ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-408 от 06.05.2011 Тулунского городского суда (Иркутская область)

                                                                                    Тулунский городской суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Тулунский городской суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

06 мая 2011 года Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Захарченко Е.Г., с участием представителя заявителя помощника Тулунского межрайонного прокурора Кравченко Е.В., представителя Думы Азейского сельского поселения ФИО1, по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-408 (2011г.) по заявлению Тулунского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Думе Азейского сельского поселения о признании нормативного правового акта в части противоречащим закону

У С Т А Н О В И Л

Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к Думе Азейского сельского поселения, указав в обоснование, что решением Думы Азейского муниципального образования от 25.12.2007 № 71/1 утверждено «Положение о бюджетном процессе в Азейском муниципальном образовании» (далее по тексту Положение). Данное Положение опубликовано в газете «Азейский вестник» № 12 от 30.12.2007г. Отдельные нормы указанного Положения противоречат действующему федеральному законодательству.

Так, абзацем 14 ст. 3 Положения к полномочиям Думы Азейского муниципального образования отнесено утверждение долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета поселения, и отчетов об их исполнении. Абзацем 7 статьи 5 Положения к полномочиям главы администрации отнесено внесение на рассмотрение и утверждение Думы Азейского муниципального образования проектов долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета поселения и отчетов об их исполнении. Данные нормы противоречат требованиям ч.1 ст.179 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), в соответствии с которой долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Статьями 6 Положения определены бюджетные полномочия администрации Тулунского муниципального района, статьей 7 - бюджетные полномочия Финансового управления администрации Тулунского муниципального района, статьей 8 - бюджетные полномочия контрольно - счетной палаты МО «Тулунский район», ст. 9 бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, ст. 10 - «Главный администратор доходов бюджета», ст. 12 - «Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств». Данные нормы разработаны и утверждены применительно к муниципальному образованию «Тулунский район». В силу ч. 3 ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Таким образом, ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четко определяет полномочия органов местного самоуправления (представительного органа, органа финансового контроля) и не допускает передачу исключительных полномочий Думы. По вышеуказанным основаниям противоречит действующему законодательству и статьи 23 Положения (в части проведения экспертизы проекта решения о бюджете контрольно - счетной палатой МО «Тулунский район», ст. 37 Положения «Финансовый контроль, осуществляемый контрольно - счетной палатой МО «Тулунский район». В соответствии со ст. 15 Положения составление проекта бюджета основывается на: бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально - экономического развития поселения на очередной финансовый год и плановый период, основных направлениях бюджетной и налоговой политики Азейского муниципального образования, сводном реестре расходных обязательств Азейского муниципального образования, среднесрочном финансовом плане Азейского муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период. Вместе с тем, ч. 2 ст. 172 БК РФ установлено, что составление проекта бюджета основывается на: бюджетном послании Президента Российской Федерации, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории, основных направлениях бюджетной и налоговой политики. 08.05.2010г. был принят федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципальных учреждений» (далее по тексту ФЗ № 83-ФЗ). Указанным ФЗ были внесены в том числе изменения и дополнения в БК РФ. В связи с указанными изменениями отдельные нормы Положения пришли в противоречие с действующим федеральным законодательством. Статья 31 «Бюджетная смета» Положения в связи с принятием ФЗ № 83-ФЗ полностью подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством. Так частью 1 ст. 29 Положения установлено, что бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством Финансов Российской Федерации. БК РФ (ч. 1 ст. 221 БК РФ в редакции ФЗ № 83-ФЗ) установлено, что бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Частью 2 ст. 31 Положения установлено, что утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения. В бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения. Частью 2 ст. 221 БК РФ (в редакции ФЗ № 83-ФЗ) установлено, что утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения. Частью 3 ст. 31 Положения установлено, что показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы бюджетного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Абзацем 3 ч. 2 ст. 221 БК РФ (в редакции ФЗ № 83-ФЗ) установлено, что показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Абзацем 10 ч. 1 ст. 22 Положения предусмотрено, что глава администрации Азейского муниципального образования не позднее 15 ноября текущего года вносит на рассмотрение Думы Азейского муниципального образования проект решения о бюджете одновременно со следующими документами и материалами в том числе проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год. Однако, ФЗ № 314-ФЗ от 17.12.2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» данное требование утратило силу с 01.01.2010г. В силу ст. 12 Конституции РФ, ст. 1 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения. Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Таким образом, Положение о бюджетном процессе в Азейском муниципальном образовании в действующей редакции нарушает интересы Российской Федерации, гарантировавшей и заинтересованной в неукоснительном соблюдении федерального законодательства органами местного самоуправления. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации. Согласно ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам субъектов РФ. Статьей 77 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные ФЗ законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 245, 251 ГПК РФ, ст.ст. 22, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд признать абзац 14 ст. 3, абзац 7 ст. 5, абзац 1 ст. 8, статью 6, статью 7, статью 8, статью 9, статью 10, статью 12, абзац 5 ст. 15, абзац 6 ст. 15, абзац 10 ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 31, ч. 2 ст. 31, ч. 3 ст. 31, ст. 37 Положения о бюджетном процессе в Азейском муниципальном образовании, утвержденным решением Думы Азейского муниципального образования № 71/1 от 25.12.2007г. противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия.

