ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-407/10 от 28.06.2010 Хасанского районного суда (Приморский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличенаг. ...

Судья Хасанского районного суда Приморского края Н.И. Кротова

С участием зам. прокурора В.М. Варавенко

при секретаре Т.В. Трегубенко

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и. о. прокурора Хасанского района в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, муниципального образования Хасанский муниципальный район к Думе Хасанского района о признании незаконным решения Думы Хасанского муниципального района,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Хасанского района Приморского края обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, муниципального образования Хасанский муниципальный район к Думе Хасанского района о признании незаконным решения Думы Хасанского муниципального района.

Решением Думы Хасанского муниципального района от Дата обезличена. за Номер обезличен «О переводе депутатов на работу в Думу Хасанского муниципального района четвертого созыва на профессиональной постоянной основе» был утвержден количественный состав депутатов, работающих в Думе Хасанского муниципального района четвертого созыва на профессиональной основе – 3 человека. Также данным решением в Думу района на постоянной основе переведены депутаты ФИО1, ФИО2, позднее на работу на постоянной основе в Думу района принят депутат ФИО3

В соответствии с ч. 5 ст. 40 № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», максимально возможное количество депутатов Думы Хасанского муниципального района работающих на профессиональной постоянной основе – 2 депутата, что составляет не более 10 %, как указано в законе.

Кроме этого, бюджет Хасанского муниципального района дотационный, в нем не хватает денежных средств на финансирование социально значимых статей расходов, а незаконное, необоснованное увеличение расходов бюджета района на оплату труда третьего депутата Думы района, работающего на постоянной основе, ведет к дискредитации представительного органа местного самоуправления, обостряет социальную обстановку в районе.

Просит признать незаконным решение Думы Хасанского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. «О переводе депутатов на работу в Думу Хасанского муниципального района четвертого созыва на профессиональной постоянной основе», поскольку их протест отклонен Думой. Оспариваемым решением нарушены права Российской федерации и Хасанского муниципального района.

В судебном заседании зам. прокурора Варавенко В.М. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признала, суду пояснила, что при определении количества депутатов, которые могут работать на постоянной основе, в случае если 1- % не составляют целого числа, используются правила округления. Округление числа производится в большую сторону, когда дробная часть числа больше или равна 0,5.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 5 ст. 40 № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 % депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек – 1 депутат.

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Устава Хасанского муниципального района депутаты Думы Хасанского муниципального района осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 % депутатов от установленной численности Думы Хасанского муниципального района.

Частью 5 статьи 17 Устава Хасанского муниципального района, установлено, что Дума района состоит из 25 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании, сроком на 5 лет.

Судом установлено, что решением Думы Хасанского муниципального района от Дата обезличена г. за Номер обезличен «О переводе депутатов на работу в Думу Хасанского муниципального района четвертого созыва на профессиональной постоянной основе», а именно : пунктом 1 был утвержден количественный состав депутатов, работающих в Думе Хасанского муниципального района четвертого созыва на профессиональной основе, – 3 человека. Также данным решением в Думу района ( пункт 2) на постоянной основе переведены депутаты ФИО1, ФИО2. Решением Думы от Дата обезличена г. Номер обезличен на работу на постоянной основе в Думу района принят депутат ФИО3

Дата обезличена г. И.О. прокурора Хасанского района в Думу Хасанского муниципального района был внесен протест, которым было установлено нарушение федерального закона при вынесении решения Думы Номер обезличен от Дата обезличена г. в части количества работающих депутатов на постоянной основе, предлагалось отменить указанное решение Думы и привести его в соответствие с действующим законодательством.

Решением Думы Хасанского района от Дата обезличена г. Номер обезличен протест был отклонен.

В соответствии с пунктом 1 указанного решения Думы от Дата обезличена г. за Номер обезличен трое из 25 депутатов осуществляют свои полномочия на профессиональной постоянной основе, что составляет фактически 12 % от установленной численности депутатов.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом на профессиональной постоянной основе в Думе района могут работать только 2 депутата, что будет составлять не более 10% от общего числа депутатов.

В этой связи также заслуживает внимания ответ Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления на обращение председателя Думы Хасанского муниципального района, из которого следует, что при определении количества депутатов, которые могут работать на постоянной основе, необходимо исходить из буквального значения указанного положения № 131-ФЗ. Термин «не более» в контексте данной статьи означает, что не более чем 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования могут работать на постоянной основе, какие-либо математические округления чисел не допускаются.

При этом, не является юридически значимым письмо отдела по взаимодействию с органами местного самоуправления аппарата Законодательного Собрания Приморского края от 5.11.2008 г. о возможности работы на постоянной основе в Думе Хасанского района 3 депутатов, поскольку, как указано выше это противоречит федеральному закону, и указанный орган не наделен правомочием разъяснения и толкования законов.

Поскольку указанное решение в части пункта 1 противоречит вышеназванному федеральному закону, который является законом прямого действия, тем самым грубо нарушаются интересы Российской Федерации, заключающиеся в соответствии с п.2 ст.4 Конституции РФ, в соблюдении верховенства законов на всей территории Российской Федерации. Также этим решением нарушены права Хасанского муниципального района, так как бюджет его дотационный, а оплата труда третьего депутата влечет необоснованное и незаконное расходование бюджетных средств, то при таких обстоятельствах пункт 1 оспариваемого решения органа местного самоуправления является незаконным.

Оснований для признания п.2 решения Думы незаконным не имеется, поскольку этот пункт не противоречит закону, и не нарушает права и законные интересы Российской Федерации, Хасанского муниципального района, при этом прокурор фактически оспаривает только пункт первый указанного решения.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Хасанского района в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, муниципального образования Хасанский муниципальный район к Думе Хасанского района о признании незаконным решения Думы Хасанского муниципального района удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 1 решения Думы Хасанского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. «О переводе депутатов на работу в Думу Хасанского муниципального района четвертого созыва на профессиональной постоянной основе».

В остальной части иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Примкрайсуд в течение 10 суток со дня принятия в окончательной форме через Хасанский районный суд.

Судья: