ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4070/19 от 05.09.2019 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Дело № 2- 4070/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2019 года г.Белгород

Октябрьский районный суд г.Белгорода в составе:

председательствующего судьи Кучменко Е. В.,

при секретаре Кривоплясовой М. А.,

с участием представителя истца Мищенко А. С. Присухиной О. Э., представителя ответчика Левченко Н. Н., представителей третьего лица ГУП « Белводоканал» Полтавченко Е. А., Горлова Д. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мищенко Александра Станиславовича, Мищенко Андрея Станиславовича к администрации г. Белгорода о признании незаконным отказа в предоставлении бесплатно земельного участка, признании права на бесплатную передачу земельного участка, признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Мищенко А. С. и Мищенко А. С. обратились в Октябрьский районный суд г. Белгорода с иском к администрации г. Белгорода о признании незаконным отказа администрации г. Белгорода от 24.04.2019 г. в лице комитета имущественных и земельных отношений о предоставлении им в общую долевую собственность бесплатно земельного участка площадью 2275 кв. м., кадастровый номер , по адресу: <адрес> признать за ними право на бесплатную передачу в собственность администрацией г. Белгорода данного земельного участка и признании права общей долевой собственности на указанный участок.

В обоснование заявленных требований указали, что земельный участок площадью 2500 кв м. был предоставлен Г.Н.М. в пользование для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>

Г.Н.М. на указанном участке построила жилой дом и 25.01.1965 года ей выдано регистрационное удостоверение о праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>

В 1991 году Г.Н.М. подарила Мищенко А. С. и Мищенко А. С. по 39/100 долей указанного домовладения. Наследство, открывшееся после смерти Г.Н.М. приняли истцы.

В настоящее время на спорном земельном участке расположен жилой дом, часть которого площадью 25,00 кв. м. принадлежит Мищенко Андрею Станиславовичу, и часть жилого дома площадью 98,1 кв. м, принадлежит Мищенко Александру Станиславовичу.

В феврале 2019 года истцы обратились в администрацию г. Белгорода о предоставлении в собственность бесплатно, по 1/2 доле в праве собственности, земельного участка под ИЖС по адресу: <адрес>

24.04.2019 г. администрацией г. Белгорода истцам отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку он расположен во втором поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов водозабора № 3 «Краснянский». Земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность. Заявителям предложено оформить земельный участок в аренду сроком на 49 лет.

В судебном заседании представитель истца Присухина О. Э. поддержала исковые требования, сославшись, что администрацией г. Белгорода истцам предоставлен формальный ответ на заявление о предоставлении земельного участка. Охранная зона водозабора никем не утверждена и не установлена в соответствии с действующим законодательством, наличие охранной зоны не отражено на публичной карте г. Белгорода, выписка из ИСОГД не содержит информации об установлении данной охранной зоны. Ранее разработанный проект установления охранной зоны водозабора «Краснянский» является недопустимым доказательством, он никем не утвержден. Ответчиком не представлено доказательств существования водозабора в непосредственной близости к земельному участку истцов. Кроме того, истцы на протяжении длительного времени оплачивают земельный налог. Следовательно, администрация г. Белгорода признает наличие у них права собственности на данный земельный участок. Рядом распложенные земельные участки предоставлены землепользователям органами местного самоуправления в собственность, в связи с чем ответчиком нарушается право истцов на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

Представитель ответчика Левченко Н. Н. возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку в управлении архитектуры и градостроительства имеется информация о нахождении водозабора «Краснянский» близи земельного участка, на котором расположен жилой дом истцов, а также информация о нахождении данного земельного участка в охранной зоне. Данная информация подтверждается информацией из системы обеспечения градостроительной деятельности. Земельным кодексом РФ запрещено предоставление в собственность земельных участков, расположенных во втором поясе водо-охранной зоны. Истцы пользуются земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства под существующим домовладением, никто не предъявляется к ним претензий по поводу использования земельного участка. Их право ответом администрации г. Белгорода не нарушено.

Представители ГУП «Белводоканал» Полтавченко Е. А., Горлов Д. С. просили в удовлетворении иска отказать, поскольку в районе водозабора «Краснянский», зарегистрированного в установленном порядке, установлена охранная зона. В том числе расстояние второго пояса охранной зоны от скважин составляет 990 м. Домовладение истцов расположено на расстоянии 550 м. непосредственно от скважин. В пределах охранной зоны предъявляются повышенные требования к охране источников водоснабжения питьевого назначения, поэтому Земельным кодексом РФ предусмотрено ограничение оборота земель на указанной территории. Охранная зона в указанном микрорайоне была установлена в 1996 году и утверждена главой администрации г. Белгорода. Ее территория нанесена на публичную карту г. Белгорода и внесена в реестр комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Белгорода, потому истцам правомерно отказано в предоставлении земельного участка в собственность.

Исследовав представленные сторонами доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих при рассмотрении дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судом установлено, что истцам на праве собственности принадлежат части жилого дома, расположенного на спорном земельном участке по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Реестра прав на недвижимое имущество.

Выпиской из похозяйственной книги подтверждается, что в период с 1961 по 1964 год Г.Н.М. в пользование для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> выделен земельный участок. На указанном земельном участке в 1965 году она возвела жилой дом, часть которого в последующим подарила истцам и часть которого они приняли в порядке наследования.

В феврале 2019 года истцы обратились в администрацию г. Белгорода о предоставлении в собственность бесплатно, по 1/2 доле в праве собственности земельного участка под ИЖС по адресу: г. Белгород, ул. Красноармейская, д.21.

