ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-407/2016 от 28.09.2016 Ермаковского районного суда (Красноярский край)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2016 года с.Ермаковское

Красноярского края

Ермаковский районный суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Хасаншиной А.Н.,

с участием помощника прокурора Ермаковского района Красноярского края Порядиной А.А.

при секретаре Макаровой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ермаковского района Красноярского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ООО «Красноярсктурист» об освобождении земельного участка, ликвидации зданий (сооружений),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ермаковского района Красноярского края Степанов С.А. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, в котором просит обязать ООО «Красноярсктурист» освободить занятый земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , находящийся в <адрес>»; обязать ООО «Красноярсктурист» ликвидировать здания (сооружения) на указанном земельном участке и привести указанный земельный участок в пригодное для использования состояние; запретить ООО «Красноярсктурист» осуществлять хозяйственную и иную деятельность за данном земельном участке, эксплуатировать возведенные на нем здания (сооружения).

Требования мотивированы тем, что на основании поступившего обращения КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки» о нарушении земельного законодательства в виде самовольного занятия земельного участка, прокуратурой Ермаковского района Красноярского края проведена проверка, в ходе которой установлено, что в <адрес>, расположены постройки туристической базы отдыха приют <данные изъяты> принадлежащие ООО «Красноярсктурист», осуществляющему деятельность по предоставлению туристических услуг на указанной территории, используя земельный участок, занятого строениями, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес> части земельного участка с кадастровым номером на территории природного парка. На территории земельного участка размещены самовольные строения: два дома, предназначенных для размещения туристов, хозяйственная постройка для размещения горюче смазочных материалов (генераторская), навес с пиломатериалом, 2 летних беседки, одна с крышей от дождя, металлический контейнер для складирования угля и твердых бытовых отходов, деревянный туалет, деревянный настил для прохода от здания к зданию и постройкам. Кроме того, осуществляется строительство бани, возле которой находится пиломатериал, отходы от строительства (опилки, доски, строительный мусор). Занимаемый ответчиком земельный участок расположен в границах особо охраняемой территории, находящейся в государственной собственности, однако используется ответчиком без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, без согласований по его использованию.

В судебном заседании помощник прокурора Ермаковского района Красноярского края Порядина А.А. исковые требования с учетом уточнений поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ООО «Красноярсктурист» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представлено.

В ранее представленном отзыве на исковое заявление представитель ФИО1 исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения ссылаясь на то, что Общество занимает спорный земельный участок на законном основании – право на приют <данные изъяты> (далее Объект), Общество получило в результате правопреемства от Красноярского краевого совета по туризму и экскурсиям, о чем свидетельствуют акты приёма- передачи имущества и обязательств при образовании, где указан Объект для организации конного маршрута. Приют <данные изъяты> построен и введен в эксплуатацию в 1980 году Красноярским краевым советом по туризму и экскурсиям, на земельном участке предоставленном в установленном законом порядке, площадь застройки приюта составила <данные изъяты> кв.м. Вопросы использования спорного земельного участка и Объекта в рекреационных целях согласованы в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Ермаковского района Красноярского края ФИО2 (полномочия подтверждены) исковые требования прокурора поддержала, суду пояснила, что земельный участок на котором размещен Приют <данные изъяты> согласован для строительства и создания Федерального тренировочного цента, в связи с чем каких –либо договоров с ООО «Красноярсктурист», позволяющих Обществу законно пользоваться спорным земельным участком Администрация не заключала, согласований о предоставлении в пользование не заключала, о чем письменно уведомила Общество письмом от 01.07.2015г.

В судебное заседания представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представитель ФИО3 (полномочия подтверждены) просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие, о чем представил письменные заявления.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представитель ФИО4 (полномочия подтверждены) в направленном отзыве просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, указал, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме, ссылаясь на то, что Приют <данные изъяты> расположен в особо охраняемой природной зоне, в связи с чем размещение Объектов на данной территории должно осуществляться в соответствии со схемой территориального планирования природного парка <данные изъяты>, тогда как размещение построек ООО «Красноярсктурист» не предусмотрено схемой территориального планирования. Кроме того, согласование предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения Министерством, органом уполномоченным принимать такое решение, не выдавалось.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГУП «Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Учитывая мнения истца, не возражающего рассмотреть дело в отсутствие ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, с согласия истца, в порядке заочного производства по правилам Главы 22 ГПК РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ст.264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Согласно ч.2 ст.214 ГК РФ, ч.1 ст. 16 ЗК РФ, земля не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно ч.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные гл. III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ч.1 ст. 26 ЗК РФ).

В соответствии с ч.1, 2 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Согласно ч.3 ст.95 ЗК РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствие со ст.1, 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения или иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земля, недра, почвы, лесная и иная растительность.

На основании ч.5 ст.21 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с природными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов.

В соответствии со ст.6 Закона Красноярского края от 28.09.1995 № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае», предоставление природных ресурсов в пользование на особо охраняемых природных территориях краевого значения юридическим и физическим лицам осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Законом, а также гражданским, земельным, водным, лесным и иным законодательством Российской Федерации.

Предоставление особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях в пользование осуществляется в соответствии с действующим законодательством по согласованию с органом исполнительной власти края, осуществляющим нормативное правовое регулирование и функции по разработке государственной политики в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения.

Порядок согласования предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 14.09.2000 № 477-п.

В соответствии с п.6.2 Постановления Совета администрации Красноярского края от 04.04.2005 N 107-п ведение хозяйственной деятельности на территории Природного парка осуществляется в соответствии с установленным режимом.

Согласно п.6.1.4 Постановления Совета администрации Красноярского края от 04.04.2005 N 107-п на территории хозяйственной зоны разрешается строительство, реконструкция и эксплуатация физкультурно-оздоровительных, спортивных, спортивно-технических сооружений, рекреационных объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также объектов, необходимых для осуществления охраны и государственного контроля на территории Природного парка и выполнения иных задач Природного парка. Размещение указанных объектов осуществляется с учетом положений схемы территориального планирования Природного парка.

Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании п.3.49.1 Положения о министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 № 12-п, согласование предоставления особо охраняемых природных территорий краевого значения, за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов, или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях в пользование, осуществляет Министерство.

В соответствии с постановлением Совета администрации Красноярского края от 04.04.2005 № 107-и «Об образовании особо охраняемой природной территории - природного парка краевого значения «Ергаки», на территории хозяйственной зоны разрешается строительство, реконструкция и эксплуатация физкультурно-оздоровительных, спортивных, спортивно-технических сооружений, рекреационных объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также объектов, необходимых для осуществления охраны и государственного контроля на территории Природного парка и выполнения иных задач Природного парка. Размещение указанных объектов осуществляется с учетом положений схемы территориального планирования Природного парка. Ведение хозяйственной деятельности на территории Природного парка осуществляется в соответствии с установленным режимом. С Дирекцией природного парка согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков, а также проекты развития населенных пунктов.

Постановлением Правительства Красноярского края от 14.03.2009 № 477-п «О Порядке согласования предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях» установлен порядок согласования предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях.

Согласно п.6.1.3. Положению об особо охраняемой природной территории краевого значения - природном парке «Ергаки», утвержденном Постановлением Совета администрации Красноярского края от 04.04.2005 N 107-п "Об образовании особо охраняемой природной территории - природного парка краевого значения «Ергаки» на территории хозяйственной зоны запрещается: строительство объектов инфраструктуры для оказания рекреационных услуг без согласования с Дирекцией природного парка. Также согласно п.6.3. выше указанного Положения: установленный режим Природного парка обязаны соблюдать все без исключения физические и юридические лица, пользователи, владельцы и собственники земельных участков.

Согласно ч.1 ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

В соответствии с ч.2 ст.60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения: действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч.2 ст.62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Нарушение интересов Российской Федерации влечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц проживающих на территории государства.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь соблюдением природоохранного законодательства.

