ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4074/18 от 26.12.2018 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-4074/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26декабря 2018 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Табаковой Е.А., при секретаре судебного заседания Бурыгиной Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Омской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн», Министерству здравоохранения Омской области о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, осуществить финансирование для устранения нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в суд с названным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления Роспотребнадзора по Омской области проведена внеплановая выездная проверка деятельности БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что не выполнены предписания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Так, учреждением не обеспечена нормируемая вместимость палат в отделениях стационара (<адрес>). Из-за повышенной вместимости занижена площадь на 1 койку во всех палатах палатных отделений стационара БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн». При нормативе не менее 7,0м2 для палат вместимостью более 2-х коек и не менее 10,0м2 для больных, передвигающихся с помощью кресел-каталок, фактическая площадь на 1 койку и вместимость палат на момент проверки составили: в хирургическом отделении (2 этаж здания стационара по адресу: <адрес>): палата - на 11 коек, площадь на 1 койку - 5,1м2 (общая площадь - 56,0м2); палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 3,3м2 (общая площадь - 13,2м2); палата - на 6 коек, площадь на 1 койку - 4,1м2 (общая площадь - 24,3м2); палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 4,3м2 (общая площадь - 21,4м2); палата - на 6 коек, площадь на 1 койку - 4,4м2 (общая площадь - 26,4м2); палата - на 9 коек, площадь на 1 койку - 4,2м2 (общая площадь - 37,8м2); палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 3,5м2 (общая площадь - 14,1м2); палата - на 8 коек, площадь на 1 койку - 4,3м2 (общая площадь - 34,3м2); палата - на 3 койки, площадь на 1 койку - 5,9м2 (общая площадь 17,8м2); в неврологическом отделении (2 и 3 этажи здания стационара по адресу: <адрес>):2 этаж:палата - на 3 койки, площадь на 1 койку - 5,3м2 (общая площадь - 15,8м2);палата - на 6 коек, площадь на 1 койку - 4,0м2 (общая площадь - 24,2м2);палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 5,2м2 (общая площадь - 26,1м2);палата - на 7 коек, площадь на 1 койку - 4,7м2 (общая площадь - 32,8м2);3 этаж:палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 4,9м2 (общая площадь - 24,3м2);палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 4,7м2 (общая площадь - 23,4м2);палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 5,0м2 (общая площадь - 26,1м2);палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 5,0м2 (общая площадь - 24,9м2);палата - на 6 коек, площадь на 1 койку - 4,9м2 (общая площадь - 29,3м2);палата - на 3 койки, площадь на 1 койку - 4,8м2 (общая площадь - 14,3м2);палата - на 2 койки, площадь на 1 койку - 5,6м2 (общая площадь - 11,2м2);палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,2м2 (общая площадь - 16,8м2);палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 5,1м2 (общая площадь - 20,5м2);палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 5,1м2 (общая площадь - 20,2м2);палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,7м2 (общая площадь - 18,8м2);в терапевтическом отделении (3 этаж здания стационара по адресу: <адрес>):палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,6м2 (общая площадь - 18,5м2);палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 5,0м2 (общая площадь - 20,0м2);палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 5,2м2 (общая площадь - 20,6м2);палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 5,1м2 (общая площадь -25,5м2);палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,7м2 (общая площадь - 23,5м2);палата - на 9 коек, площадь на 1 койку - 4,2м2 (общая площадь - 37,3м2);палата - на 8 коек, площадь на 1 койку - 4,0м2 (общая площадь - 32,0м2);палата - на 9 коек, площадь на 1 койку - 4,5м2 (общая площадь - 40,5м2);палата - на 6 коек, площадь на 1 койку -3,4м2 (общая площадь - 23,7м2);палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,0м2 (общая площадь - 15,8м2);палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,1м2 (общая площадь - 16,5м2);палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,5м2 (общая площадь - 18,0м2);палата - на 6 коек, площадь на 1 койку - 4,4м2 (общая площадь - 26,1м2);палата - на 2 койки, площадь на 1 койку - 6,2м2 (общая площадь - 12,3м2). Не представлены паспорта на существующие вентиляционные системы с механическим побуждением в следующих помещениях БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн»:в зуботехнической лаборатории стоматологическом отделении поликлиники (<адрес>) - местная вытяжная вентиляционная система. Не в полном объеме представлены документы, подтверждающие проведение с кратностью 1 раз в год проверки эффективности работы, технического обслуживания, очистки и дезинфекции всех систем приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, эксплуатируемых в зданиях БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн», а именно:физиотерапевтическое отделение (<адрес>),централизованное стерилизационное отделение (<адрес>),аптека (<адрес>). Не оборудованы обще-обменные приточная и вытяжная вентиляционные системы с механическим побуждением в процедурных кабинетах (помещения чистоты класса Б) в терапевтическом, хирургическом (<адрес>) и неврологическом (<адрес>) отделениях стационара БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн», а результате не представляется возможным оценить кратность воздухообмена в данных помещениях. На момент проверки отсутствует резервное горячее водоснабжение в душевых для пациентов стационара БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>): в предоперационной, в перевязочной, в процедурных кабинетах стационара; в манипуляционных кабинетах поликлиники (стоматологическое отделение, кабинеты оториноларинголога, уролога-гинеколога, эндоскопический кабинет и др.); в результате невозможна помывка пациентов в период централизованного отключения горячей воды.В ряде помещений поликлиники и стационара БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>) не проведен косметический ремонт, не устранены дефекты отделки, в результате не обеспечивается гладкость поверхностей; в ряде помещений использованы материалы, не разрешенные к применению, что затрудняет проведение влажной уборки в следующих помещениях:поликлиника:1 этаж здания по адресу: <адрес>:кабинет - прием терапевта (порван линолеум),кабинет - прием невролога (порван линолеум, в стене около окна дыра в месте прохождения труб коммуникаций),кабинет - прием хирурга (порван линолеум),кабинет - кабинет функциональной диагностики (потрескалась краска на стенах),2 этаж здания по адресу: <адрес>коридор (линолеум местами стерся, местами порван); неврологическое отделение стационара:2 этаж здания по адресу: <адрес>:сестринская - стены оклеены обоями,3 этаж здания по адресу: <адрес>:коридор - необходима покраска стен вокруг дверей (после замены проведена штукатурка, окраска не проведена),палата - отшелушивается побелка на стенах,палата - отшелушивается побелка на стенах,палата - следы подтеков на стене около вентиляционного короба,палата - отсутствует отделка на стене под окном за батареей,палата - отсутствует отделка на стене под окном за батареей,санузел для пациентов, совмещенный с душевой - на стенах подтеки, местами потрескалась краска; отвалилась краска на батареях;хирургическое отделение стационара (2 этаж здания по адресу: <адрес>):палата - отмечаются подтеки на стенах,санузел для пациентов, совмещенный с душевой - на стенах подтеки, местами потрескалась краска; отвалилась краска на батареях;терапевтическое отделение стационара (3 этаж здания по адресу: <адрес>28/2):кабинет сестры хозяйки - отваливается краска со стен. В ряде помещений стационара и поликлиники БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>) для обеспечения общего искусственного освещения используются светильники без защитной арматуры, без сплошных закрытых рассеивателей, а именно:поликлиника:1 этаж здания по адресу: <адрес>28/2:регистратура,кабинет - прием терапевта,кабинет - прием терапевта,кабинет - прием терапевта,кабинет - прием невролога,кабинет - прием окулиста,кабинет - кабинет функциональной диагностики,1 этаж здания по адресу: <адрес>:кабинет ортопедического стоматологического приема стоматологического отделения; неврологическое отделение стационара (3 этаж здания по адресу: <адрес>):пост медицинской сестры.Буфетные палатные отделения стационара БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>28/2, <адрес>) состоят из одного помещения; не обеспечено оборудование двух раздельных помещений для раздачи пищи и мытья посуды. В буфетных палатных отделениях стационара учреждения (<адрес>, <адрес>) отсутствуют электроводонагревательные установки для резервного водоснабжения горячей водой с подводкой воды к моечным ваннам. В клинико-диагностической лаборатории БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>) отсутствует резервный водонагреватель для горячей воды на время отключения централизованного горячего водоснабжения (пункты 2, 3, 4, 7, 8, 9, 19, 23, 24, 39 предписания от ДД.ММ.ГГГГ).

