ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4081/19 от 10.12.2019 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 декабря 2019 года город Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Цыкуренко А.С.,

при секретаре Рубцовой Д.С.,

с участием истца – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Хабаровского края, третье лицо: КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" о взыскании морального вреда,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился с исковыми требованиями к Правительству Хабаровского края о взыскании морального вреда, в связи с нарушением его прав потребителя при осуществлении льготного проезда в городских автобусах частных перевозчиков в г. Комсомольске-на-Амуре, г. Хабаровске.

В исковом заявлении указывается, что в ответе на обращение ФИО1 за подписью исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Хабаровского края – министра промышленности и транспорта Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ содержится информация о том, что обслуживание граждан льготной категории по социальному проездному билету частные (коммерческие) перевозчики, выполняющие регулярные пассажирские перевозки в г.г. Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, не осуществляют, т.к. на них эта обязанность органами местного самоуправления не возложена. В связи с чем, истец считает, что определение должностным лицом Правительства Хабаровского Края отсутствия права льготного проезда в городских автобусах частных перевозчиков в г. Комсомольске-на-Амуре, г. Хабаровске является нарушением закона «О защите прав потребителей», что причинило моральный вред в сумме 1000руб.

В своих возражениях ответчик сообщает, что учитывая дату вышеуказанного ответа и его содержание, наличие в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ указания, что в материалах дела есть копия единого социального проездного билета за октябрь 2015 г. следует, что речь идет о периоде времени с ДД.ММ.ГГГГ (дата жалобы, на которую дан ответ Правительством края от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (дата утраты силы постановления Губернатора края от 17.05.2005 № 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края").

В период спорных правоотношений во исполнение требований абз. 3 ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительством края принят ряд нормативных правовых актов, связанных с порядком реализации льгот отдельными категориями граждан.

В частности, постановлением № 122 с 01.07.2005 на территории Хабаровского края устанавливался порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан и стоимость такого билета.

Предоставление ежемесячных денежных выплат на проезд осуществляло КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" (п. 4 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты на проезд отдельным категориям граждан Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора края от 17.05.2005 № 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края".

На основании п.п. 7.3 - 7.5 постановления Губернатора края от 17.05.2005 № 122, механизм обеспечения льготной категории граждан бесплатным проездом в автобусах реализовывался посредством осуществления предприятиями услуг по перевозке льготной категории граждан на основании соглашений, предусматривающих компенсацию понесенных ими расходов за такие услуги, за счет краевого бюджета.

Таким образом, механизм обеспечения льготной категории граждан бесплатным проездом в автобусах реализовывался посредством осуществления предприятиями услуг по перевозке льготной категории граждан на основании соглашений, предусматривающих компенсацию понесенных ими расходов за такие услуги, за счет краевого бюджета.

Из чего следует, что проезд по единому социальному билету мог быть осуществлен льготной категорией граждан при условии, что перевозчиком заключено вышеуказанное соглашение.

Указанный механизм реализации прав льготной категории граждан на бесплатный проезд на территории Хабаровского края на основании единого социального проездного билета соответствовал требованиям законодательства, действующего в момент возникновения спорного правоотношения, и не нарушал имущественных интересов истца при реализации указанного права.

В ходе рассмотрения дела суд привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре»

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований.

Ответчик в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленных возражениях просил в иске отказать.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о причинах неявки суд не известило.

Судом установлено, что в материалы дела представлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ на жалобу ФИО1 Ответ за подписью исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Хабаровского края – министра промышленности и транспорта Хабаровского края содержит информацию о том, что порядок организации льготного проезда в транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету в Хабаровском крае регулируется постановлением Губернатора края от 17.05.2005 № 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края".

С муниципальными транспортными предприятиями г.г. Комсомольска-на-Амуре, г. Хабаровска заключены договоры на перевозку граждан льготных категорий по единому социальному проездному билету и возмещение затрат на эту перевозку.

Из ответа и.о. заместителя Председателя Правительства Хабаровского края следует, что обслуживание граждан льготной категории по социальному проездному билету частные (коммерческие) перевозчики, выполняющие регулярные пассажирские перевозки в г.г. Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, не осуществляют, т.к. на них эта обязанность органами местного самоуправления не возложена.

В соответствии с подпунктом "ж" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

В связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", меры социальной поддержки по бесплатному проезду на пассажирском транспорте, предоставляемые ранее отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными законами, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 153 данного Федерального закона, при издании органами государственной власти субъектов РФ в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Статус ФИО1 как гражданина, пожилого возраста, инвалида второй группы, подтвержденный соответствующими документами, а также наличие у него единого социального проездного билета, предполагают право истца на бесплатный проезд на транспорте общего пользования на всей территории Хабаровского края, в том числе в соответствии названным выше нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - Хабаровского края.

Обеспечение перевозки льготных категорий граждан по социальному проездному билету на транспорте общего пользования и в пригородном сообщении возложено на Министерство промышленности и транспорта края совместно с главами городских округов и муниципальных районов края (п.8.3 постановления Губернатора края от 17.05.2005 № 122)

На Министерство социальной защиты населения края возложена обязанность обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с заключенными договорами (п.7.3, 7.5 постановления Губернатора края от 17.05.2005 № 122).

Согласно статье 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации

Установленная мера социальной поддержки в виде бесплатного проезда на городском общественном транспорте, является абсолютной, безусловной, поскольку ее реализация не поставлена законодателем в зависимость ни от каких условий либо ограничений, в том числе от заключения договоров с частными (коммерческими) перевозчиками, выполняющими регулярные пассажирские перевозки в г.г. Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске. Указанная льгота действует на всей территории Хабаровского края на транспорте общего пользования.

Таким образом, исполняющий обязанности заместителя Председателя Правительства Хабаровского края – министра промышленности и транспорта Хабаровского края в письме от 17.04.2015 № КО-2173Ж-1476 противоправно определил отсутствие льгот истца на проезд на регулярных пассажирских перевозках в г.г. Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, выполняемый частными (коммерческими) перевозчиками, поставив получение указанной меры социальной поддержки в зависимость от заключенных соглашений, предусматривает компенсацию понесенных расходов за такие услуги.

В соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (часть 1). Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2).

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или Согласно разъяснениям, приведенным в п. 45 постановления пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Поскольку установлен факт нарушения прав ФИО1 на льготный проезд на регулярных пассажирских перевозках в г.г. Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, выполняемый частными (коммерческими) перевозчиками, выразившийся в письме от 17.04.2015 № КО-2173Ж-1476 исполняющий обязанности заместителя Председателя Правительства Хабаровского края – министра промышленности и транспорта Хабаровского края, - то требование о взыскании денежной компенсации морального вреда подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как установлено выше, имеет право на льготный проезд.

Суд, руководствуясь положениями ст. 151 ГК РФ, принимая во внимание, что ФИО1 является инвалидом, гражданином преклонного возраста, учитывая нравственные страданиях в виде беспокойства и переживаний, связанных с необоснованным определением должностным лицом отсутствия права на льготный проезд истца по маршрутам регулярных перевозок в Хабаровском крае, суд пришел к выводу, что с учетом принципа разумности и справедливости, с учетом конкретных обстоятельств дела и степени нравственных страданий истца будет отвечать компенсация морального вреда в размере 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.151, 1101,1064,1071 ГК РФ, суд, -

р е ш и л :

исковые требований ФИО1 - удовлетворить частично.

Взыскать с Правительства Хабаровского края в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда размере 500 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13.12.2019 года.

Судья А.С. Цыкуренко