70 рублей), Иркутск – Москва (авиа, стоимость 14 472 рубля), Москва – Адлер (авиа, стоимость 3 318 рублей), Сочи – Москва (авиа, стоимость 5 097 рублей), Москва – Иркутск (авиа, стоимость 6 896 рублей), Иркутск – Усть-Илимск (автобус, 2 170 рублей). Также приложила справку о стоимости проезда Тулун – Иркутск (ж/д плацкарт, стоимость 1 255 рублей).

Решением ГУ ОПФР по Иркутской области № 048-21-002-3332-0016 от 17.11.2021 Пестовой Г.И. предоставлена компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов в размере 22 205 рублей на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Усть-Илимск – Иркутск (стоимость 1 090 рублей), Тулун – Иркутск ( стоимость 1 411,70 рублей), Иркутск – Москва (стоимость 14 472 рубля), Москва –Адлер (стоимость 3 318 рублей), Иркутск – Усть-Илимск (стоимость 2 170 рублей). В компенсации проезда в размере по маршруту Сочи – Москва и Москва – Иркутск отказано, поскольку в проездных документах отсутствует обязательный реквизит – наименование и (или) код класса бронирования.

Проверяя законность оспариваемого решения, судом установлено следующее.

В подтверждение проезда истцом представлены: маршрутная квитанция электронного билета № 4250052665477, тариф «Базовый» (невозвратный), приобретенного у авиаперевозчика авиакомпания «Победа», согласно которому пассажир Пестова Г.И. должна была вылететь 24.09.2021, рейсом № DP114, по маршруту Сочи - Москва, стоимость перелета 5 097 рублей; маршрутная квитанция электронного билета № 4250053059571, тариф «Базовый» (невозвратный), рейс № DP453, по маршруту Москва – Иркутск, стоимость перелета 6 896 рублей.

Факт перелета подтверждается посадочными талонами.

Согласно информации, имеющейся на официальном сайте авиакомпании «Победа», авиакомпанией представлены тарифы «Базовый», «Выгодный», «Возвратный». Тариф авиабилетов «Базовый» включает перелет и перевозку пассажиром ручной клади размером до 36х30х27 см. Место в салоне самолета назначается автоматически системой авиакомпании. Это стартовый тариф авиакомпании, бесплатный выбор места в салоне самолета, возврат или обмен авиабилетов по нему невозможен. Тариф «Выгодный» включает перелет, провоз ручной клади размером до 36х30х27 см. и багажа до 20 кг. и размером до 203 см. в трех измерениях в багажном отсеке самолета. Пассажир также может выбрать место в самолете по своему усмотрению, кроме мест на 1-2 и 12-18 рядах. Тариф «Возвратный» включает перелет, провоз ручной клади общим размером до 36х30х27 см., возврат билета. Отказаться от перелета по тарифу возможно за дополнительную плату за 48 часов до вылета.

Оценивая содержание проездного документа в совокупности с информацией, представленной на официальном сайте авиаперевозчика», суд приходит к выводу о том, что тариф «Базовый» подразумевает стоимость проезда экономическим (низшим) классом.

Анализ выше указанных положений позволяет суду сделать вывод, что государством гарантируется право всех лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Работники такую компенсацию получают по месту осуществления трудовой деятельности за счет работодателя, а неработающие пенсионеры - из Пенсионного фонда РФ.

Судом установлено, что Пестова Г.И. является пенсионером, проживает в г. Усть-Илимске, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем имеет право на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно 1 раз в два года. Поскольку факт проезда к месту отдыха и обратно, его стоимость, наименование и код класса бронирования истцом подтверждены, оснований считать, что решение пенсионного органа в этой части аргументировано не имеется. Ненадлежащее оформление проездных документов не должно являться основанием для получения пенсионером от гарантированной государством льготы в виде компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

При определении размера компенсации суд учитывает, что из стоимости проезда подлежат исключению стоимость дополнительно оказанных перевозчиком услуг пассажиру, которые предназначены для пассажира для его комфортного перемещения.

Так, согласно маршрутной квитанции электронного билета по маршруту Сочи – Москва включены дополнительные услуги: открытие онлайн – регистрации на рейс (24,75 рубля), напоминание о времени вылета рейса (24,75 рубля), начало посадки на рейс, номер выхода и изменение номера выхода (24,75 рубля), оплата бронирования и возврат денежных средств при аннуляции (24,75 рубля), багажный сбор (999 рубля), всего на сумму 1 098 рублей. Стоимость перелета по данному маршруту составляет 3 999 рублей.

В стоимость проезда по маршруту Москва – Иркутск включены следующие дополнительные услуги: выбор места в салоне (299 рублей), открытие онлайн-регистрации на рейс (24,75 рубля), напоминание о времени вылета рейса (24,75 рубля), начало посадки на рейс, номер выхода и изменение номера выхода (24,75 рубля), оплата бронирования и возврат денежных средств при аннуляции (24,75 рубля), багажный сбор 1 499 рублей, всего на сумму 1 897 рублей. Стоимость перелета составляет 4 999 рублей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение ГУ _ ОПФР в Иркутской области № 048-21-002-3332-0016 от 17.11.2021 в части отказа истцу в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Сочи – Москва, Москва - Иркутск является незаконным, поэтому требование истца подлежит удовлетворению, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация в виде фактически произведенных расходов за проезд к месту отдыха и обратно в размере 8 998 (3999+4999) рублей. Требования о взыскании стоимости проезда в размере 2 995 рублей удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Пестовой Галины Ивановны удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области № 048-21-002-3332-0016 от 17.11.2021 в части отказа Пестовой Галине Ивановне в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно незаконным.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области в пользу Пестовой Галины Ивановны компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 8 998 рублей.

Исковые требования в большем размере удовлетворению не подлежат.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья А.В. Куренова

Резолютивная часть решения оглашена 31.01.2022

Мотивированное решение изготовлено 31.01.2022