В части предписания от ДД.ММ.ГГГГ: пункт 1 не выполнен частично. На момент проверки БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>) не представлены документы (протоколы инструментальных исследований и др.), подтверждающие соответствие гигиеническим требованиям уровней общего искусственного освещения:на посту медицинской сестры хирургического отделения стационара (2 этаж, помещение по поэтажному плану ) - при нормируемом показателе не ниже 300лк на момент предыдущей проверки фактический уровень общего искусственного освещения составлял 150лк.Пункт 2 – на момент проверки БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>) не представлены документы (протоколы инструментальных исследований и др.), подтверждающие соответствие гигиеническим требованиям кратности воздухообмена по вытяжке, в следующих помещениях стационара:в кабинете электролечения физиотерапевтического отделения (2 этаж, помещение по поэтажному плану ) - при нормируемой кратности воздухообмена по вытяжке не менее -4,0, при предыдущей проверке фактическая кратность по вытяжке составила -0,30;в кабинете гематологических исследований клинико-диагностической лаборатории (2 этаж, помещение по поэтажному плану ) - при нормируемой кратности воздухообмена по вытяжке не менее -3,0 при предыдущей проверке фактическая кратность по вытяжке составила -0,8;в кабинете биохимических и иммунологических исследований клинико-диагностической лаборатории (2 этаж, помещение по поэтажному плану ) - при нормируемой кратности воздухообмена по вытяжке не менее -3,0 при предыдущей проверке фактическая кратность по вытяжке составила -0,9.Пункт 3 не выполнен. Инструкция по сбору, временному хранению и утилизации медицинских отходов БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>), утвержденная главным врачом ДД.ММ.ГГГГ, откорректирована не в полном объеме:в новую редакцию инструкции не включены нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе;в разделе «качественный и количественный состав образующихся отходов» не указаны классы токсичности отходов классов Г; документы, подтверждающие отнесение отходов к классам опасности не представлены.Пункт 4 - БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>) не представлены документы, подтверждающие проведение паспортизации существующих систем механической приточно-вытяжных систем вентиляции в рентгенкабинете и централизованном стерилизационном отделении, проведение очистки и дезинфекции систем кондиционирования (сплит-системы). Пункт 5 – в операционной стационара БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>) не оборудованы приточно-вытяжная вентиляция и кондиционирование воздуха.Допущены нарушения п. 1., 1.7., 2.18., 4.1., 4.2., 4.5., 5.4., 6.4., 6.5., 6.8., 6.10., 6.12., 6.25., 6.36., 7.5., 7.8, 10.2.1., 10.2.3., 11.14., 11.24., 13.3., 14.19., 14.21., 6.14. (глава 5) СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а также нарушения п. 3.7.СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», п. 1.5., 2.1., 2.3., ч. «б» п. 2.4.СанПиН 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно требованиям законодательства специалистом Управления Роспотребнадзора по Омской области было вновь выдано предписание за от ДД.ММ.ГГГГ для устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований сроком до ДД.ММ.ГГГГ.Обязанность по недопущению и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства существовала с ДД.ММ.ГГГГ, но до настоящего времени нарушения не устранены, чем нарушаются права пациентов лечебного учреждения. БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» не имеет возможности самостоятельно устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с отсутствием финансирования, что следует из постановления по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 96 в Центральном судебном районе в г. Омске по делу № 5-5536/2018.Формирование и финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется отраслевым органом (Министерством здравоохранения Омской области).

Уточнив требования с учетом устранения части нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, истец просит:

1. Признать действия БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» по осуществлению медицинской деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства противоправными.