На основании ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что на основании поступившего обращения КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки» о нарушении земельного законодательства в виде самовольного занятия земельного участка, прокуратурой Ермаковского района Красноярского края 26 июня 2016 года проведена проверка, в ходе которой установлено, что в урочище <адрес> на территории природного парка <данные изъяты> в хозяйственной зоне, в районе <адрес>, расположены постройки туристической базы отдыха приют «<данные изъяты>, принадлежащие ООО «Красноярсктурист», осуществляющему деятельность по предоставлению туристических услуг на указанной территории, используя земельный участок, занятого строениями, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес> части земельного участка с кадастровым номером на территории природного парка. На территории земельного участка размещены самовольные строения: два дома, предназначенных для размещения туристов, хозяйственная постройка для размещения горюче смазочных материалов (генераторская), навес с пиломатериалом, 2 летних беседки, одна с крышей от дождя, металлический контейнер для складирования угля и твердых бытовых отходов, деревянный туалет, деревянный настил для прохода от здания к зданию и постройкам. Кроме того, осуществляется строительство бани, возле которой находится пиломатериал, отходы от строительства (опилки, доски, строительный мусор).

Земельный участок с кадастровым номером является условным участком, входящим в состав земельного участка с кадастровым номером , представляющего собой – «единое землепользование», в состав которого входят три условных участка с кадастровыми номерами: , ,

Из земельного участка с кадастровым номером в результате раздела образованы семь земельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером: , который поставлен на государственный кадастровый учет 28.10.2015г.

Согласно кадастрового плана территории от 22.07.2016г. кадастрового квартала , земельный участок с кадастровым номером (<адрес>), расположен в границах особо охраняемой территории и объектов для строительства и создания федерального тренировочного центра в среднегорье в <данные изъяты>

Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, земельный участок с кадастровым номером образован из части условного участка с кадастровым номером

Занимаемый ответчиком земельный участок расположен в границах особо охраняемой территории - КГБУ «Дирекция природного парка <данные изъяты>», образованного в соответствии с постановлением Совета администрации Красноярского края от 04.04.2005 № 107-п «Об образовании особо охраняемой природной территории - природного парка краевого значения «<данные изъяты>

Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.08.2016г., земельный участок с кадастровым номером предоставлен в аренду ФГУП «Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта» сроком с 14.12.2015г. по 14.12.2025 г. по договору аренды от 28.10.2015г. .

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы ответчика, о том, что спорный земельный участок занят Обществом на законных основаниях, поскольку право на приют <данные изъяты> Общество получило в результате правопреемства от Красноярского краевого совета по туризму и экскурсиям, приют построен и введен в эксплуатацию в 1980 году Красноярским краевым советом по туризму и экскурсиям, вопросы использования спорного земельного участка и Объекта в рекреационных целях согласованы в установленном законом порядке, не состоятельны, исходя из того, что допустимых и достоверных доказательств стороной ответчика не представлено.

Исходя из изложенного, занимаемый ответчиком земельный участок расположен в границах особо охраняемой территории, находящейся в государственной собственности, однако используется ответчиком без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, без согласований по его использованию.

На основании изложенного, руководствуясь гл.22, статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ермаковского района Красноярского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ООО «Красноярсктурист» об освобождении земельного участка, ликвидации зданий (сооружений), удовлетворить.

Обязать ООО «Красноярсктурист» освободить занятый земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , находящийся в районе метеостанции <данные изъяты> с южной стороны от границ земельного участка с кадастровым номером в урочище <адрес> на территории природного парка краевого значения <данные изъяты>

Обязать ООО «Красноярсктурист» ликвидировать здания (сооружения) на указанном земельном участке и привести указанный земельный участок в пригодное для использования состояние.

Запретить ООО «Красноярсктурист» осуществлять хозяйственную и иную деятельность за данном земельном участке, эксплуатировать возведенные на нем здания (сооружения).

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения суда.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы в Ермаковский районный суд Красноярского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий А.Н.Хасаншина