ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4080/16 от 12.09.2016 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2016г. Октябрьский районный суд г.Самары в составе судьи Орловой Т.А., при секретаре Литвиновой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4080/16 по иску ЧВВ к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании права,

Установил:

ЧВВ обратился с иском к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании права, указав, что дата им после прохождения обучения в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования *** (Институт) был получен диплом №... по квалификации *** по специальности «***», специализация- ***.

На основании диплома, Федеральная авиационная служба России дата. выдала ему свидетельство пилота коммерческой авиации - серия ***№... и талон нарушений №....

Однако в результате переезда на новое место жительства в дата. им было утрачено свидетельство пилота коммерческой авиации серии ***№....

Кроме того, орган, выдавший ему свидетельство - Федеральная авиационная служба России прекратила свое существование, а в настоящее время действует Федеральное агентство воздушного транспорта (***).

Более того, в связи с семейными обстоятельствами по окончании учебного заведения по профессии он не работал, однако летную практику не прекращал. После изменения семейных обстоятельств он решил трудоустроиться в авиакомпанию по профессии.

В настоящее время у него сохранился лишь подлинник талона нарушений №... выданного вместе со свидетельством и архивные документы *** (Институт) подтверждающие законность выдачи свидетельства пилота коммерческой авиации.

С целью восстановления свидетельства пилота коммерческой авиации он в дата. обратился в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). В ответе от дата. исх. №... на его обращение Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) сообщило, что данные о выданном ему дата. свидетельстве коммерческого пилота серии ***№... отсутствуют в едином реестре свидетельств авиационного персонала и предложило дополнительно представить документы на основании которых ему было выдано свидетельство.

В связи с отсутствием в авиационном учебном центре самолета ***, на котором он проходил обучение по программе коммерческого пилота, он был вынужден пройти обучение на летную эксплуатацию самолета ***, а затем на данном типе самолета прошел проверку профессиональных навыков кандидата на получение свидетельства пилота коммерческой авиации.

После выполнения рекомендаций Росавиации от дата. он в течение дата. неоднократно обращался в Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта «***» с заявлением о восстановлении свидетельства пилота коммерческой авиации.

Однако ответчик по различным надуманным основаниям отказывал ему в восстановлении свидетельства пилота коммерческой авиации.

Приволжская транспортная прокуратура в письме №... сообщила начальнику Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта «***» ШВН о том, что доводы о незаконной выдаче МКК ФГБОУ ВПО «***» ЧВВ и МПА свидетельств пилота коммерческой авиации признаны обоснованными.

Вследствие того, что Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта не признает его диплом, данное обстоятельство не позволяет ему восстановить свидетельство пилота коммерческой авиации или сделает восстановление свидетельства пилота коммерческой авиации затруднительным, т.к. документы, предоставляемые им для оформления свидетельства, имеют свои сроки действия. Обучение по вновь получаемым документам платное и оплачивать приходится самостоятельно.

Считает, что вследствие отсутствия в едином реестре свидетельств авиационного персонала сведений о выдаче ему свидетельства коммерческого пилота и не признания ответчиком диплома, полученного им в ФГБОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» нарушает его права на работу по специальности и делает восстановление его прав затруднительным, а восстановление свидетельства пилота коммерческой авиации невозможным.

Просит признать за ЧВВ, дата. рождения, право на полу чение свидетельства пилота коммерческой авиации.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, просил признать за ЧВВ, дата. рождения, право на получение свидетельства пилота коммерческой авиации на основании диплома выданного дата. Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования ******№... по квалификации инженер по специальности «***», специализация- летная эксплу атация воздушных судов, взамен свидетельства пилота коммерческой авиации - серия ***№..., выданного дата. Федеральной авиационной службой России, срок действия которого истек дата., при представлении иных документов установленных Постановлением Правительства РФ от дата. №....

В судебном заседании истец и его представитель ЛЕА поддержали заявленные требования.