2. Обязать БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» и Министерство здравоохранения Омской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

2.1. В БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» обеспечить нормируемую вместимость палат в отделениях стационара (<адрес>). в хирургическом отделении (2 этаж здания стационара по адресу: <адрес>28/2):

- палата - на 11 коек, площадь на 1 койку - 5,1м2 (общая площадь - 56,0м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 3,3м2 (общая площадь - 13,2м2);

- палата - на 6 коек, площадь на 1 койку - 4,1м2 (общая площадь - 24,3м2);

- палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 4,3м2 (общая площадь - 21,4м2);

- палата - на 6 коек, площадь на 1 койку - 4,4м2 (общая площадь - 26,4м2);

- палата - на 9 коек, площадь на 1 койку - 4,2м2 (общая площадь - 37,8м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 3,5м2 (общая площадь - 14,1м2);

- палата - на 8 коек, площадь на 1 койку - 4,3м2 (общая площадь - 34,3м2);

- палата - на 3 койки, площадь на 1 койку - 5,9м2 (общая площадь 17,8м2)

в неврологическом отделении (2 и 3 этажи здания стационара по адресу: <адрес>):

2 этаж:

- палата - на 3 койки, площадь на 1 койку - 5,3м2 (общая площадь - 15,8м2);

- палата - на 6 коек, площадь на 1 койку - 4,0м2 (общая площадь - 24,2м2);

- палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 5,2м2 (общая площадь - 26,1м2);

- палата - на 7 коек, площадь на 1 койку - 4,7м2 (общая площадь - 32,8м2);

3 этаж:

- палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 4,9м2 (общая площадь - 24,3м2);

- палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 4,7м2 (общая площадь - 23,4м2);

- палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 5,0м2 (общая площадь - 26,1м2);

- палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 5,0м2 (общая площадь - 24,9м2);

- палата - на 6 коек, площадь на 1 койку - 4,9м2 (общая площадь - 29,3м2);

- палата - на 3 койки, площадь на 1 койку - 4,8м2 (общая площадь - 14,3м2);

- палата - на 2 койки, площадь на 1 койку - 5,6м2 (общая площадь - 11,2м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,2м2 (общая площадь - 16,8м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 5,1м2 (общая площадь - 20,5м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 5,1м2 (общая площадь - 20,2м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,7м2 (общая площадь - 18,8м2);

в терапевтическом отделении (3 этаж здания стационара по адресу: <адрес>):

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,6м2 (общая площадь - 18,5м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 5,0м2 (общая площадь - 20,0м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 5,2м2 (общая площадь - 20,6м2);

- палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 5,1м2 (общая площадь -25,5м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,7м2 (общая площадь - 23,5м2);

- палата - на 9 коек, площадь на 1 койку - 4,2м2 (общая площадь - 37,3м2);

- палата - на 8 коек, площадь на 1 койку - 4,0м2 (общая площадь - 32,0м2);

- палата - на 9 коек, площадь на 1 койку - 4,5м2 (общая площадь - 40,5м2);

- палата - на 6 коек, площадь на 1 койку -3,4м2 (общая площадь - 23,7м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,0м2 (общая площадь - 15,8м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,1м2 (общая площадь - 16,5м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,5м2 (общая площадь - 18,0м2);

- палата - на 6 коек, площадь на 1 койку - 4,4м2 (общая площадь - 26,1м2);

- палата - на 2 койки, площадь на 1 койку - 6,2м2 (общая площадь - 12,3м2).

2.2. Оформить паспорта на существующие вентиляционные системы с механическим побуждением в следующих помещениях БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн»:- в зуботехнической лаборатории стоматологическом отделении поликлиники (<адрес>) местная вытяжная вентиляционная система с механическим побуждением;

2.3. Обеспечить кратностью 1 раз в год проведение проверки эффективности работы, технического обслуживания, очистки и дезинфекции всех систем приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, эксплуатируемых в зданиях БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн», а именно:- физиотерапевтическое отделение (<адрес>),- централизованное стерилизационное отделение (<адрес>),- аптека (<адрес>).

2.4. Оборудовать обще-обменные приточную и вытяжную вентиляционные системы с механическим побуждением: в процедурных кабинетах (помещения чистоты класса Б) в терапевтическом, хирургическом (<адрес>) и неврологическом (<адрес>) отделениях стационара БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн».

Оборудовать обще-обменные приточную и вытяжную вентиляционные системы с механическим побуждением и кондиционированием воздуха в операционной стационара БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>).

Обеспечить соответствие гигиеническим требованиям кратности воздухообмена в данных помещениях. Результаты работ подтвердить лабораторно-инструментальными исследованиями в рамках производственного контроля.

2.5. Обеспечить резервное горячее водоснабжение в душевых для пациентов стационара БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>): в предоперационной, в перевязочной, в процедурных кабинетах стационара; в манипуляционных кабинетах поликлиники (стоматологическое отделение, кабинеты оториноларинголога, уролога-гинеколога, эндоскопический кабинет и др.).

2.6. В помещениях поликлиники и стационара БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>) провести текущий косметический ремонт, устранить дефекты отделки и обеспечить гладкость поверхностей; использовать материалы, разрешенные к применению в следующих помещениях:а) поликлиника:2 этаж здания по адресу: <адрес>28/2:коридор (линолеум); б) неврологическое отделение стационара:2 этаж здания по адресу: <адрес>:сестринская (стены), 3 этаж здания по адресу: <адрес>:коридор - необходима покраска стен вокруг дверей (окраска стен),палата (стены), палата (стены), палата (стены), палата (стены), палата (стены), санузел для пациентов, совмещенный с душевой (стены); в) хирургическое отделение стационара (2 этаж здания по адресу: <адрес>):палата (стены), санузел для пациентов, совмещенный с душевой (стены); г)терапевтическое отделение стационара (3 этаж здания по адресу: <адрес>):кабинет сестры хозяйки (стены).

2.7. В помещениях стационара и поликлиники БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>) для обеспечения общего искусственного освещения обеспечить потолочными светильниками с защитной арматурой, с сплошными закрытыми рассеивателями, а именно:поликлиника:1 этаж здания по адресу: <адрес>:регистратура,кабинет - прием терапевта,кабинет - прием терапевта,кабинет - прием терапевта,кабинет - прием невролога,кабинет - прием окулиста,кабинет - кабинет функциональной диагностики.

