Дело № 2-4082/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ДД.ММ.ГГГГ][Адрес]
Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Мороковой Е.О.
при секретаре судебного заседания Пумбрасовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению [Адрес][ У ]» о признании незаконным отказа в назначении выплаты, обязании назначить выплату,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику ГКУ НО [ У ] о признании незаконным отказа в назначении выплаты, обязании назначить выплату, указывая, что [ДД.ММ.ГГГГ] обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на сына [ФИО 3], [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения. Письмом от [ДД.ММ.ГГГГ]. ответчик отказал в предоставлении выплаты в связи с превышением среднедушевого дохода семьи установленной величины – 10 456 руб. Управлением среднедушевой доход семьи за период с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. рассчитан как 19 540 руб. 92 коп. С отказом органа социальной защиты истица не согласна, полагая, что имеются основания для назначения ежемесячной выплаты. При расчете среднедушевого дохода семьи орган социальной защиты принял во внимание сведения о доходе супруга, полученные из налогового органа, в котором были включены командировочные расходы супруга. Вместе с тем, командировочные расходы не являются доходом супруга, что подтверждается справкой работодателя АО [ ... ] За вычетом командировочных расходов доход супруга за заявленный период составил 337 599 руб. 30 коп., с учетом всех доходов семьи доход семьи составит 455 880 руб. 90 коп. Таким образом, ежемесячный доход семьи, состоящей из 4-х человек, составит 9 497 руб. 59 коп. (455880,90/12/4). Просит суд признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении истцу ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, обязать ответчика назначить данную выплату с [ДД.ММ.ГГГГ]
В судебном заседании истица иск поддержала.
Представитель ответчика ГКУ НО [ У ] ФИО2 иск не признала по доводам, изложенным в письменном виде.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, [ФИО 1] в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства и оценив их по своему внутреннему убеждению, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, [ ... ] и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.
Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно установлены Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020г. №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Указ), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020г. №384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее – Постановление №384).
В силу названного п. 1 этого Указа с [ДД.ММ.ГГГГ] установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 этого же Указа ( в редакции на дату обращения истца к ответчику) ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Во втором квартале [ДД.ММ.ГГГГ]. прожиточный минимум в [Адрес] для детей ФИО3 Правительства [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] «Об установлении величины прожиточного минимума за II квартал [ДД.ММ.ГГГГ]» был установлен в размере с 10 228 до 10 658 руб. в месяц.
С [ДД.ММ.ГГГГ] действует новая редакция подпункта «а» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020г. №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которой ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Во четвертом квартале [ДД.ММ.ГГГГ] прожиточный минимум в [Адрес] для детей ФИО3 Правительства [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ]г. [Номер] «Об установлении величины прожиточного минимума за IV квартал [ДД.ММ.ГГГГ]» был установлен в размере 10 585 руб. в месяц.
В соответствии с п. 22 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных ФИО3 Правительства Российской Федерации от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Судом установлено, что [ДД.ММ.ГГГГ]. ФИО1 обратилась в ГКУ НО [ У ] с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на сына [ФИО 3], [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения.
Письмом от [ДД.ММ.ГГГГ]. ответчик отказал в предоставлении выплаты в связи с превышением среднедушевого дохода семьи за период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] над величиной прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной в [Адрес] за 2 квартал [ДД.ММ.ГГГГ]. При расчете среднедушевого дохода семьи были учтены доходы от трудовой деятельности супруга истца, пособие по временной нетрудоспособности, предоставленное супругу Фондом социального страхования Российской Федерации, а также меры социальной поддержки, выплаченные истцу и ее супругу по лини органов социальной защиты населения и Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом, доходы супруга от трудовой деятельности получены на основании сведений Федеральной налоговой службы Российской Федерации о выплатах, произведенных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц. Ответчиком указано, что органы социальной защиты населения не обладают полномочиями по уменьшению дохода семьи.
Рассмотрев доводы истца, суд находит необоснованным отказ ответчика в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на сына [ФИО 3], [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения.