В судебном заседании помощник Тулунского межрайонного прокурора Кравченко Е.В. в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора и принятием Думой Азейского сельского поселения решения № 7 от 21.04.2011 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Азейском муниципальном образовании», которым оспариваемое решение Думы от 25.12.2007 № 71/1 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Азейском муниципальном образовании» признано утратившим силу, в связи с чем, устранены нарушения прав Российской Федерации, просила суд производство по настоящему делу прекратить в связи с отказом от иска, последствия принятия отказа от заявленных требований в силу ст. 221 ГПК РФ, разъяснены и понятны, о чем суду представлено заявление.

Представитель Думы Азейского сельского поселения ФИО1, действующий на основании доверенности, суду пояснил, что допущенные нарушения, изложенные в заявлении прокурора, Думой Азейского сельского поселения устранены, о чем суду представлены соответствующие доказательства.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

В силу ч. 4 ст. 251 ГПК РФ заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

Согласно ст. 252 ч. 3 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.

В силу требований ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В обоснование заявленных требований прокурором суду представлены следующие доказательства: решение Думы Азейского муниципального образования от 25.12.2007 № 71/1, л.д. 7; Положение о бюджетном процессе в Азейском МО, л.д. 7-16.

В судебное заседание представителем Думы Азейского сельского поселения суду представлено свидетельство серии *** № *** от ....... о государственной регистрации юридического лица Думы Азейского сельского поселения, решение № 7/2 от 07.07.2009 «О внесении изменений и дополнений в Устав Азейского муниципального образования», устав Азейского муниципального образования, утвержденный решением Думы Азейского сельского поселения 07.07.2009 № 7/2, решение Думы Азейского сельского поселения № 13 от 05.07.2010 «О внесении изменений и дополнений в устав Азейского муниципального образования, решение Думы Азейского сельского поселения от 21.04.2011 № 7 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Азейском муниципальном образовании в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством положений, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления Азейского МО по составлению и рассмотрению проекта бюджета Азейского МО и т.д. 2. Решение Думы Азейского муниципального образования от 25.12.2007 № 71/1 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Азейском МО, от 29.05.2009 № 7 «О внесении изменений и дополнений в Положение о бюджетном процессе в Азейском МО, утвержденное решение Думы Азейского сельского поселения от 25.12.2007 № 71/1», считать утратившими силу. 3. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования.

Суд, дав анализ всем представленным по делу сторонами доказательствам, находит требования иска прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом в силу требований ст. 252 ч. 3 ГПК РФ производство по делу не может быть прекращено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 251, 252, 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования Тулунского межрайонного прокурора - удовлетворить.

Признать абзац 14 статьи 3, абзац 7 статьи 5, абзац 1 статьи 8, статью 6, статью 7, статью 8, статью 9, статью 10, статью 12, абзац 5 статьи 15, абзац 6 статьи 15, абзац 10 часть 1 статьи 22, часть 1 статьи 23, часть 2 статьи 23, часть 1 статьи 31, часть 2 статьи 31, часть 3 статьи 31, статью 37 Положения о бюджетном процессе в Азейском муниципальном образовании, утвержденным решением Думы Азейского муниципального образования №71/1 от 25.12.2007г. и № 7 от 29.05.2009г., противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тулунский городской суд.

Судья: Н.А.Рыжова