2-4070/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2016 года город Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Сальникова Д.Ю., при секретаре Баишевой А.С., с участием представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 о признании незаконным постановления Администрации г.Сургута ХМАО-Югры,
УСТАНОВИЛ
ФИО4 обратилась в суд с указанным иском к Администрации г.Сургута, мотивируя свои требования тем, что в ДД.ММ.ГГГГ управление по опеке и попечительству Администрации г.Сургута сообщило ей, что постановлением Администрации г.Сургута от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об исключении ФИО4 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договором найма специализированных жилых помещений» она исключена из списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с постановлением Администрации г.Сургута от ДД.ММ.ГГГГг. №, основанием исключения ее из списка обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда является утрата оснований, дающих право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а именно приобретение ею в порядке наследования 1/6 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. С постановлением Администрации г.Сургута от ДД.ММ.ГГГГ. № она не согласна, считает постановление незаконным. В связи с тем, что она является сиротой, ответчик обязан обеспечить ее жилым помещением по месту фактического проживания. Данный факт подтверждается сообщением комитета по опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ. При вынесении постановления Администрации г.Сургута от ДД.ММ.ГГГГ. № об исключении ее из списка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, ответчиком не был принят во внимание факт невозможности проживания сироты в жилом помещении, которое было получено в порядке наследства, что подтверждается следующим. Ответчиком она была исключена из реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с наличием в собственности жилого помещения. Действительно, согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ она получила по наследству 1/6 долю в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. Прежде чем выносить постановление от 13.11.2015г. № «Об исключении ФИО4 из списка детей-сирот..» ответчик обязан проверить возможность проживания сироты в жилом помещении, полученном по наследству. Её доля в жилом помещении <адрес> незначительная - 1/6 доли. Проживать в квартире она не сможет, так как собственником 1/3 доли является гр.ФИО5, который в указанной квартире совершил убийство ее матери ФИО6, что подтверждается приговором от 25.03.2015г. В настоящее время за совершение убийства ФИО5 отбывает наказание, однако после отбытия наказания он возвратится в свое жилое помещение и будет проживать. Кроме этого, 1/3 доли в жилом помещении принадлежит сыну осужденного гр.ФИО7, с которым в родственных отношениях она не состоит. Гр.ФИО7 не являлся сыном ее матери. Благоустроенное жилое помещения сироте предоставляется по месту жительства. Её местом жительства является <адрес>. Из <адрес> она никуда не уезжала. <адрес> не является ее местом жительства. Расстояние между <адрес> и <адрес> -207 км. Истец просит признать постановление Администрации г.Сургута от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об исключении ФИО4 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договором найма специализированных жилых помещений», незаконным; обязать Администрацию г.Сургута восстановить ФИО1 в реестре детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с Постановлением Администрации г.Сургута от ДД.ММ.ГГГГ. №.
В судебное заседание истец ФИО4 не явилась, ее представитель ФИО2 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях, в которых мотивирует тем, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) установлена исключительная компетенция субъекта Российской Федерации по установлению порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержден Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 25 января 2013 г. № 21-п «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». Данный порядок, определяет организацию работы уполномоченного органа (в данном случае управления опеки и попечительства Администрации г. Сургута) по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях. ФИО1 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений постановлением Администрации г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом, правовым основанием для включения её в Список явилось постановление Администрации г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении несовершеннолетней ФИО4». Данным постановлением был установлен факт невозможности проживания ФИО4 в жилом помещении по адресу: <адрес>. Была признана невозможность проживания именно в жилом помещении по вышеуказанному адресу в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади, жилого помещения, установленной в муниципальном образовании. Согласно Решению Сургутской городской Думы от 26 октября 2005 г. № 515-ШГД «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма» нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма или члены семьи нанимателя по договору социального найма либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 14 квадратных метров. В собственности ФИО4 находилось 9,7 кв.м., что менее учетной нормы. На основании вышеизложенного постановлением Администрации г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ№ был установлен факт невозможности проживания в жилом помещении несовершеннолетней ФИО4 Позже в порядке наследования ФИО4 приобрела 1/6 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью 59,9 кв.м., соответственно 1/6 доля составляет 9,9 кв.