ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-407/18 от 30.07.2018 Городского суда г. Дагестанских Огней (Республика Дагестан)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Дагестанские Огни 30 июля 2018 года

Городской суд г.Дагестанские Огни в составе:

председательствующего судьи Гасанбекова Г.М.,

при секретаре Велихановой Г.А.,

с участием представителя истца ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Дербенте ФИО3,

представителя ответчика - МБУ УЖКХ городского округа «город Дагестанские Огни» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Дербенте к МБУ УЖКХ администрации городского округа «город Дагестанские Огни» о признании противоправными в отношении неопределённого круга потребителей действий Муниципального бюджетного учреждения Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа «город Дагестанские Огни» по обеспечению населения города Дагестанские Огни очищенной и обеззараженной питьевой водой безопасной в эпидемическом отношении в соответствии требований санитарных норм и правил,

У С Т А Н О В И Л:

ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Дербенте обратилось в суд с иском к МБУ УЖКХ администрации городского округа «город Дагестанские Огни» о признании противоправными в отношении неопределённого круга потребителей действий Муниципального бюджетного учреждения Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа «город Дагестанские Огни» по обеспечению населения города Дагестанские Огни очищенной и обеззараженной питьевой водой безопасной в эпидемическом отношении в соответствии требований санитарных норм и правил.

В судебном заседании представитель ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Дербенте ФИО3 в обосновании исковых требований указал на то, что Администрацией городского округа «город Дагестанские Огни» и МБУ УЖКХ городского округа «город Дагестанские Огни» города Дагестанские Огни по вопросу реализации на территории города Дагестанские Огни РД ФЗ № 416 от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» и выполнения требований СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» не проводится соответствующая работа по реализации вышеуказанного федерального закона.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.2 части 1 ст.6, ст.12, п.2 ст.42 ФЗ от 07 12 2011 г N6 416-ФЗ от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с целью организации надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «город Дагестанские Огни» Постановлением Главы администрации городского округа «город Дагестанские Огни» от ДД.ММ.ГГГГ МБУ УЖКХ городского округа «<адрес>» (ИНН 0542000307, КПП 057301001, ОГРН-1160571055028) администрацией городского округа «<адрес> наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения.

На ДД.ММ.ГГГГ. на территории города Дагестанские Огни администрацией городского округа «город Дагестанские Огни» и МБУ УЖКХ городского округа «город Дагестанские Огни» не обеспечивается в полном объеме реализация комплекса мероприятий в рамках Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», направленных на обеспечение гарантийной безопасности на системах централизованного водоснабжения, и выполнения требований СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода...».

В гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения- МБУ УЖКХ городского округа «город Дагестанские Огни» отсутствуют:

санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и нормам водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения городского округа «город Дагестанские Огни» 1 водоисточник, ст.18 ч.З Федерального закона №52 ФЗ от 30.03.1999г., п.З ст.23 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

отсутствуют проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения города Дагестанские Огни 1 водоисточника (ст.18 ч.4 Федерального закона №52 ФЗ от 30.03.1999г. и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»);

разработанная Инвестиционная программа - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы холодного водоснабжения в городском округе «город Дагестанские Огни»;

откорректированная, утвержденная и согласованная с Роспотребнадзором Программа производственного контроля за качеством и безопасностью питьевой воды в городе Дербенте (ст. 25 ФЗ № 416 от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода, приложение 1, раздел 2. и.п.1.5.6: п.п.3.12«Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», утв. Пост. Прав. РФ от 06.01.2015г. № 10).

За 2017г. в городе Даг. Огни органом Роспотребнадзора - филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД в городе Дербенте» исследовано всего 363 проба водопроводной воды, из них не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» 38 пробы или 10,5%. В том числе из 115 проб по по санитарно-химическим показателям не соответствовали 10 или 10%, из 189 проб по микробиологическим показателям не соответствовали 10 или 8,7%, из них в рамках социально-гигиенического мониторинга исследовано всего 61 проба водопроводной воды (сан. Бак.-Зб, сан.хим. -25) из них не соответствующих требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» не было.