Судом установлено, что семья истицы состоит из 4-х человек: истица ФИО1, супруг [ФИО 1] (брак заключен [ДД.ММ.ГГГГ]. – свидетельство о браке – [ ... ]), сын [ФИО 2], [ДД.ММ.ГГГГ].рождения (свидетельство о рождении – [ ... ]), сын [ФИО 3], [ДД.ММ.ГГГГ] г.рождения (свидетельство о рождении – [ ... ]
При расчете среднедушевого дохода ответчик в соответствии с упрощенным порядком подачи заявления самостоятельно запросил документы о доходе семьи и в его распоряжение были представлены следующие документы:
- справка о выплатах пособия на ребенка от [ДД.ММ.ГГГГ]., выданная ГКУ [ У ][ ... ]),согласно которой доход ФИО4 от выплаты пособия на двоих детей (по 100 руб. в месяц) за рассматриваемый период составил 1600 руб.,
- сведения о выплате пособия по уходу за ребенком от [ДД.ММ.ГГГГ]. [ ... ]), согласно которым доход ФИО4 за рассматриваемый период составил 62457 руб. 53 коп.,
- сведения о выплате пособия ФИО4 от работодателя ООО [ ... ] за [ДД.ММ.ГГГГ] в размере 150 руб. (по 50 руб. в месяц) [ ... ]
- сведения о выплате ЕДВ [ФИО 1]. ([ ... ]), согласно которым сумма выплат за спорный период составила 36030 руб. 56 коп.,
- сведения о выплате ЕДК [ФИО 1] ([ ... ] согласно которым сумма выплат за спорный период составила 11 038 руб. 58 коп.,
- сведения о выплатах, произведенных плательщиками страховых взносов в пользу физически лиц ([ ... ]), согласно которым за период с [ДД.ММ.ГГГГ] по май 2020 года доход [ФИО 1] по месту работы в АО [ ... ] составил 848 666 руб. 98 коп. (55663+74630,30 руб.+ 69 648,83 руб.+ 93 663 руб.+ 43 179,42 руб.+ 123 861,94 руб.+ 100 858,15 руб.+ 64 394,52 руб.+51 705 руб.+ 87 372,60 руб. + 65 944,33 руб.+17 745,89 руб.).
Итого, согласно расчету ответчика среднедушевой доход семьи за период с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. составил 19 540 руб. 92 коп.
Расчет среднедушевого дохода семьи произведен ответчиком в соответствии с п.21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 (далее - Основные требования), согласно которому при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (подпункт «а»).
Вместе с тем, ФИО3 Правительства РФ от 31.03.2021 N 489 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384" слова «компенсационного и» были исключены из подп. «а» п.21 Основных требований.
Истцом заявлены доводы, что доход супруга [ФИО 1] составляет иную сумму и данные доводы подтверждены представленными доказательствами.
Так, суду представлена справка о заработной плате [ФИО 1], выданная АО [ ... ] от [ДД.ММ.ГГГГ]., согласно которой доход [ФИО 1] за период с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. составил 337 599 руб. 30 коп. и складывается из следующего ([ ... ]
- [ДД.ММ.ГГГГ]. – общая сумма выплат и иных вознаграждений – 74 630 руб. 30 коп., из них доход – 22 893 руб., сумма командировочных выплат – 51 737 руб. 30 коп.,
- [ДД.ММ.ГГГГ]. – общая сумма выплат и иных вознаграждений – 23 514 руб. 99 коп., из них доход – 19014 руб. 99 коп., сумма командировочных выплат – 4500 руб.,
- [ДД.ММ.ГГГГ]. – общая сумма выплат и иных вознаграждений – 69 648 руб. 83 коп., из них доход – 22 163 руб., сумма командировочных выплат – 47 485 руб. 83 коп.,
- [ДД.ММ.ГГГГ]. – общая сумма выплат и иных вознаграждений – 93 663 руб., из них доход – 22 163 руб., сумма командировочных выплат – 71 500 руб.,
- [ДД.ММ.ГГГГ]. – общая сумма выплат и иных вознаграждений – 43 179 руб. 42 коп., из них доход – 19 149 руб. 42 коп., сумма командировочных выплат – 24 030 руб.,
- [ДД.ММ.ГГГГ] г. - общая сумма выплат и иных вознаграждений – 123 861 руб. 94 коп., из них доход – 22 163 руб., сумма командировочных выплат – 101 698 руб. 94 коп.,
- [ДД.ММ.ГГГГ]. – общая сумма выплат и иных вознаграждений – 100 858 руб. 15 коп., из них доход – 55 858 руб. 15 коп., сумма командировочных выплат – 45 000 руб.,
- [ДД.ММ.ГГГГ]. – общая сумма выплат и иных вознаграждений – 64 394 руб. 52 коп., из них доход – 64 394 руб. 52 коп., сумма командировочных выплат – 0 руб.,
- [ДД.ММ.ГГГГ]. – общая сумма выплат и иных вознаграждений – 51 705 руб., из них доход – 23 005 руб., сумма командировочных выплат – 28 700 руб.,
- [ДД.ММ.ГГГГ]. – общая сумма выплат и иных вознаграждений – 87 373 руб., из них доход – 23 005 руб., сумма командировочных выплат – 64 367 руб. 60 коп.,
- [ДД.ММ.ГГГГ]. – общая сумма выплат и иных вознаграждений – 65 944 руб. 33 коп., из них доход – 26 044 руб. 33 коп., сумма командировочных выплат – 39 900 руб.,
- [ДД.ММ.ГГГГ]. – общая сумма выплат и иных вознаграждений – 17 745 руб. 89 коп., из них доход – 17 745 руб., сумма командировочных выплат – 0 руб.