В судебном заседании представители ответчика ШВН и ПЛС, действующие на основании доверенности, заявленные требования не признали, в удовлетворении просили отказать.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от дата№... утверждены «Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации"

Истец утверждает, что по семейным обстоятельствам утратил свидетельство пилота коммерческой авиации.

Порядок выдачи свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации установлен разделом III указанных выше Правил. Так, согласно п. 8 Правил для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства. Достоверность данных в заявлении на выдачу свидетельства и прилагаемых документах, предусмотренных пунктом 9 Правил, обеспечивается лицом, заверяющим (подписывающим) представленные документы. Указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах. В соответствии с п. 17. Правил в случае неполноты представленных документов, несоответствия представленных документов требованиям настоящих Правил, при наличии в представленных документах недостоверных сведений или сведений, указывающих на несоответствие кандидата на получение свидетельства требованиям федеральных авиационных правил, орган по выдаче свидетельств направляет (выдает) заявителю мотивированный отказ в выдаче свидетельства с указанием причины отказа

В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от дата№... "Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации" для получения свидетельства взамен утраченного или пришедшего в негодность кандидат на получение свидетельства направляет в орган по выдаче свидетельств заявление о замене свидетельства.

В заявлении о замене свидетельства указываются следующие данные:

фамилия, имя, отчество (при наличии) и дата рождения кандидата на получение свидетельства;

номер и дата выдачи утраченного свидетельства, а также наименование органа, выдавшего свидетельство (при наличии указанных данных);

телефон кандидата на получение свидетельства и при направлении свидетельства по почте - почтовый адрес для направления свидетельства.

Со дня подачи заявления о замене свидетельства утраченное (пришедшее в негодность) свидетельство утрачивает силу.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истец обратился за выдачей ему свидетельства пилота коммерческой авиации, предоставив необходимые документы (л.д.141).Письмом №... от дата. Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта сообщило ему о выявленных недостатках в предоставленных документах – в летной книжке и копия диплома сделана с копии, а не с подлинника, в связи с чем на основании п.22 Административного регламента ему отказано в приеме документов.

Отказ в установленном законом порядке им не обжалован.

дата. истец вновь обратился с заявлением к ответчику, указав, что устранил вышеназванные недостатки.

дата. ему был дан ответ №..., в котором указано, среди прочего, что состав представленных им документов не соответствует требованиям п.9 «Правил проведения проверки» и п.18 «Административного регламента» отсутствует копия документа, подтверждающего прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства коммерческого пилота в части прохождения летной подготовки на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в областях, предусмотренных требованиями пп.б п.4.3 федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса РФ от дата. №....

дата. он вновь обратился к ответчику, указав, что он не является лицом, которому свидетельство выдается вновь, просит восстановить утраченное свидетельство, в связи с чем просит о его выдаче.

дата. ответчиком был направлен запрос руководителю общественной организации «***» г.Тольятти о часах налета ЧВВ и типах самолета, на которых он проходил подготовку.

дата. директор общественной организации «***» г.Тольятти сообщил, что организация не имеет свидетельство (сертификат) авиационного учебного центра с правом на осуществление образовательной деятельности по подготовке пилотов; ЧВВ в период с дата по дата. летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора не проходил, полеты не выполнял, данных о налете ЧВВ подтвердить не может. (л.д.151).

В исковом заявлении ЧВВ указывает, что по профессии пилота не работал, однако летную практику продолжал. В соответствии со ст. 53 Воздушного кодекса РФ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства. Истцом представлена копия свидетельства пилота-любителя №..., выданного в дата году Федерацией любителей авиации, не являющейся уполномоченным органом по выдаче свидетельств. В соответствии с действовавшим в дата году Положением о Министерстве транспорта РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от дата. №..., функция по выдаче свидетельств авиационному персоналу была возложена на Минтранс России (копия прилагается). Кроме того, и ранее, Приказом Федеральной авиационной службы РФ от дата. №... свидетельства пилотов, выданные Федерацией любителей авиации, были признаны недействительными с дата. (копия прилагается). Таким образом, истец, в нарушение воздушного законодательства, совершал полеты в качестве члена экипажа воздушного судна без соответствующего свидетельства.