24.04.2019 г. администрацией г. Белгорода истцам отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку он расположен во втором поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов водозабора № 3 «Краснянский». Земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность. Заявителям предложено оформить земельный участок в аренду сроком на 49 лет.

Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования, а также экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является одним из составных частей устава муниципального образования.

В соответствии со ст.35 Устава городского округа «Город Белгород», утвержденного решением Белгородского областного Совета депутатов от 29 ноября 2005 года №197 администрация города Белгорода – исполнительно – распорядительный орган местного самоуправлении города Белгорода.

В соответствии со ст. 3.4 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса РФ», орган местного самоуправления вправе распоряжаться земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 указанной статьи)

Границы второго и третьего поясов зоны санитарной охраны водоснабжения подземных источников, к которым относятся артезианские скважины, определяются пунктами 2.2.2.2 и 2.2.2.3 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее СанПиН 2.1.4.1110-02). Эти пункты определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов; первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В соответствии с частью 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно­-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности, отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и. иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 названного кодекса.

Водное и земельное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе значимости водных объектов в качестве основ жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как и природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (пункт 1 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации).

Представитель истца не оспаривала, что вблизи месторасположения земельного участка истцов расположен водозабор.

Сведения о регистрации указанного водозабора находятся на публичной карте г. Белгорода, технические здания водозабора зарегистрированы в Управлении Росреестра по Белгородской области в 2012 году, имеют кадастровый номер 31:16:0115010:518, построены в 1965 году.

Проектом зоны санитарной охраны для действующего водозабора №3 г. Белгорода из подземных источников от 1996 года, утвержденным главой администрации г. Белгорода по согласованию с Инспекцией водных ресурсов, Центром санэпиднадзора Белгородской области, установлены зоны санитарной охраны, предназначенные для обеспечения безопасности обслуживания жителей города Белгорода питьевой водой.

Проект содержит схематическое расположение охранной зоны на карте г. Белгорода, второй пояс водоохраны расчетным путем установлен на расстоянии 990 м. от скважин.

Земельный участок по адресу: <адрес> расположен в пределах второго пояса охраны водозабора «Краснянский».

То обстоятельство, что компетентным органом исполнительной власти Белгородской области-Департаментом агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области в установленном законом порядке до настоящего времени не утвержден проект зоны санитарной охраны городского водозабора №3 «Краснянский» с нанесенными на карту уточненными границами санитарно-охранной зоны, не свидетельствует о том, что границы зон санитарной охраны городского водозабора №3 «Краснянский» отсутствуют.

Абзацем вторым пункта 5 статьи 18 Федерального закона, т 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что границы и режим зон унитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 26 марта 2012 года № 139-пп департамент осуществляет государственную услугу по рассмотрению и утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого хозяйственно-­бытового водоснабжения, установлению границ и режима ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Белгородской области.

При этом Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.

Как следует из приведённых выше обстоятельств, границы указанной зоны установлены и утверждены в 1996 году.

Границы первого, второго и третьего поясов зоны санитарной охраны подземных источников, к которым относятся артезианские скважины, определяются пунктами 2.2.22 и 2.2.2.3 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 2.1.4 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Пунктом 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 2.1.4 установлено, что отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиН.

При таких обстоятельствах факт нахождения земельного участка, используемого истцами во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-­бытового водоснабжения ограничивает его в обороте.

Данные факты явились основанием для отказа администрацией г. Белгорода в предоставлении истцам земельного участка в собственность, поскольку в силу закона он ограничен в обороте.

Направленный ответчиком в адрес истцов ответ, содержит исчерпывающую информацию о причинах отказа в предоставлении в собственность земельного участка.

Решение органом местного самоуправления принято в соответствии с предоставленными ему полномочиями по распоряжению муниципальной собственностью.

При таких обстоятельствах исковые требования о признании незаконным отказа администрации г. Белгорода от 24.04.2019 г. в лице комитета имущественных и земельных отношений о предоставлении Мищенко А. С. и Мищенко А. С. в общую долевую собственность бесплатно земельного участка площадью 2275 кв. м., кадастровый номер по адресу: <адрес> являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.


Требования истцов о признании их права на бесплатную передачу им в собственность спорного земельного участка также не подлежит удовлетворению, поскольку имеются основания, ограничивающие оборот данного земельного участка.

Утверждения представителя истца о передаче в собственность землепользователям смежных земельных участков правового значения для разрешения данного спора не имеют, как и то обстоятельство, что истцы платят земельный налог по требованию Налоговой инспекции г. Белгорода.

Доводы истцов, касающиеся несоблюдения порядка установления охранных зон, не могут быть основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт эксплуатации существующего водозабора №3 «Краснянский» построенного в 1965 году, предназначенного для обеспечения жителей г. Белгорода питьевой водой, следовательно наличие установленной в соответствии с требования санитарных правил охранной зоны с целью предотвращения вредоносного воздействия на питьевую воду для населения. Указанная охранная зона установлена в 1996 году в соответствии с требованиями ранее действующего законодательства. Решения о ее отмене или изменении до настоящего времени не принято. Сведения о ее установлении находятся в комитете имущественных и земельных отношений администрации г. Белгорода, который использует указанную информацию, в том числе, и при разрешении вопросов распоряжения земельными участками на территории г. Белгорода.

При таких данных не подлежат и удовлетворению исковые требования о признании за истцами права общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес>

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Мищенко Александра Станиславовича, Мищенко Андрея Станиславовича к администрации г. Белгорода о признании незаконным отказа в предоставлении бесплатно земельного участка, признании права на бесплатную передачу земельного участка, признании права собственности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.