Дело №2-407/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Чугуевка 13 ноября 2018 года Чугуевский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Колесниковой Т.В., при секретаре Набока Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Авдеюк Александра Васильевича к администрации Чугуевского муниципального района об установлении факта постоянного проживания на дату введения чрезвычайной ситуации по адресу <адрес>, признании права на получение разовой материальной помощи за счет средств финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес>, возложении обязанности включить в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая, - установил: Авдеюк А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований истец указал, что им было подано заявление о включении в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на котором произошла чрезвычайная ситуация. Письмом администрации Чугуевского муниципального районо ему было отказано в признании пострадавших в результате ЧС и включении в список пострадавших граждан, поскольку он не имел регистрации в жилом доме, расположенном в границах чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, факт постоянного фактического проживания по адресу <адрес> на дату введения решения <адрес> режима чрезвычайной ситуации регионального характера подтверждается свидетельскими показаниями и иными доказательствами. Ссылаясь на Постановление <адрес>№-па от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 20 ГК РФ, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ, просил признать Авдеюк А.В. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате проливных дождей на территории <адрес> в августе 2018 года. Установить факт проживания истца в жилом доме, оказавшемся в границах зоны ЧС и имеющем подтопленный придомовой земельный участок по адресу <адрес> лужки <адрес>. Признать за Авдеюк А.В. право на получение разовой материальной помощи за счет средств финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес> в размере 10000 рублей- в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на котором произошла чрезвычайная ситуация. Обязать администрацию Чугуевского муниципального района включить Авдеюк А.В. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на котором произошла чрезвычайная ситуация. Авдеюк А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что согласно паспорта имеет место жительства в <адрес>. Однако на самом деле он проживает в <адрес>, где имеет временную регистрацию. В <адрес> он не зарегистрирован по месту жительства, так как ему удобно иметь регистрацию в <адрес>, где он проходит медицинские обследования и имеет льготы по коммунальным платежам. Представитель администрации Чугуевского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку регистрация по месту пребывания ФИО1 по адресу <адрес>, не является основанием для включения истца в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация. Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, в отзыве просил отказать в удовлетворении заявленных требований истца, поскольку документов, свидетельствующих о наличии у Авдеюк А.В. регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации по адресу <адрес> не имеется. Представитель Департамент гражданской защиты <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие. Ссылаясь на Положение о резервах финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес>, утвержденное Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па, полагал, что законных оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Представитель Департамента труда и социального развития <адрес>ФИО3 просил принять решение на усмотрение суда. Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относится осуществление мероприятий по борьбе со стихийными бедствиями и ликвидация их последствий. В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Подпунктами «а, л» п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами, законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. Таким образом, по смыслу приведенных норм закона компенсация может быть выплачена Российской Федерацией или субъектом только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующим нормативным актом. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", на основании Устава Приморского края, Закона Приморского края от 2 декабря 1999 года N 74-КЗ "О защите населения и территорий Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Администрация Приморского края Постановлением от 15 мая 2018 года №223-па утвердила Положение о резервах финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края». В соответствии с 6.1. данного положения, основанием для выделения средств из финансового резерва является правовой акт Администрации Приморского края, принятый в соответствии с решением Комиссии, в котором указываются размер ассигнований и их пообъектное распределение или размер средств, выделяемых для оказания разовой материальной помощи в разрезе муниципальных образований, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, и размер почтовых расходов, необходимых для доставки разовой материальной помощи пострадавшим гражданам, или размер разовой материальной помощи (финансовой помощи) пострадавшим гражданам на основании судебных решений, или размер почтовых расходов, необходимых для доставки единовременной материальной помощи, финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, единовременного пособия, в случае выделения средств Приморскому краю из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в том числе на основании судебных решений. В соответствии с п. 7.4. данного положения, для обоснования выделения средств из финансового резерва для оказания разовой материальной помощи органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в департамент труда и социального развития Приморского края через его территориальные отделы помимо иных документов, списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация, по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению. Согласно п.п.7.5.3 этого же положения, формирование данного списка пострадавших граждан, в отношении придомового земельного участка осуществляется на основании: заявления о включении пострадавших граждан в список на оказание разовой материальной помощи по установленной форме; актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований, по установленной форме; документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, имеющих придомовые земельные участки, расположенных на территории муниципальных образований Приморского края, оказавшихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, на дату введения режима чрезвычайной ситуации. Как установлено в судебном заседании, Авдеюк А.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении он имеет регистрацию по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по 10.07.2023г.г. ДД.ММ.ГГГГ Авдеюк А.В. обратился с заявлением в администрацию Чугуевского муниципального района о включении его в список пострадавших граждан на оказание разовой материальной помощи в размере 10000 рублей в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории Чугуевского муниципального района, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Администрацией Чугуевского муниципального района отказано во включении истца в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация, поскольку регистрация по месту пребывания не является основанием для включения в данный список. Анализ нормативно - правовой базы, приведенной в решении и подлежащей применения к спорным правоотношениям, свидетельствует о законности и обоснованности принятого администрацией Чугуевского муниципального района решения о невозможности включения Авдеюк А.В. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, поскольку Авдеюк А.В. не имеет регистрации по месту жительства в жилом доме по адресу <адрес> лужки <адрес>, имеющем придомовой земельный участок, расположенный на территории Чугуевского муниципального образования, оказавшегося в границах зоны чрезвычайной ситуации, на дату введения режима чрезвычайной ситуации. Доводы Авдеюк А.В. и представленные им доказательства в обоснование факта постоянного проживания по адресу <адрес>, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований в силу следующего: Конституция Российской Федерации предоставляет каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантирует право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40). В соответствии с ч. 4 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Согласно положениям ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В силу ст. 2 вышеуказанного Закона местом жительства гражданина признается дом, квартира, служебное помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно - является местом его пребывания. В соответствии с п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, в том числе им может быть и жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. В соответствии с п. 12 Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их проживания, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания. Право граждан на получение разовой материальной помощи, включение в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация, связывается именно с вышеприведенным понятием места жительства, которое не просто устанавливает связь между гражданином и определенным жилым помещением, где он фактически находится, но и содержит указание на то, что фактическое проживание должно быть основано на конкретном юридическом акте - регистрации по месту жительства. Согласно паспортных данных, Авдеюк А.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес>. При установленных по делу обстоятельствах, оснований для удовлетворения всех заявленных истцом требований, не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявленных требований Авдеюк Александру Васильевичу - отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Чугуевский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ. Судья Т.В. Колесникова |