Тулунский городской суд Иркутской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Тулунский городской суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
06 мая 2011 года Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Захарченко Е.Г., с участием представителя заявителя помощника Тулунского межрайонного прокурора Кравченко Е.В., представителя Думы Тулунского муниципального района ФИО1 по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-407 (2011г.) по заявлению Тулунского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Думе Тулунского муниципального района о признании нормативного правового акта в части противоречащим закону
У С Т А Н О В И Л
Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к Думе Тулунского муниципального района, указав в обоснование, что решением Думы Тулунского муниципального района от 19.12.2007 № 118 утверждено «Положение о бюджетном процессе в МО «Тулунский район» (далее по тексту - Положение). Данное Положение опубликовано в газете «Наша жизнь в Присаянском крае» № 10 от 14.03.2008г. Отдельные нормы указанного Положения противоречат действующему федеральному законодательству.
Так, абзацем 14 ст. 3 Положения к полномочиям Думы Тулунского муниципального района отнесено утверждение долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета района, и отчетов об их исполнении. Абзацем 9 статьи 4 Положения к полномочиям мэра Тулунского муниципального района отнесено внесение на рассмотрение и утверждение Думы Тулунского муниципального района проектов долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета района и отчетов об их исполнении. Данные нормы противоречат требованиям ч.1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), в соответствии с которой долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования.
В соответствии со ст. 15 Положения составление проекта бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития района на очередной финансовый год и плановый период; основных направлениях бюджетной и налоговой политики МО «Тулунский район»; сводном реестре расходных обязательств МО «Тулунский район; среднесрочном финансовом плане МО «Тулунский район» на очередной финансовый год и плановый период. Вместе с тем, ч. 2 ст. 172 БК РФ установлено, что составление проекта бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента Российской Федерации; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики. 08.05.2010г. принят федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципальных учреждений» (далее по тексту № 83-ФЗ). Указанным Законом внесены в том числе, изменения и дополнения в БК РФ. В связи с указанными изменениями отдельные нормы Положения пришли в противоречие с действующим федеральным законодательством. Так, в абзаце 9 ч. 1 ст. 9 Положения установлено, что главный распорядитель бюджетных средств определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений. Однако п. 8 ст. 158 БК РФ (в редакции №83-ФЗ) установлено, что главный распорядитель бюджетных средств, определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями. В абзаце 10 ч. 1 ст. 9 Положения установлено, что главный распорядитель формирует муниципальные задания по подведомственным распорядителям (получателям) бюджетных средств, однако п. 9 ст. 158 БК РФ (в редакции №83-ФЗ) установлено, что главный распорядитель формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания. В пункте 2 абзаца 14 ч. 1 ст. 9 Положения установлено, что главный распорядитель выступает в суде от имени МО «Тулунский район» в качестве представителя ответчика по искам к МО «Тулунский район» предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Между тем, пунктом 2 ч. 3 ст. 158 БК РФ (в редакции № 83-ФЗ) главный распорядитель выступает в качестве представителя ответчика по искам, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств. Статья 31 «Бюджетная смета» Положения в связи с принятием ФЗ № 83-ФЗ полностью подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством. Так, ч. 1 ст. 29 Положения установлено, что бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством Финансов Российской Федерации. Бюджетным кодексом РФ (ч.1 ст.221 БК РФ в редакции № 83-ФЗ) установлено, что бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Частью 2 ст.31 Положения установлено, что утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения. В бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения. Частью 2 ст. 221 БК РФ (в редакции ФЗ № 83-ФЗ) установлено, что утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения. Частью 3 ст. 31 Положения установлено, что показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы бюджетного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Абзацем третьим ч. 2 ст. 221 БК РФ (в редакции ФЗ № 83-ФЗ) установлено, что показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Абзацем 10 ч. 1 ст. 22 Положения предусмотрено, что мэр Тулунского муниципального района не позднее 15 ноября текущего года вносит на рассмотрение Думы Тулунского муниципального района проект решения о бюджете одновременно со следующими документами и материалами, в том числе проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год. Однако, ФЗ № 314-ФЗ от 17.12.2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» данное требование утратило силу с 01.01.2010г. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ, ст. 1 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения. Согласно ст. 4 Конституции РФ, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Таким образом, Положение о бюджетном процессе в МО «Тулунский район» в действующей редакции нарушает интересы Российской Федерации, гарантировавшей и заинтересованной в неукоснительном соблюдении федерального законодательства органами местного самоуправления. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации. Согласно ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам субъектов РФ. Статьей 77 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 245, 251 ГПК РФ, ст.ст. 22, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд признать абзац 14 ст. 3, абзац 9 ст. 4, абзац 9 ч. 1 ст. 9, абзац 10 ч. 1 ст. 9, пункт 2 абзаца 14 ч. 1 ст. 9, абзац 5 ст. 15, абзац 6 ст. 15, абзац 10 ч. 1 ст. 22, ч.1 ст. 31, ч. 2 ст. 31, ч. 3 ст. 31 Положения о бюджетном процессе в МО «Тулунский район», утвержденным решением Думы Тулунского муниципального района № 118 от 19.12.2007г. противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия.
В судебном заседании помощник Тулунского межрайонного прокурора Кравченко Е.В. в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора и принятием Думой Тулунского муниципального района решения № 217 от 26.04.2011 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Тулунский район», которым оспариваемое решение Думы от 19.12.2007 № 118 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Тулунский район» признано утратившим силу, в связи с чем, устранены нарушения прав Российской Федерации, просила суд производство по настоящему делу прекратить в связи с отказом от иска, последствия принятия отказа от заявленных требований в силу ст. 221 ГПК РФ, разъяснены и понятны, о чем суду представлено заявление.
Представитель Думы Тулунского муниципального района ФИО1 действующий на основании доверенности, суду пояснил, что допущенные нарушения, изложенные в заявлении прокурора, Думой Тулунского муниципального района устранены, о чем суду представлены соответствующие доказательства.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
В силу ч. 4 ст. 251 ГПК РФ заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
Согласно ст. 252 ч. 3 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
В силу требований ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В обоснование заявленных требований прокурором суду представлены следующие доказательства: решение Думы Тулунского муниципального района от 19.12.2007 № 118, л.д. 7; Положение о бюджетном процессе в МО «Тулунский район», л.д. 8-13; Решение Думы Тулунского муниципального района от 29.04.2009 № 93 «О внесении изменений в Положение о бюджетном процессе МО «Тулунский район» утвержденное решение Думы от 19.12.2007 № 118, л.д. 14-15.
В судебное заседание представителем Думы Тулунского муниципального района суду представлена газета «Наша жизнь в присаянском крае» от 06.05.2011 № 18 (10637) в которой опубликовано решение Думы Тулунского муниципального района от 26.04.2011 № 217 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Тулунский район» в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством положений, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления МО «Тулунский район» по составлению и рассмотрению проекта бюджета МО «Тулунский район» и т.д. 2. Решение Думы Тулунского муниципального района от 19.12.2007 № 118 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в МО «Тулунский район», от 29.04.2009 № 93 «О внесении изменений в Положение о бюджетном процессе в МО «Тулунский район» считать утратившими силу. 3. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования.
Суд, дав анализ всем представленным по делу сторонами доказательствам, находит требования иска прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом в силу требований ст. 252 ч. 3 ГПК РФ производство по делу не может быть прекращено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 251, 252, 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Исковые требования Тулунского межрайонного прокурора - удовлетворить.
Признать абзац 14 статьи 3, абзац 9 статьи 4, абзац 9 части 1 статьи 9, абзац 10 части 1 статьи 9, пункт 2 абзаца 14 части 1 статьи 9, абзац 5 статьи 15, абзац 6 статьи 15, абзац 10 части 1 статьи 22, части 1 статьи 31, части 2 статьи 31, части 3 статьи 31 Положения о бюджетном процессе в МО «Тулунский район», утвержденными решениями Думы Тулунского муниципального района № 118 от 19.12.2007 и № 93 от 29.04.2009 противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тулунский городской суд.
Судья: Н.А.Рыжова