2.8. Буфетные палатные отделения стационара БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>) обеспечить оборудованием двух раздельных помещений для раздачи пищи и мытья посуды.

2.9. Обеспечить соответствие гигиеническим требованиям уровня общего искусственного освещения в следующих помещениях БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>):на посту медицинской сестры хирургического отделения стационара (2 этаж, помещение по поэтажному плану ) - не ниже 300лк. Результаты работ подтвердить лабораторными испытаниями в рамках производственного контроля.

2.10. Обеспечить кратность воздухообмена по вытяжке, обеспечиваемую действующими обще-обменными вытяжными вентиляционными системами с механическим побуждением в помещениях стационара БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>):в кабинете электролечения физиотерапевтического отделения (2 этаж, помещение по поэтажному плану ) - не менее -4,0.

2.11. Откорректировать инструкцию по сбору, временному хранению и утилизации медицинских отходов БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>), утвержденную главным врачом ДД.ММ.ГГГГ:в новую редакцию инструкции включить нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе.

2.12. Обеспечить с кратностью 1 раз в год проведение отчистки и дезинфекции систем кондиционирования (сплит-систем), эксплуатируемых в зданиях БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>). Представить документы, подтверждающие их проведение.

3. Обязать Министерство здравоохранения Омской области как учредителя учреждения и распорядителя бюджетных средств осуществить финансирование БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» в объеме, необходимом для устранения в указанные сроки нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области по доверенности Копцева Е.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, полагаядостаточным для устранения выявленных нарушенийуказанный в исковом заявлении срок - до ДД.ММ.ГГГГ. Просила учесть, что учреждением нарушения не устраняются длительное время.

Представитель ответчика БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» по доверенности Дидковский А.Н. в судебном заседании иск не признал, при этом не оспаривал наличие выявленных истцом нарушений. Пояснил, что госпиталь является единственным в Омской области медицинским учреждением, оказывающим медицинскую помощь в условиях стационара ветеранам ВОВ, ветеранам боевых действий и лицам, пострадавшим от радиационных воздействий. В очереди на плановую госпитализацию состоит 250-270 больных ежемесячно. При соблюдении установленных норм вместимости и площади на 1 койку не смогли бы получить медицинскую помощь 340 больных. Представил письменные возражения на исковое заявление, доводы которых поддержал (л.д. 182-185). Дополнительно пояснил, что выявленные нарушенияне могли быть устранены в связи с отсутствием финансирования у учреждения. При этом в настоящее время подготовлена проектно-сметная документация приточно-вытяжной системы вентиляции, в ближайшее время будут оформлены паспорта на существующие вентиляционные системы, также закуплено необходимое оборудование (бойлеры) для обеспечения резервного горячего водоснабжения. Все нарушения будут устранены при получении необходимого финансирования и разрешения Министерства культуры Омской области на проведение работ. Также полагал, что поскольку здание госпиталя является старым, то оно не отвечает потребностям оказания медицинской помощи, не позволяет обеспечить комфортных условий работы его сотрудников, имеется потребность в дополнительной площади. Считал установленный истцом срок до ДД.ММ.ГГГГ достаточным для устранения нарушений, в последующем полагал, что возможно потребуется для этого больше времени.

Представители ответчика Министерстваздравоохранения Омской области по доверенности Гаура С.Н., ранее также Сысоева О.С. иск не признали по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему. Гаура С.Н. дополнительно пояснила, что Министерство здравоохранения Омской области не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Действующее законодательство устанавливает возможность привлечения главного распорядителя бюджетных средств лишь к субсидиарной ответственности в определенных законом случаях. При этом сведения о недостаточности имущества учреждения в иске не приводится и в материалах дела отсутствует. Исковые требования не связаны с причинением вреда, в связи с чем, оснований для субсидиарной ответственности нет. Министерство здравоохранения Омской области как главный распорядитель бюджетных средств уполномочено формировать и утверждать бюджетным учреждениям государственные задания только на государственные услуги, включенные в Региональный перечень, и осуществлять за счет средств областного бюджета финансовое обеспечение расходов подведомственных учреждений на оказание только этих услуг в рамках государственного задания путем предоставления субсидий. Указание в исковом заявлении на наличие обязанности Министерства по финансированию учреждения не основано на нормах права. Просила в иске отказать. Также полагала, что следует предоставить срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель привлеченного судом к участию в дело в качестве третьего лица Министерства культуры ФИО1<адрес> в судебном заседании по доверенности Огнева Е.А. пояснила, что здания, занимаемые госпиталем,по адресу: <адрес> – «Дом купца Липатникова», конец XIX в. – начало XX в., решением Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ объявлено объектом культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, приняты на государственный учет и охрану. Поскольку предмет охраны объекта культурного наследия «Дом купца Липатникова», конец XIX в. – начало XX в., не определен, все его элементы подлежат охране. Представила письменный отзыв на исковое заявление. Полагала установленный истцом срок не достаточным для устранения выявленных нарушений, поскольку проведение необходимых работ включает в себя разработку, подготовку проектной документации, получение положительного заключения акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, для чего необходимо выполнить требования ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Считала разумным установить срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, пояснив при этом на вопросы суда, что необходимые минимальные сроки для этого составляют: для разработки и подготовки проектной документации – 1 месяц, для проведения государственной историко-культурной экспертизы – 1-1,5 месяца, на непосредственное выполнение ремонтных работ – 1-2 месяца. Для выполнения требований ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ может потребоваться около полугода.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Правовое регулирование в сфере обеспечения санитарного - эпидемиологического благополучия в Российской Федерации основано на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы санитарной безопасности.

Санитарно-эпидемиологические требования согласно ст. 1 Закона № 52-ФЗ - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу ч. 3 ст. 39 названного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Статьей 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 30 указанного Закона при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право, в том числе и на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Статьей 11 Основ законодательства об охране здоровья граждан предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В силу ст.123.22 ГК РФ муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

В соответствии со ст. ст. 48, 123.22 ГК РФ учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования, поэтому оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Следовательно, при реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.

Санитарные правила, устанавливающие соответствующие правила поведения, порядок организации медицинской помощи и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения санитарной безопасности определены в СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), в санитарных правилах «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».СП 1.1.1058-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 10.07.2001 (далее - СП 1.1.1058-01), в СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденном Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10).

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления Роспотребнадзора по Омской области ДД.ММ.ГГГГ внеплановая выездная проверка деятельности БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что не выполнены предписания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 127-143) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61-65) об устранении нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отраженных в актах проверки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78-126, 54-60).

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлены многочисленные нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отраженные в акте проверки и аналогичные выявленным в ходе проверок ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-41).

БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

Обеспечить вместимость и площадь на 1 койку во всех палатах палатных отделений стационара БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» в соответствии с гигиеническими требованиями пунктов 10.2.1., 10.2.3. главы I, пунктов 10, 14 приложения 1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 – не менее 7,0 м2 для палат вместимостью более 2-х коек и не менее 10,0 м2 для больных, передвигающихся с помощью кресел-каталок фактическая площадь на 1 койку, а именно: в хирургическом отделении (2 этаж здания стационара по адресу: <адрес>); в неврологическом отделении (2 и 3 этажи здания стационара по адресу: <адрес>); в терапевтическом отделении (3 этаж здания стационара по адресу: <адрес>).

Оформить паспорта на существующие вентиляционные системы с механическим побуждением в следующих помещениях БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн»: в зуботехнической лаборатории стоматологическом отделении поликлиники (<адрес>) - местная вытяжная вентиляционная система с механическим побуждением; в централизованном стерилизационном отделении (<адрес>) – обще-обменная приточная и вытяжная вентиляционные системы с механическим побуждением; в рентгенкабинете поликлиники (<адрес>) – обще-обменная приточная и вытяжная вентиляционные системы с механическим побуждением. Основание: пункт 6.5. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10.

Обеспечить кратностью 1 раз в год проведение проверки эффективности работы, технического обслуживания, очистки и дезинфекции всех систем приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, эксплуатируемых в зданиях БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн», представить документы, подтверждающие их проведение: физиотерапевтическое отделение (<адрес>), централизованное стерилизационное отделение (<адрес>), аптека (<адрес>). Основание: пункт 6.5., 6.36. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10.

Обеспечить кратностью 1 раз в год проведение очистки и дезинфекции систем кондиционирования (сплит-систем), эксплуатируемых в зданиях БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн»(<адрес>). Представить документы, подтверждающие их проведение. Основание: пункты 6.5., 6.36. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10.

Оборудовать: - обще-обменные вытяжные вентиляционные системы с механическим побуждением в процедурных кабинетах (помещения чистоты класса Б) в терапевтическом, хирургическом (здание по адресу: <адрес>) и неврологическом (здание по адресу: <адрес>) отделениях стационара;

- обще-обменные приточную и вытяжную вентиляционные системы с механическим побуждением и кондиционированием воздуха в операционной стационара (<адрес>).

Обеспечить кратность воздухообмена по вытяжке, обеспечиваемую действующими общеобменными вытяжными вентиляционными системами с механическим побуждением в следующих помещениях стационара БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>28/2): кабинет электролечения физиотерапевтического отделения (2 этаж, помещение по поэтажному плану ) – не менее -4,0; кабинет гематологических исследований клинико-диагностической лаборатории (2 этаж, помещение по поэтажному плану ) – не менее -3,0; кабинет биохимических и иммунологических исследований клинико-диагностической лаборатории (2 этаж, помещение по поэтажному плану ) – не менее -3,0; Проведенные работы подтвердить лабораторно-инструментальными исследованиями в рамках производственного контроля. Основание: пункты 1.7., 6.8., 6.10 главы I, приложение 3 СанПиН 2.1.3.2630-10; пункты 1.5., 2.1., 2.3., ч. «б» пункта 2.4. СП 1.1.1058-01.

Обеспечить резервное горячее водоснабжение в душевых для пациентов стационара БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>): в предоперационной, в перевязочной, в процедурных кабинетах стационара; в манипуляционных кабинетах поликлиники (стоматологическое отделение, кабинеты оториноларинголога, уролога-гинеколога, эндоскопический кабинет и др.). Основание: пункты 5.4., 13.3. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10.

Провести текущий косметический ремонт, устранить дефекты отделки и обеспечить гладкость поверхностей; использовать материалы, разрешенные к применению в соответствии с требованиямипунктов 4.1., 4.2., 4.5., 11.14. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 в следующих помещенияхполиклиники и стационара (<адрес>): поликлиника: 1 этаж здания по адресу: <адрес>: кабинет – прием терапевта (порван линолеум), кабинет - прием невролога (порван линолеум, в стене около окна дыра в месте прохождения труб коммуникаций), кабинет - прием хирурга (порван линолеум), кабинет - кабинет функциональной диагностики (потрескалась краска на стенах), 2 этаж здания по адресу: <адрес>: коридор (линолеум местами стерся, местами порван); неврологическое отделение стационара: 2 этаж здания по адресу: <адрес>: сестринская - стены оклеены обоями, 3 этаж здания по адресу: <адрес>: коридор - необходима покраска стен вокруг дверей (после замены проведена штукатурка, окраска не проведена), палата - отшелушивается побелка на стенах, палата - отшелушивается побелка на стенах, палата - следы подтеков на стене около вентиляционного короба, палата - отсутствует отделка на стене под окном за батареей, палата - отсутствует отделка на стене под окном за батареей, санузел для пациентов, совмещенный с душевой - на стенах подтеки, местами потрескалась краска; отвалилась краска на батареях; хирургическое отделение стационара (2 этаж здания по адресу: <адрес>): палата - отмечаются подтеки на стенах, санузел для пациентов, совмещенный с душевой - на стенах подтеки, местами потрескалась краска; отвалилась краска на батареях; терапевтическое отделение стационара (3 этаж здания по адресу: <адрес>): кабинет сестры хозяйки - отваливается краска со стен.