Данная справка выдана работодателем на основании лицевых счетов сотрудника за [ДД.ММ.ГГГГ]. Данный же размер дохода супруга истца подтверждается справкой 2-НДФЛ за [ДД.ММ.ГГГГ]. ([ ... ]), при исчислении которых сумма командировочных не учитывается.
Суд приходит к выводу, что сумма командировочных выплат (оплата проживания, суточные) нельзя признать компенсационными выплатами именно в качестве дохода, они не идут в бюджет семьи, а являются компенсацией за уже понесенные расходы.
Свой вывод суд основывает на следующем.
Согласно ч.1 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Согласно ст.168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Как следует из п.4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015) трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) выделяет два вида компенсационных выплат.
Исходя из статьи 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 ТК РФ. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении Конституционного Суда РФ от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер]-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки [ФИО 4] на нарушение ее конституционных прав частями первой и четвертой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации»: заработная плата конкретного работника, которая в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации может состоять из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат) (статья 129), устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135). Системы оплаты труда разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135 названного Кодекса), при этом работодатель должен гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев и вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность, учитывать, что выплаты компенсационного характера призваны компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов и, соответственно, оплата труда, осуществляемого в таких условиях, должна быть повышенной по сравнению с оплатой такого же труда, осуществляемого в нормальных условиях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от [ДД.ММ.ГГГГ] N 1160-О-О и от [ДД.ММ.ГГГГ] N 1557-О-О), а стимулирующие выплаты должны выполнять функцию побуждения работника к высокопроизводительному труду, повышению эффективности трудовой деятельности.
Таким образом, из дохода [ФИО 1] подлежат исключению командировочные выплаты в размере 478 919 руб. 67 коп., его доход составит 337 599, 30 руб.
Также, при исчислении среднедушевого расчета не было учтено пособие по нетрудоспособности [ФИО 1] в размере 10 168 руб. 73 коп.
При таких обстоятельствах, доход семьи истца за период с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. составил 459 044 руб. 70 коп., что складывается из следующего:
- выплаченное пособие на ребенка - 1600 руб.,
- выплаченное пособие по уходу за ребенком - 62457 руб. 53 коп.,
- выплаченное пособие ФИО4 от работодателя ООО «[ ... ]» за [ДД.ММ.ГГГГ] года в размере 150 руб.,
- выплата ЕДВ [ФИО 1] - 36030 руб. 56 коп.,
- выплата ЕДК [ФИО 1] - 11 038 руб. 58 коп.,
- заработная плата [ФИО 1] – 337 599 руб. 30 коп.
- пособие по нетрудоспособности [ФИО 1] в размере 10 168 руб. 73 коп.
Итого, общий доход семьи за период с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. составил 459 044 руб. 70 коп. Таким образом, ежемесячный среднедушевой доход семьи составил 9 563, 43 руб. (459 044,70/12/4). Данная сумма меньше
установленного прожиточного минимум в [Адрес] для детей - 10658 руб.
Учитывая, что размер среднедушевого дохода семьи ФИО1 в расчетный период (9563 руб. 43 коп.) не превысил установленный прожиточный минимум в [Адрес] для детей во 2 квартале [ДД.ММ.ГГГГ] года (10658 руб.), также как и не превысил установленный прожиточный минимум в [Адрес] для детей в 4 квартале [ДД.ММ.ГГГГ] (10 585 руб.) то имеются основания для назначения истцу ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на сына [ФИО 3], [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения.
Поскольку обращение истца в орган социальной защиты имело место [ДД.ММ.ГГГГ]., то ежемесячная выплата должна быть назначена истице с [ДД.ММ.ГГГГ]. в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020г. №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственное казенное учреждение [Адрес][ У ]», сформулированный в уведомлении [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]., в назначении ФИО1 ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Обязать Государственное казенное учреждение [Адрес] «Управление социальной защиты населения [Адрес]» назначить ФИО1 ежемесячную выплату на ребенка [ФИО 3], [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020г. №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», с [ДД.ММ.ГГГГ].
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Морокова Е.О.