ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4072/2016 от 28.04.2016 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2- 4072/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Веселковой Т. А.

при секретаре Баженовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, «28» апреля 2016 года, гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Коми, Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда», и

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Республики Коми, Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», о присвоении звания «Ветеран труда» с даты обращения в Центр в ** ** ** года, об обязании выдать удостоверение «Ветеран труда», о взыскании расходов по оплате госпошлины в сумме ... рублей.

В обоснование иска указала, что является пенсионером по старости, пенсия назначена с ** ** ** года. За время работы награждена памятной медалью ... о чем выдано соответствующее удостоверение. Однако и при наличии указанного знака отличия ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда».

Ответчик Министерство труда и социальной защиты Республики Коми, не согласившись с иском, представил письменные возражения, в которых указал, что каких-либо нарушений законодательства при рассмотрении заявления ФИО1 о присвоении звания «Ветеран труда» с их стороны допущено не было.

Из письменного отзыва ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» следует, что Центр только принимает документы для присвоения звания, однако само решение принимает Министерство труда и социальной защиты Республики Коми.

В судебном заседании истец ФИО1 на иске полностью настаивает.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Коми А.В., действующий по доверенности, с иском не согласен на доводах письменных возражений.

Представитель Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» участия в суде не принимает, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Заслушав доводы явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1, ** ** ** года рождения, является пенсионером по старости с ** ** **.

В период осуществления трудовой деятельности приказом Генеральной Прокуратурой Российской Федерации от ** ** **№...-по истица награждена медалью прокуратуры Российской Федерации «... которая ей была вручена ** ** **.

** ** ** ФИО1 обратилась в Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» с письменным заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» (л.д. 43).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от ** ** **№... истице удовлетворении заявления отказано в виду отсутствия оснований согласно представленным документам, которые не отвечают требованиям абз.3 пп.1 п.6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года №302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации.

Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 января 1995 года 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Пунктом 1 ст. 7 указанного закона установлено, что ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда» и награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч. 1. ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76).

Пунктом 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, к которым относятся и ветераны труда (подп. 24).

Согласно п. 3.1 ст. 26.3 названного Федерального закона, по вопросам, указанным в п. 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование указанных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности (абз. 5, 6 ст. 26.3.1 указанного Федерального закона).

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.

В соответствии с со ст. 22.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», звание «Ветеран труда» присваивается: а) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости или пенсии за выслугу лет; б) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин

В этой же статьей закреплено, что присвоение звания «Ветеран труда» осуществляется на основании письменных заявлений граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», и документов, подтверждающих основания для его присвоения. Письменные заявления и документы подаются лицами, претендующими на присвоение звания «Ветеран труда», в государственное учреждение Республики Коми, определенное Правительством Республики Коми, по месту жительства. Порядок рассмотрения письменных заявлений и документов, а также перечень документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда», и порядок выдачи удостоверений «Ветеран труда» определяются Правительством Республики Коми

В целях реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» Правительство Республики Коми постановлением от 19.12.2007 года №302 утвердило Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми согласно приложению.

В Приложении №2 к вышеуказанному Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми указаны все ведомственные знаки отличия в труде, дающие право на присвоение звания «Ветеранов труда».

Также в Положение указано, что основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются правоустанавливающие документы, подтверждающие:

1) награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде.

Документами, подтверждающими награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, являются наградные удостоверения или другие документы к указанным государственным наградам, учрежденным законодательством СССР, РСФСР или Российской Федерации.

Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки за отличие в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условия, что решение о награждении принято непосредственно в отношении:

1) конкретного работника (служащего) органа государственной власти, состоявшего в штате указанного органа;

2) конкретного работника (служащего), работавшего (служившего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему органу государственной власти, и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий.

Согласно абзацу 2 пункта 5 приложения № 2 к вышеуказанному Положению не учитываются ведомственные знаки органов государственной власти СССР, Российской Федерации за судейство в отдельных видах соревнований, победу или участие в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и фестивалях, отличную успеваемость и дисциплину, почетные грамоты, которыми награждались бригады, коллективы участков предприятий, экипажи судов и тому подобное за достигнутые результаты в труде, а также памятные знаки, медали, выдача которых посвящена увековечению события (даты и т.п.), в честь которого они выпущены или выданы.

ФИО1 награждена медалью ... при этом в самом приказе от ** ** ** указано, что медалью награждаются работники органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, ветераны и пенсионеры данных органов, граждане Российской Федерации, не являющиеся работниками прокуратуры Российской Федерации, и иностранные граждане.

Таким образом, указанная медаль посвящена добросовестному исполнению работников данного органа (Прокуратуры России в целом) и празднованию 290-й годовщины прокуратуры России, в связи с чем не является ведомственным знаком отличия в труде и не подлежит учету при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда».

Ведь, согласно п. 1 ст. 41.6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» за примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и организациях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются поощрения. Одним из видов поощрений является - объявление благодарности.

В соответствии с п. 2 Положения о наградах прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генпрокуратуры России от 6 апреля 2007 года № 393-к «О наградах прокуратуры Российской Федерации» к наградам прокуратуры Российской Федерации относятся награды, предусмотренные пунктом 1 статьи 41.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также устанавливаемые Генеральным прокурором Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 указанной статьи знаки отличия и медали (в порядке от высшей к низшей по своей значимости): нагрудный знак «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; нагрудный знак «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; именное оружие; знак отличия «За верность закону»; медаль «За взаимодействие»; медаль «Ветеран прокуратуры»; Почетная грамота Генерального прокурора Российской Федерации; Грамота Генерального прокурора Российской Федерации; ценный подарок Генерального прокурора Российской Федерации; подарок Генерального прокурора Российской Федерации. Высшей наградой прокуратуры Российской Федерации является нагрудный знак «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».

Следовательно, медаль «290 лет прокуратуре России» согласно положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не отнесена к наградам и знакам отличия, предоставляющим предусмотренные законом компенсации и льготы, установленные для «Ветеранов труда».

Также суд обращает внимание и на тот факт, что по данным Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, ранее указанная спорная медаль была основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Однако Постановлением Правительства Республики Коми от 09.12.2013 года №481 было установлено, что при присвоении звания не учитываются памятные знаки, медали, выдача которых посвящена увековечиванию события (даты и т.д.), в честь которого они выпущены или выданы.

С учетом вышеуказанных норм закона, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в иске к Министерству труда и социальной защиты Республики Коми, Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», о присвоении звания «Ветеран труда» с даты обращения в Центр, об обязании выдать удостоверение «Ветеран труда», о взыскании расходов по оплате госпошлины в сумме ... рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение 1 месяца через Сыктывкарский городской суд.

Судья- Т.А. Веселкова

Мотивированное решение составлено