В соответствии с требованиями пункта 7.8. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10оборудовать потолочные светильники для обеспечения общего искусственного освещения защитной арматурой в виде сплошных закрытых рассеивателей в следующих помещениях стационара и поликлиники (<адрес>): в поликлинике: 1 этаж здания по адресу: <адрес>: регистратура, кабинет - прием терапевта, кабинет - прием терапевта, кабинет - прием терапевта, кабинет - прием невролога, кабинет - прием окулиста, кабинет - кабинет функциональной диагностики; 1 этаж здания по адресу: <адрес>: кабинет ортопедического стоматологического приема стоматологического отделения; в неврологическом отделении стационара (3 этаж здания по адресу: <адрес>): - пост медицинской сестры.

Обеспечить соответствие гигиеническим требованиям уровня общего искусственного освещения в следующих помещениях (<адрес>): на посту медицинской сестры хирургического отделения стационара (2 этаж, помещение по поэтажному плану ) - не ниже 300лк. Результаты работ подтвердить лабораторными испытаниями в рамках производственного контроля. Основание: пункты 1.7., 7.5. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10, пункты 1.5., 2.1., 2.3., ч. «б» п. 2.4. СП 1.1.1058-01.

Откорректировать инструкцию по сбору, временному хранению и утилизации медицинских отходов (<адрес>), утвержденную главным врачом ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями пунктов 2.1., 3.7. СанПиН 2.1.7.2790-10, пунктов 2.18., 11.24. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10, а именно: в инструкцию включить раздел нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе; в разделе «качественный и количественный состав образующихся отходов» инструкции указать классы токсичности отходов классов Г; иметь документы, подтверждающие отнесение отходов к данному классу.

Обеспечить наличие в буфетных палатных отделениях стационара (<адрес>) двух помещений: для раздачи пищи (не менее 9 кв.м) и мытья посуды (не менее 6 кв.м). Основание: пункт 14.21. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10.

Буфетные палатные отделения стационара (<адрес>) оборудовать электроводонагревательными установками для резервного водоснабжения горячей водой с подводкой воды к моечным ваннам. Основание: пункт 14.19. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10.

В клинико-диагностической лаборатории БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (<адрес>) оборудовать резервный водонагреватель для горячей воды на время отключения централизованного горячего водоснабжения. Основание: пункт 5.4. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10.

ДД.ММ.ГГГГ предписание вручено главному врачу БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» (л.д. 49).

В тот же день в отношении БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» составлен протокол об административном правонарушении, и постановлением мирового судьи судебного участка № 96 в Центральном судебном районе в г. Омске от 31.08.2018 данное учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (дело № 5-5536/2018) (л.д. 17-19, 20-26).

Обращаясь в суд с настоящим иском, Управление Роспотребнадзора по Омской области указало на выявленные многочисленные нарушения БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, меры к устранению которых не приняты.

В соответствии с пунктом 2.10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007№ 656, в случае выявления при проведении проверки нарушений требований санитарной безопасности орган надзора обязан выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Сопоставив предпринятые надзорным органом действия по проверке деятельности учреждения здравоохранения, итоговые результаты проверок, при том, что фактическое наличие выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» опровергнуто не было, достоверность нарушений не оспорена, учитывая законодательно закрепленную обязанность бюджетного учреждения соблюдать требования санитарного законодательства, суд считает доказанным факт нарушения БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» санитарного законодательства при осуществлении медицинской деятельности.

В ходе судебного разбирательства ответчикомБУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» не оспаривались выявленные нарушения санитарного законодательства, установленные актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Установив факт неправомерного бездействия бюджетного учреждения в части неисполнения обязанности по соблюдению санитарного законодательства и устранения допущенных нарушений, суд полагает исковые требования о возложении на БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» обязанности по устранению выявленных нарушений в объеме, заявленном истцом - подлежащими удовлетворению. При этом суд учитывает, что объем допущенных бюджетным учреждением нарушений не оспаривается, равно как объем работ для устранения допущенных нарушений.

Доводы представителя БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» об отсутствии возможностиоткорректировать инструкцию по сбору, временному хранению и утилизации медицинских отходов, включив в ее новую редакцию нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе, учитывая, что последние не разработаны и не приняты на территории Омской области, не могут быть приняты во внимание. Согласно полученным судом разъяснениямв письменном ответе начальника санитарного отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, в схеме обращения с медицинскими отходами (п. 3.7 СанПиН 2.1.7.2790-10 указываются, в том числе, нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе. Нормативы образования медицинских отходов в г. Омске и Омской области не разработаны, поэтому в целях устранения ответчиком нарушения в данной части целесообразно указывать в инструкции по сбору, временному хранению и утилизации медицинских отходов, что «нормативы образования медицинских отходов в регионе не разработаны и не приняты».

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

«Дом купца Липатникова», конец XIX в. – начало XX в., расположенный по адресу: <адрес>, в котором находятся помещения госпиталя, решением Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ объявлен объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения и принят на государственный учет и охрану, что также подтверждается представленными в дело охранными обязательствами, утвержденными соответствующими распоряжениями Министерства культуры Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Посколькувсе элементы «Дома купца Липатникова»подлежат охране, согласно статье 28 Федерального закона«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ, в целях обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия при проведении строительных, хозяйственных работ, требуется проведение государственной историко-культурной экспертизы.

С учетом установленных обстоятельств дела, тех действий, которые ответчик должен произвести для устранения нарушений законодательства, учитывая отнесение зданий госпиталя к объекту культурного наследия,суд полагает достаточным для исполнения решения срок– до ДД.ММ.ГГГГ. Из пояснений представителя истца следует, что такой срок является разумным, содержится в предписании от ДД.ММ.ГГГГ и был определен специалистами Управления Роспотребнадзора по Омской области с учетом характера и объема допущенных нарушений. Доводы ответчиков и третьего лица о необходимости установления такого срока до конца 2020 года ни на чем не обоснованы. Даже учитывая пояснения их представителей о минимальных сроках разработки проектной документации, проведения государственной историко-культурной экспертизы, непосредственного выполнения работ с соблюдением требований ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ, срок исполнения решения – до ДД.ММ.ГГГГ является достаточным.

Доводы ответчиков о невозможности устранить допущенные нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства ввиду давности постройки здания, отсутствия денежных средств на устранение указанных нарушений не имеют правового значения в разрешаемом случае. В общем виде нормативное регулирование в области санитарной безопасности предполагает соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований санитарной безопасности.

Обязанность по недопущению и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства существовала с 2016 года, между тем, до настоящего времени нарушения не устранены, чем нарушаются права пациентов лечебного учреждения на охрану здоровья, а также требования Закона N 52-ФЗ.

Материалами дела подтверждено длительное нарушение (с 2016 года) требований санитарного законодательства, оказание неопределенному кругу лиц медицинских услуг осуществляется в нарушение ст. 30 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гарантирующей пациентам оказание медицинской помощи, в том числе обследование, лечение в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Устранение допущенных нарушений санитарного законодательства приведет к восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи в условиях, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

Доводы представителя Министерства здравоохранения Омской области о том, что мероприятие по строительству госпиталя для ветеранов войн на 300 коек со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено государственной программой Омской области «Развитие здравоохранения Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 265-п, не является основанием для освобождения учреждения от обязанности по устранению выявленных нарушений или установлению более длительного срока ее исполнения (четыре года), учитывая, что выделение денежных средств на строительство госпиталя только планируется.

При этом, наряду с БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн», на котором лежит обязанность исполнения судебного акта в части непосредственного устранения выявленных нарушений, ответственность за указанные выше нарушениядолжно нести, исходя из того обстоятельства, что функции учредителя учреждения как отраслевой орган исполнительной власти Омской области от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляет Министерство здравоохранения Омской области, и последнее как главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно п. 1.2. Устава функции учредителя БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» осуществляет Министерство здравоохранения Омской области.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Объем обязанности Министерства здравоохранения Омской области по отношению к выявленным в БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн» нарушениям требований санитарно-эпидемиологического законодательства определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению осуществляет функции учредителя и является главным распорядителем денежных средств.

Полномочия Министерства здравоохранения как главного распорядителя, в том числе осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с законодательством, закреплены в пп. 17 п. 8 Положения о Министерстве здравоохранения Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 13.11.2007 № 133. Реализуя предоставленные полномочия, Министерство здравоохранения Омской области, являясь органом исполнительной власти Омской области, реализует также полномочия собственника и учредителя (Омской области) и обеспечивает проведение государственной политики на территории Омской области в сфере охраны здоровья населения Омской области.

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

В соответствии со ст. 158 БКРФ, главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

Согласно постановлению Правительства Омской области от 13.05.2009№ 85-п «Об установлении подведомственности получателей средств областного бюджета» главным распорядителям средств областного бюджета, являющимся органами исполнительной власти Омской области, подведомственны получатели средств областного бюджета -территориальные органы указанных органов, обладающие правами юридического лица, казенные учреждения Омской области, бюджетные учреждения Омской области (за исключением бюджетных учреждений Омской области, которым предоставляются из областного бюджета субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), и на иные цели), в отношении которых указанные органы осуществляют функции учредителя в качестве отраслевых органов исполнительной власти Омской области.

Являясь обязанным лицом по финансированию учреждения, не осуществляя финансирование в необходимом и достаточном для устранения всех выявленных нарушений санитарного законодательства объеме, отраслевой орган надлежаще не выполнил возложенную на него законом обязанность, в связи с чем имеются основания для понуждения указанного государственного органа к исполнению обязанности по финансированию выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.

При этом реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия финансовой возможности. На Министерство здравоохранения Омской области возлагается обязанность по устранению нарушений с учетом недостаточности имеющихся у бюджетного учреждения (выделенных ему) денежных средств.

Поскольку контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества в пределах своей компетенции осуществляет отраслевой орган (Министерство здравоохранения по Омской области), на последнем в любом случае лежала обязанность по своевременному выявлению нарушений и принятию мер к их устранению. Поскольку выявленные нарушения не были своевременно устранены, суд полагает возможным возложить обязанность по их устранению на Министерство. Форма участия органа государственной власти в исполнении обязанности по устранению в учреждении здравоохранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства предполагает финансирование мероприятий по устранению таких нарушений. В этой связи суд приходит к выводу о необходимости возложения на Министерство здравоохранения Омской области обязанности по финансированию устранения нарушений, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Омской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193 – 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Возложить на Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Госпиталь для ветеранов войн»обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, на Министерство здравоохранения Омской области как главного распорядителя бюджетных средств обязанность в указанныйсрок осуществить финансирование в целях устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в деятельности Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Госпиталь для ветеранов войн», а именно:

- обеспечить нормируемую вместимость палат в отделениях стационара (<адрес>). в хирургическом отделении (2 этаж здания стационара по адресу: <адрес>):

- палата - на 11 коек, площадь на 1 койку - 5,1м2 (общая площадь - 56,0м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 3,3м2 (общая площадь - 13,2м2);

- палата - на 6 коек, площадь на 1 койку - 4,1м2 (общая площадь - 24,3м2);

- палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 4,3м2 (общая площадь - 21,4м2);

- палата - на 6 коек, площадь на 1 койку - 4,4м2 (общая площадь - 26,4м2);

- палата - на 9 коек, площадь на 1 койку - 4,2м2 (общая площадь - 37,8м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 3,5м2 (общая площадь - 14,1м2);

- палата - на 8 коек, площадь на 1 койку - 4,3м2 (общая площадь - 34,3м2);

- палата - на 3 койки, площадь на 1 койку - 5,9м2 (общая площадь 17,8м2)

в неврологическом отделении (2 и 3 этажи здания стационара по адресу: <адрес>):

2 этаж:

- палата - на 3 койки, площадь на 1 койку - 5,3м2 (общая площадь - 15,8м2);

- палата - на 6 коек, площадь на 1 койку - 4,0м2 (общая площадь - 24,2м2);

- палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 5,2м2 (общая площадь - 26,1м2);

- палата - на 7 коек, площадь на 1 койку - 4,7м2 (общая площадь - 32,8м2);

3 этаж:

- палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 4,9м2 (общая площадь - 24,3м2);

- палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 4,7м2 (общая площадь - 23,4м2);

- палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 5,0м2 (общая площадь - 26,1м2);

- палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 5,0м2 (общая площадь - 24,9м2);

- палата - на 6 коек, площадь на 1 койку - 4,9м2 (общая площадь - 29,3м2);

- палата - на 3 койки, площадь на 1 койку - 4,8м2 (общая площадь - 14,3м2);

- палата - на 2 койки, площадь на 1 койку - 5,6м2 (общая площадь - 11,2м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,2м2 (общая площадь - 16,8м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 5,1м2 (общая площадь - 20,5м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 5,1м2 (общая площадь - 20,2м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,7м2 (общая площадь - 18,8м2);

в терапевтическом отделении (3 этаж здания стационара по адресу: <адрес>):

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,6м2 (общая площадь - 18,5м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 5,0м2 (общая площадь - 20,0м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 5,2м2 (общая площадь - 20,6м2);

- палата - на 5 коек, площадь на 1 койку - 5,1м2 (общая площадь -25,5м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,7м2 (общая площадь - 23,5м2);

- палата - на 9 коек, площадь на 1 койку - 4,2м2 (общая площадь - 37,3м2);

- палата - на 8 коек, площадь на 1 койку - 4,0м2 (общая площадь - 32,0м2);

- палата - на 9 коек, площадь на 1 койку - 4,5м2 (общая площадь - 40,5м2);

- палата - на 6 коек, площадь на 1 койку -3,4м2 (общая площадь - 23,7м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,0м2 (общая площадь - 15,8м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,1м2 (общая площадь - 16,5м2);

- палата - на 4 койки, площадь на 1 койку - 4,5м2 (общая площадь - 18,0м2);

- палата - на 6 коек, площадь на 1 койку - 4,4м2 (общая площадь - 26,1м2);

- палата - на 2 койки, площадь на 1 койку - 6,2м2 (общая площадь - 12,3м2).

- оформить паспорта на существующие вентиляционные системы с механическим побуждением в следующих помещениях: в зуботехнической лаборатории стоматологическом отделении поликлиники (<адрес>) местная вытяжная вентиляционная система с механическим побуждением;

- обеспечить кратностью 1 раз в год проведение проверки эффективности работы, технического обслуживания, очистки и дезинфекции всех систем приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, эксплуатируемых в зданиях, а именно: в физиотерапевтическом отделении (<адрес>), в централизованном стерилизационном отделении (<адрес>), в аптеке (<адрес>).

- оборудовать обще-обменные приточную и вытяжную вентиляционные системы с механическим побуждением: в процедурных кабинетах (помещения чистоты класса Б) в терапевтическом, хирургическом (<адрес>) и неврологическом (<адрес>) отделениях стационара.

- оборудовать обще-обменные приточную и вытяжную вентиляционные системы с механическим побуждением и кондиционированием воздуха в операционнойстационара (<адрес>). Обеспечить соответствие гигиеническим требованиям кратности воздухообмена в данных помещениях. Результаты работ подтвердить лабораторно-инструментальными исследованиями в рамках производственного контроля.

- обеспечить резервное горячее водоснабжение в душевых для пациентов стационара (<адрес>): в предоперационной, в перевязочной, в процедурных кабинетах стационара; в манипуляционных кабинетах поликлиники (стоматологическое отделение, кабинеты оториноларинголога, уролога-гинеколога, эндоскопический кабинет и др.).

- в помещениях поликлиники и стационара (<адрес>) провести текущий косметический ремонт, устранить дефекты отделки и обеспечить гладкость поверхностей; использовать материалы, разрешенные к применению в следующих помещениях: а) поликлиника: 2 этаж здания по адресу: <адрес>: коридор (линолеум); б) неврологическое отделение стационара: 2 этаж здания по адресу: <адрес>: сестринская (стены), 3 этаж здания по адресу: <адрес>: коридор - необходима покраска стен вокруг дверей (окраска стен), палата (стены), палата (стены), палата (стены), палата (стены), палата (стены), санузел для пациентов, совмещенный с душевой (стены); в) хирургическое отделение стационара (2 этаж здания по адресу: <адрес>): палата (стены), санузел для пациентов, совмещенный с душевой (стены); г) терапевтическое отделение стационара (3 этаж здания по адресу: <адрес>): кабинет сестры хозяйки (стены).

- в помещениях стационара и поликлиники (<адрес>) для обеспечения общего искусственного освещения обеспечить потолочными светильниками с защитной арматурой, с сплошными закрытыми рассеивателями, а именно: поликлиника: 1 этаж здания по адресу: <адрес> регистратура, кабинет - прием терапевта, кабинет - прием терапевта, кабинет - прием терапевта, кабинет - прием невролога, кабинет - прием окулиста, кабинет - кабинет функциональной диагностики.

- буфетные палатные отделения стационара (<адрес>) обеспечить оборудование двух раздельных помещений для раздачи пищи и мытья посуды.

- обеспечить соответствие гигиеническим требованиям уровня общего искусственного освещения в следующих помещениях (<адрес>): на посту медицинской сестры хирургического отделения стационара (2 этаж, помещение по поэтажному плану ) - не ниже 300лк. Результаты работ подтвердить лабораторными испытаниями в рамках производственного контроля.

- обеспечить кратность воздухообмена по вытяжке, обеспечиваемую действующими обще-обменными вытяжными вентиляционными системами с механическим побуждением в помещениях стационара (<адрес>): в кабинете электролечения физиотерапевтического отделения (2 этаж, помещение по поэтажному плану ) - не менее -4,0.

- откорректировать инструкцию по сбору, временному хранению и утилизации медицинских отходов (<адрес>), утвержденную главным врачом ДД.ММ.ГГГГ: в новую редакцию инструкции включить нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе.

- обеспечить с кратностью 1 раз в год проведение отчистки и дезинфекции систем кондиционирования (сплит-систем), эксплуатируемых в зданиях (<адрес>). Представить документы, подтверждающие их проведение.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.01.2019.

Судья Е.А. Табакова