ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-408 от 14.02.2011 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

                                                                                    Фрунзенский районный суд г. Владивостока                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Фрунзенский районный суд г. Владивостока — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-408/11

Мотивированное решение

изготовлено 14.02.2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владивосток 09 февраля 2011 г.

Судья Фрунзенского районного суда г. Владивостока Ольховский С.С. при секретаре Мурадхановой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению внутренней политики Приморского края об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с заявлением об оспаривании действий Управления внутренней политики Приморского края. В заявлении указали, что 03 декабря 2010 г. они обратились в Администрацию Приморского края с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга 18.12.2010 г. с 12-00 до 14-00 часов на центральной площади у памятника "Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке".

06 декабря 2010 г получен ответ от Управления внутренней политики Приморского края с предложением изменить место проведения митинга 18 декабря 2010 г. с 12:00 ч. до 14:00 ч. с центральной площади у памятника «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке» на привокзальную площадь у памятника В.И. Ленину. В ответе разъяснялось, что в случае нарушения установленного порядка согласования и проведения публичного мероприятия виновные будут привлечены к административной ответственности.

Данный ответ считают незаконным, необоснованным и нарушающим их права, а так же противоречащим Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международному пакту о гражданских и политических правах и Федеральному закону "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Просят признать действия Управления внутренней политики Приморского края незаконными.

В судебном заседании ФИО2 требования изложенные в заявлении продержала, просила заявление удовлетворить и признать действия Управления внутренней политики Приморского края в отказе в проведении митинга в запланированном месте незаконными. Дала пояснения по обстоятельствам, изложенным в заявлении.

ФИО1 и ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель Управления внутренней политики Приморского края требования заявления не поддержал, просил в удовлетворении заявления отказать, суду пояснил, что с 27.12.2010 года на площади Борцов Революции велись строительно-монтажные работы в связи с подготовкой к новогодним мероприятиям. В целях обеспечения безопасности во время проведения строительно-монтажных работ, заявителям было предложено изменить место проведения митинга на Привокзальную площадь у памятника В.И. Ленину.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Гарантированное Конституцией Российской Федерации (ее статьей 31) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан против Турции"). При этом государства должны воздерживаться от применения необоснованных косвенных ограничений этого права; должны иметься убедительные и неопровержимые доводы, оправдывающие вмешательство в это право (Постановления от 20 октября 2005 года по делу "Уранио Токсо и другие против Греции" и от 31 марта 2005 года по делу "Адалы против Турции").

Из материалов гражданского дела следует, что 03 декабря 2010 г. заявители обратились в Администрацию Приморского края с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга 18.12.2010 г. с 12-00 до 14-00 часов на площади Борцов Революции. Проведение митинга заявителям было рекомендовано провести на Привокзальной площади у памятника В.И. Ленину.

Согласно ответу администрации г. Владивостока, в соответствии с постановлением администрации города Владивостока от 10.11.2010 № 1353 «Об утверждении Плана мероприятий по подготовке и проведению в городе Владивостоке празднования Нового 2011 года» на площади Борцов Революции с 27 ноября 2010 года ведутся строительно-монтажные работы по подготовке площади к проведению праздничных новогодних мероприятий. Установка каркаса новогодней елки с последующим ее оформлением ведется с использованием крановых установок и другой спецтехники. Также на площади в целях ускорения работ по уборке снега в центральной части города, временно размещена снегоплавильная установка с подключением к ливневой системе, к которой осуществляется постоянный подвоз автосамосвалами собранного с улиц снега.

В целях обеспечения надлежащей безопасности и недопущения чрезвычайных происшествий во время проведения строительно-монтажных работ по оформлению площади и обеспечения работы снегоплавильной установки, было рекомендовано не проводить на площади мероприятия, связанные с пребыванием людей, а провести запланированное заявителями мероприятия в то же время, но на Привокзальной площади у памятника им. В.И. Ленину. Площадка перед памятником позволяла провести публичное мероприятие в рамках заявленной численности участников.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера. Цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года N 2-П и от 18 февраля 2000 года N 3-П).

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснено, что Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" от 30 марта 1998 N 54-ФЗ). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

По мнению суда, предложение Администрации Приморского края о проведении митинга с целью выразить протест против перехода Приморского края в часовой пояс «МСК + 6», а также против антисоциальной политики федеральных и краевых властей, в поддержку программы КПРФ, позволяло реализовать цели митинга в предложенном месте.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворении заявления, поскольку заявителями не приведено доводов того, что цели планируемого митинга не могли быть достигнуты при его проведении на Привокзальной площади у памятника В.И. Ленину.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению внутренней политики Приморского края об оспаривании действий, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья С.С. Ольховский