дата. ответчиком был направлен запрос ректору ФГБОУ ВПО *** с просьбой подтвердить прохождение обучения ЧВВ

дата. ректор ФГБОУ ВПО ***КСИ сообщил, что ЧВВ проходил обучение по заочной форме обучения по специальности «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» специализация «летная эксплуатация воздушных судов» в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации с дата по дата. Летную подготовку на самолете с двойным управлением под руководством пилота-инструктора не проходил, т.к. она не предусмотрена данной программой.

На основании полученных ответов Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта дата. направило в адрес истца отказ в выдаче свидетельства №..., основанный на отсутствии сведений о необходимых часах налета у ЧВВ

Разделом 4 Приказа Минтранса России от дата№... "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" предусмотрены требования к пилотам коммерческой авиации, в соответствии с п. 4.3. Правил кроме требований, установленных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящих Правил, обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет":

а) должен иметь налет на самолете не менее 200 ч или 150 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 ч налета на тренажере.

В указанный налет входит:

100 ч налета в качестве командира воздушного судна или, если кандидат прошел курс обучения по утвержденной программе, 70 ч в качестве командира воздушного судна;

20 ч налета, выполняя полеты по маршруту в качестве командира воздушного судна, включая полет по маршруту протяженностью не менее 540 км с выполнением в ходе этого полета посадок до полной остановки на двух различных аэродромах;

10 ч налета в процессе обучения полетам по приборам, из которых не более 5 ч налета по приборам на тренажере;

5 ч налета ночью, включая выполнение пяти взлетов и пяти посадок в качестве командира воздушного судна;

б) должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях:

распознавание и контролирование факторов угрозы и ошибок;

предполетная подготовка, включая расчеты массы и положения центра тяжести (центровки), осмотр и обслуживание самолета;

аэродромное движение и полеты по схемам движения, методы и меры предотвращения столкновений;

управление самолетом с помощью внешних визуальных ориентиров;

полет на критически низких воздушных скоростях; предотвращение штопора; распознавание начального и развившегося сваливания и выход из него;

полеты с асимметричной тягой при выдаче пилотам квалификационных отметок типа и класса самолетов с несколькими двигателями;

полеты на критически высоких воздушных скоростях;

взлеты и посадки в нормальных условиях и при боковом ветре;

взлеты с коротким разбегом (с укороченной взлетной полосы с учетом высоты пролета препятствий); посадки на аэродром ограниченных размеров;

основные маневры и выход из необычных угловых положений с помощью только основных пилотажных приборов;

полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров, методов счисления пути и радионавигационных средств; правила изменения маршрута;

полет при имитации аварийной ситуации, включая имитацию неисправностей бортового оборудования и силовой установки;

полеты на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, пролет контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, правил ведения радиосвязи и фразеологии.

Указанное свидетельствует о том, что при отсутствии документально подтвержденных сведений о часах налета на самолетах требуемого типа выдача свидетельства пилота коммерческой авиации невозможна.

Предоставленная ЧВВ летная книжка Министерства обороны СССР, которая заведена после его увольнения в запас организацией, не имеющей никакого отношения к государственной авиации и, в частности, к Министерству обороны, следовательно, данный документ вводит в заблуждение органы и организации, в которые он представляется. Сведения, указанные в ней не нашли своего подтверждения в ходе направления запросов в общественную организацию «***» г.Тольятти, которая сообщила, что сведения о выполненных полетах подтвердить не может.

Таким образом, истец не предоставил документы, подтверждающие, что он имеет практические навыки полетов, необходимые для получения свидетельства пилота коммерческой авиации, в связи с чем выданный ему отказ является правомерным и позволяет прийти к выводу, что права на получение свидетельства он не имеет.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.198-200 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований ЧВВ к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании права отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 16.09.16г.

Судья Т.А. Орлова