Дело № 2-407/2018 р.п. Светлый Яр
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)
Светлоярский районный суд Волгоградской области
В составе председательствующего судьи Потаповой О.В.
при секретаре Тарабановской Т.А.,
с участием истца - заместителя Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Сердюкова В.А.., представителя ответчика – администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области по доверенности ФИО1,
23 июля 2018 года в р.п. Светлый Яр, Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области об обязании выделить зоны с особым режимом,
УСТАНОВИЛ:
Истец Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области об обязании выделить зоны с особым режимом.
В обоснование своих доводов указала, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдений требований природоохранного законодательства при использовании земельных участков в границах береговых полос, прибрежных защитных полос и водоохраняемых зон водных объектов общего пользования, в ходе которой выявлены несоответствия имеющихся документов территориального планирования требованиям действующего градостроительного законодательства и водного законодательства Российской Федерации на территории Светлоярского муниципального района.
Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области определены и поставлены на кадастровый учёт границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Волга, общей протяжённостью 180 км и р. Ахтуба общей протяжённостью 101,6 км.
Река Волга проходит через границы Светлоярского городского поселения и Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района.
В ходе изучения Генеральных планов вышеуказанных поселений установлено их несоответствие требованиям действующего природоохранного законодательства.
При изучении приложений к Генеральным планам поселений Светлоярского муниципального района установлено, что в них отсутствуют выделенные зоны территории на территорий с особым режимом использования- береговые полосы водных объектов, водоохранные зоны водных объектов и прибрежные защитные полосы водных объектов, расположенных на территории поселений.
Отсутствие указаний в Генеральных планах поселений на территории зон с особым режимом использования, примыкающих к водным объектам, создаёт предпосылки ухудшения состояния законности в данной сфере, а также привести к нарушению режима общего доступа граждан к водным объектам, нарушениям режима ведения хозяйственной и иной деятельности, установленного в ст.65 ВК РФ в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов.
На основании изложенного истец просит обязать ответчика выделить зоны территорий с особым режимом использования- береговые полосы водных объектов, на Генеральных планах Светлоярского городского поселения и Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района.
Данные мероприятия выполнить в течение года со дня вступления в силу решения суда.
В судебном заседании истец – старший помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Сердюков В.А., исковые требования поддержал в полном объёме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился пояснив, что работы по устранению недостатков ведутся, примерно все будет выполнено в следующем году, в настоящее время нет возможности устранить выявленные недостатки по причине отсутствия финансов.
Третье лицо – комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в судебное заседание не явились, о дате слушания дела были извещены надлежащим образом. Представили объяснение по иску, где указали, что комитетом ранее были определены и поставлены на кадастровый учёт границы водоохранных зон и прибрежных полос р. Волга и р. Ахтуба в границах Волгоградской области. Кроме того, просят дело рассмотреть в отсутствие представителя заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие суду не представили.
Выслушав истца заместителя Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Сердюкова В.А., представителя ответчика – Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области по доверенности ФИО1, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса)предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяжённость которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяжённостью которых от истока до устья не более чем десять километров составляет пять метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Пунктом 12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ береговые полосы водных объектов общего пользования отнесены к территориям общего пользования.
В соответствии со ст.65 Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озёр, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения. Засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Статья 23 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что Генеральный план содержит карту функциональных зон поселения или городского округа. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г.№131-ФЗ» Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19(за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения),21,28,30,33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения, предусмотренных п.23 ч.1 настоящей статьи).
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 ч.1 настоящей статьи).
Законом Волгоградской области от 28 ноября 2014 г. № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области (в редакции от 28 декабря 2015 г. за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами5,6,7.1,7.2,8,11,13,13.1,15,18,19 (в части использования, охраны, защиты воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 22,24,26,31,33.1,33.2 и 38 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В связи с изложенным, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство( за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений ( п.20 ч.1 чт.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») относиться к полномочиям муниципальных районов.
В судебном заседании установлено, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдений требований природоохранного законодательства при использовании земельных участков в границах береговых полос, прибрежных защитных полос и водоохраняемых зон водных объектов общего пользования, в ходе которой выявлены несоответствия имеющихся документов территориального планирования требованиям действующего градостроительного законодательства и водного законодательства Российской Федерации на территории Светлоярского муниципального района.
Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области определены и поставлены на кадастровый учёт границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Волга, общей протяжённостью 180 км и р. Ахтуба общей протяжённостью 101,6 км.
Река Волга проходит через границы Светлоярского городского поселения и Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района.
В ходе изучения Генеральных планов вышеуказанных поселений установлено их несоответствие требованиям действующего природоохранного законодательства.
При изучении приложений к Генеральным планам поселений Светлоярского муниципального района установлено, что в них отсутствуют выделенные зоны территории на территорий с особым режимом использования - береговые полосы водных объектов, водоохранные зоны водных объектов и прибрежные защитные полосы водных объектов, расположенных на территории поселений.
Отсутствие указаний в Генеральных планах поселений на территории зон с особым режимом использования, примыкающих к водным объектам, создаёт предпосылки ухудшения состояния законности в данной сфере, а также привести к нарушению режима общего доступа граждан к водным объектам, нарушениям режима ведения хозяйственной и иной деятельности, установленного в ст.65 ВК РФ в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов.
По указанным фактам прокуратурой в адрес главы Светлоярского муниципального района было вынесено представление.
Однако реальных мер по устранению нарушений действующего законодательства принято не было.
В ответе на представление № 04-02-2018 г. от 25 апреля 2018 г. указано, что органом местного самоуправления планируется разработать в обязательном порядке генеральные планы на все территории поселений, где и будут выделены территории с особым режимом использования.
Выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Водного кодекса РФ права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие обозначенных в генеральных планах поселений границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерно занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
При этом доводы представителя ответчика, что в настоящее время невозможно исполнить заявленные требования по причине отсутствия финансирования, не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие денежных средств не освобождает сторону от исполнения закона и не является основаниям для отказе в иске.
Проведя анализ исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что ответчиком допущены нарушения требований действующего природоохранного законодательства, а именно в Генеральном плане поселений Светлоярского муниципального района отсутствуют выделенные зоны территории на территорий с особым режимом использования - береговые полосы водных объектов, водоохранные зоны водных объектов и прибрежные защитные полосы водных объектов, расположенных на территории поселений.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области об обязании выделить зоны с особым режимом подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области об обязании выделить зоны с особым режимом - удовлетворить.
Обязать Администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области выделить зоны территорий с особым режимом использования - береговые полосы водных объектов, на Генеральных планах Светлоярского городского поселения и Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района.
Указанные мероприятия выполнить в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Светлоярский районный суд Волгоградской области в течение 1 (одного) месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: О.В.Потапова
Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2018 года
Председательствующий: О.В.Потапова