м. Истец ни разу не обратился в органы опеки и попечительства г. Сургута с заявлением об установлении факта невозможности проживания по <адрес>. Согласно Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, установление факта невозможности проживания носит заявительный характер. В соответствии с п. 3 Порядка для установления факта невозможности проживания в жилом помещении законные представители детей-сирот в течение 30 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет или возникновения по достижении детьми возраста 14 лет обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в жилом помещении, представляют в уполномоченный орган заявление по форме, установленной в приложении к настоящему Порядку, о признании факта невозможности проживания в жилом с приложением документов, указанных в пункте 4 Порядка, подтверждающих обстоятельства. Заявление в уполномоченный орган могут также представить дети-сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и иные лица, если их законные представители в установленном порядке с заявлением не обращались до достижения ими возраста 18 лет или указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ. Далее, уполномоченный орган (управление по опеке и попечительству) в течение 15 рабочих дней со дня поступление заявления и документов принимает решение об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении либо об отказе в установлении факта. Таким образом, у уполномоченного органа отсутствуют полномочия по инициированию действий, направленных на установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях. На основании вышеизложенного, установление факта невозможности проживания в квартире по <адрес> возможно только при заявлении ФИО4 Решением Сургутской городской Думы от 26 октября 2005 г. № 515-ШГД (п. 1.2.) также установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Руководствуясь вышеуказанной нормой решения Сургутской городской Думы, учитывая наличие в собственности 9,7 кв.м, в квартире по <адрес> 9,9 кв.м, в квартире по <адрес>, что в совокупности составляет 19,6 кв.м, отсутствие факта невозможности проживания по <адрес>, Администрацией города было принято решение об исключении ФИО4 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Таким образом, постановление Администрации г. Сургута от 13.11.2015 действующему законодательству Российской Федерации. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а так же детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как установлено судом, ФИО1 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений постановлением Администрации г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ№.
В собственности ФИО4 находится 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством регистрации права от 19.06.2014г.
Правовым основанием для включения ФИО4 в Список явилось постановление Администрации г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении несовершеннолетней ФИО4». Данным постановлением был установлен факт невозможности проживания ФИО4 в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Согласно Решению Сургутской городской Думы от 26 октября 2005 г. № 515-ШГД «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма» нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма или члены семьи нанимателя по договору социального найма либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 14 квадратных метров.
В собственности ФИО4 находилось 9,7 кв.м., что менее учетной нормы. На этом основании постановлением Администрации г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ№ был установлен факт невозможности проживания в жилом помещении несовершеннолетней ФИО4
Позже в порядке наследования ФИО4 приобрела 1/6 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью 59,9 кв.м., соответственно 1/6 доля составляет 9,9 кв.м., что подтверждается свидетельством регистрации права от 10.07.2015г.
Истец утверждает о невозможности проживания в <адрес> по объективным причинам.
Вместе с тем, Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержден Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 25 января 2013 г. № 21-п «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
В соответствии с п. 3 Порядка для установления факта невозможности проживания в жилом помещении законные представители детей-сирот в течение 30 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет или возникновения по достижении детьми возраста 14 лет обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в жилом помещении, представляют в уполномоченный орган заявление по форме, установленной в приложении к настоящему Порядку, о признании факта невозможности проживания в жилом с приложением документов, указанных в пункте 4 Порядка, подтверждающих обстоятельства.
Заявление в уполномоченный орган могут также представить дети- сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и иные лица, если их законные представители в установленном порядке с заявлением не обращались до достижения ими возраста 18 лет или указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Уполномоченный орган (управление по опеке и попечительству) в течение 15 рабочих дней со дня поступление заявления и документов принимает решение об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении либо об отказе в установлении факта.
Таким образом, у уполномоченного органа отсутствуют полномочия по инициированию действий, направленных на установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях.
На основании вышеизложенного, установление факта невозможности проживания в квартире по <адрес> возможно только при заявлении самой ФИО4
Решением Сургутской городской Думы от 26 октября 2005 г. № 515-ШГД (п. 1.2.) также установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Руководствуясь вышеуказанной нормой решения Сургутской городской Думы, учитывая наличие в собственности 9,7 кв.м, в квартире по <адрес> 9,9 кв.м, в квартире по <адрес>, что в совокупности составляет 19,6 кв.м, а также отсутствие факта невозможности проживания по <адрес>, Администрацией города обоснованно было принято решение об исключении ФИО4 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При таких обстоятельствах исковые требования суд находит не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении иска ФИО1 о признании незаконным постановления Администрации г.Сургута ХМАО-Югры № 7897 от 13.11.2015г. - ОТКАЗАТЬ.
Апелляционная жалоба может быть подана в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Мотивированное решение составлено 26.04.2016г.
Судья подпись Д.Ю. Сальников
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Д.Ю. Сальников