За 5 месяцев 2018 года в городе Даг. Огни исследованы 51 проба водопроводной воды, из них не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» 9 пробы или 17,7%. В том числе из 31 пробы по по санитарно-химическим показателям не соответствовали 9 или 29%, из 20 проб по микробиологическим показателям не соответствующих не было, из них в рамках социально-гигиенического мониторинга исследовано всего 12 проб водопроводной воды (санитарно-химическим показателям-7, микробиологическим показателям-5) из них не соответствующих требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» не было.

Просит признать противоправными, в отношении неопределённого круга потребителей, действия Муниципального бюджетного учреждения Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа «город Дагестанские Огни» по обеспечению населения города Дагестанские Огни очищенной и обеззараженной питьевой водой безопасной в эпидемическом отношении в соответствии требований санитарных норм и правил.

Представитель Муниципального бюджетного учреждения Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа «город Дагестанские Огни» ФИО4 в судебном заседании пояснил, что ответчиком принимаются меры по устранению указанных в исковом заявлении нарушений, просил суд, при вынесении решения, учесть то обстоятельство, что они официально обратились в Администрацию городского округа «город Дагестанские Огни» для корректировки схемы водоснабжении и в данный момент документы находятся в разработке.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, считает требования истца обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Из искового заявления следует, что Администрацией городского округа «город Дагестанские Огни» и МБУ УЖКХ городского округа «город Дагестанские Огни» города Дагестанские Огни по вопросу реализации на территории города Дагестанские Огни Республики Дагестан в соответствии с Федеральным законом № 416 от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» и выполнения требований СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода, Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, Контроль качества, Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» не проводится работа в соответствии с положениями выше приведенного федерального законодательства.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.2 части 1 ст.6, ст.12, п.2 ст.42 ФЗ от 07 12 2011 г N6 416-ФЗ от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с целью организации надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «город Дагестанские Огни» Постановлением Главы администрации городского округа «город Дагестанские Огни» от ДД.ММ.ГГГГ. МБУ УЖКХ городского округа «город Дагестанские Огни» () администрацией городского округа «<адрес> наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения.

На 31.05.2018г. на территории города Дагестанские Огни администрацией городского округа «город Дагестанские Огни» и МБУ УЖКХ городского округа «город Дагестанские Огни» не обеспечивается в полном объеме реализация комплекса мероприятий в рамках Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», направленных на обеспечение гарантийной безопасности на системах централизованного водоснабжения, и выполнения требований СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода...».

В гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения- МБУ УЖКХ городского округа «город Дагестанские Огни» отсутствуют:

санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и нормам водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения городского округа «город Дагестанские Огни» 1 водоисточник, ст.18 ч.З Федерального закона №52 ФЗ от 30.03.1999г., п.3 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения города Дагестанские Огни 1 водоисточника (ст.18 ч.4 Федерального закона №52 ФЗ от 30.03.1999г. и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»);

разработанная Инвестиционная программа - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы холодного водоснабжения в городском округе «город Дагестанские Огни»;

откорректированная, утвержденная и согласованная с Роспотребнадзором Программа производственного контроля за качеством и безопасностью питьевой воды в городе Дербенте (ст. 25 ФЗ № 416 от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода, приложение 1, раздел 2. и.п.1.5.6: п.п.3.12«Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», утв. Пост. Прав. РФ от 06.01.2015г. № 10).

ДД.ММ.ГГГГ. в городе Дагестанские Огни органом Роспотребнадзора - филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД в городе Дербенте» исследованы 363 пробы водопроводной воды, из них не соответствовали требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» 38 пробы или 10,5%. В том числе из 115 проб по санитарно-химическим показателям не соответствовали 10 или 10%, из 189 проб по микробиологическим показателям не соответствовали 10 или 8,7%, из них в рамках социально-гигиенического мониторинга исследована 61 проба водопроводной воды (сан. Бак.-Зб, сан.хим. -25) из них не соответствующих требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» не было.

За 5 месяцев 2018 года в городе Дагестанские Огни исследованы 51 проба водопроводной воды, из них не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» 9 пробы или 17,7%. В том числе из 31 пробы по санитарно-химическим показателям не соответствовали 9 или 29%.

Согласно ст.38 ФЗ № 416 от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении»: развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов;

схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения;

схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.

Согласно ст. 40 ФЗ № 416 от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении»: основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления;

инвестиционная программа утверждается органом местного самоуправления.

Согласно ст. 25. производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение.

Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно ст. 23 организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

В соответствии «Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ (производственных программ) организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» раздел 5 п.37, п.39), утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2017г. № 641 План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями разрабатывается и согласовывается регулируемой организацией с территориальным органом Роспотребнадзора.

В соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» п. 3.1 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии со ст.7 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В судебном заседании представитель ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Дербенте Гамзаев Б.И. представил суду протоколы лабораторных исследований из которых следует, что при микробиологическом исследовании питьевой воды – центрального водоснабжение общее микробное число превышено, т.е. не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01«Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Судом в ходе судебного заседания обязал ответчика представить суду доказательства обосновывающие возражения.

Представителем ответчика исчерпывающих доказательств суду не представлено, в обосновании возражений представлен договор возмездного оказания услуг №482 от 12 мая 2017 года срок действия которого истек, представлены публикации в средствах массовой информации в которых не отражены сведения о качестве поставляемой потребителям воды.

Представленные истцом в обосновании требований выше приведенные протокола об исследовании проб, а так же отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на источник водоснабжения о соответствии санитарным правилам и нормам на использование водных объектов для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения дают основания суду прийти к выводу об обоснованности части требований истца.

Суд, соответствии со ст.67 ГПК РФ, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле совокупности доказательств, так же принимая во внимание то, что оказываемая ответчиком услуга имеет непосредственное отношение к безопасности жизни и здоровью неопределенного круга потребителей граждан, находит исковые требования удовлетворить частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Дербенте удовлетворить частично.

Признать действия гарантирующей организации - МБУ УЖКХ городского округа «город Дагестанские Огни» в части ненадлежащего исполнения ФЗ № 416 от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» и оказания услуг холодного водоснабжения жителям города Дагестанские Огни, противоправными.

Обязать МБУ УЖКХ городского округа «город Дагестанские Огни»:

откорректировать «Программу производственного контроля за качеством питьевой воды» в городе Дагестанские Огни, согласовать с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в городе Дербент и утвердить Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды;

обеспечить население города Дагестанские Огни водопроводной водой соответствующей требованиям СанПиН 2.1,4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» и ст.23 ФЗ № 416 от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении»;

пересмотреть количество водоисточников и водопроводов, не включенных в схему водоснабжения городского округа, в том числе являющихся бесхозяйными и обеспечить включение в границы эксплуатационной ответственности гарантирующей организации, взятие на баланс и осуществление их эксплуатации;

получить санитарно-эпидемиологические заключения на источник водоснабжения о соответствии санитарным правилам и нормам на использование водных объектов для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и по проекту организации зоны санитарной охраны на водоисточник;

обеспечить осуществление производственного лабораторного контроля, за показателями безопасности и безвредности, подаваемой населению воды на питьевые и хозяйственно-бытовые цели на базе лаборатории аккредитованной в системе Росакредитации в объёмах и номенклатуре предусмотренное утверждённой рабочей программой по осуществлению производственного лабораторного контроля;

запретить МБУ УЖКХ городского округа «город Дагестанские Огни» в осуществления производственного лабораторного контроля, за
показателями безопасности, подаваемой населению воды на питьевые и хозяйственно- бытовые цели на базе ведомственной лаборатории до получения лицензии на осуществление деятельности с микроорганизмами III-IY группы патогенности и проведения аккредитации в системе Росакредитации;

разместить в средствах массовой информации, и на официальном сайте
гарантирующей организации МБУ УЖКХ городского округа «город Дагестанские Огни», в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжениия на территории городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов;

обеспечить бесперебойную подачу воды на питьевые и хозяйственно-бытовые цели (максимальные сроки перебоя подачи воды не более 8 часов в месяц) в соответствии положению о представлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011 года;

информировать органы Роспотребнадзора о факте несоответствия качества холодной воды, установленным требованиям в соответствии с п.22 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 января 2015г. №10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», п.2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

Обязать МБУ УЖКХ городского округа «город Дагестанские Огни» месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, через средства массовой информации, довести до сведения потребителей, настоящее решение суда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

ФИО1 ГАСАНБЕКОВ Г.М.