Дело №
41RS0№-80
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
20 сентября 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
Председательствующего (судьи) Галеевой Л.П.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца ФИО5,
представителя ответчиков ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3 к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО3 обратилась с иском в суд к ответчику Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование исковых требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> общей площадью 22,8 кв. м.
Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-Р <адрес> признаны непригодными для проживания.
Согласно заключению межведомственной жилищной технической комиссии, изложенному в акте обследования жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ№, <адрес> жилого <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания работоспособности и несущей способности конструкций, приведшею к ухудшению эксплуатационных свойств здания, и являются непригодными для проживания. При этом комиссия посчитала, что выполнение капитального ремонта дома экономически не целесообразно, рекомендовав управляющей организации принять меры к проведению ремонтных работ в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания на оставшийся срок.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО3 принята на учет граждан, признанных в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма.
<адрес> включен в адресный перечень аварийных жилых домов и непригодных для проживания жилых помещений, подлежащих расселению в рамках Подпрограммы 1 Муниципальной программы «Переселение граждан из не пригодного и аварийного жилищного фонда».
В связи с невозможностью проживания по причине разрушения дома, истец ДД.ММ.ГГГГ заключила Договор найма специализированного жилого помещения с Краевым государственным автономным учреждением социальной защиты «Камчатский специальный дом ветеранов».
ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратилась в Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, согласно норме предоставления жилого помещения.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении жилого помещения истцу было отказано.
С данным ответом истец не согласилась, полагала бездействие в не предоставлении ей жилого помещения незаконным, нарушающим ее конституционные права.
Просила суд обязать Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа предоставить ей вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям в черте г. Петропавловска-Камчатского, общей площадью не менее 22,8 кв. м.
В судебном заседании истец участия не принимала.
Представитель истца ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в иске обоснованиям.
Суду дополнительно пояснила, что в 2019 году жилой дом, расположенный по <адрес>, обследовался специалистами Камчатского краевого БТИ. По результатам осмотра техническое состояние дома оценивается как «восстановлению не подлежит», процент износа от 85 до 100%, в связи, с чем, дальнейшее проживание в нем невозможно в силу физического разрушения и отсутствия в нем каких коммуникаций. В настоящее время дом полностью разрушен.
Представитель ответчика и третьего лица ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суду пояснила, что распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-р жилые помещения - <адрес> жилого <адрес> признаны непригодными для проживания.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО3 принята на учет граждан, признанных нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма.
Для возможности поэтапного решения проблемы ликвидации непригодного жилищного фонда с учетом возможностей бюджетного финансирования всех уровней разработана муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее Муниципальная программа), которая утверждена постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№. Срок реализации программы: 2019-2024 годы.
Жилые помещения - <адрес> - 3 <адрес> - включены в адресный перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания Подпрограммы 1 «Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда» Муниципальной программы.
Руководствуясь подпунктом 4.1.1 пункта 4.1. раздела 4 Муниципальной программы в случае, если собственник признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания жилого помещения признан малоимущим в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и состоит на учете нуждающихся, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен его жилого помещения другое жилое помещение в следующем порядке: если право собственности получено гражданами путем приватизации жилого помещения: собственник подает в администрацию заявление о прекращении договора приватизации в соответствии со статьей 9.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Договор приватизации расторгается, жилое помещение администрация регистрирует в муниципальную собственность и оформляет с гражданами, проживающими в этом жилом помещении, договор социального найма; если право собственности на жилое помещение или его части гражданином получено в результате купли, мены, дарственной или на праве наследования, то собственник может получить взамен непригодного жилого помещения другое жилое помещение, путем мены.
Таким образом, Муниципальная программа предусматривает определенный порядок предоставления собственнику взамен признанного в установленном законом порядке непригодного жилого помещения другого помещение.
Однако наличие факта признания жилого помещения непригодным для проживания, а собственника такового жилого помещения малоимущим не является достаточным основанием для предоставления во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, соответствующего по площади, ранее занимаемому жилому помещению.
Нормы жилищного законодательства не предусматривают срок расселения жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Срок расселения определяется органами местного самоуправления, исходя из социально-экономического развития городского округа и необходимости решения вопросов местного значения, определенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На урегулирование вопросов по расселению граждан, проживающих в непригодном для проживания жилом фонде, на протяжении ряда лет направлены муниципальные и краевые программы.
<адрес> РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» порядке не исследовался, аварийным не признавался.
Кроме того, часть 1 статьи 11 Закона Камчатского края «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда в Камчатском крае по договорам социального найма» от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрена периодичность проведения переоценки доходов граждан, принятых на учет в целях подтверждения статуса граждан как малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, которая составляет 2 года. ФИО3 статус малоимущего гражданина не подтверждала с 2010 года.
Третье лицо ФИО7 участия в судебном заседании не принимала.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> общей площадью 22,8 кв. м.
Согласно заключению межведомственной жилищной технической комиссии, изложенному в акте обследования жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ№<адрес> жилого <адрес>-ева в г. Петропавловске-Камчатском не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания работоспособности и несущей способности конструкций, приведшею к ухудшению эксплуатационных свойств здания, и являются непригодными для проживания. При этом комиссия посчитала, что выполнение капитального ремонта дома экономически не целесообразно, рекомендовав управляющей организации принять меры к проведению ремонтных работ в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания на оставшийся срок.
Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского город-ского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-Р <адрес> признаны непригодными для проживания.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО3 принята на учет граждан, признанных в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и Краевым государственным автономным учреждением социальной защиты «Камчатский специальный дом ветеранов» заключен договор найма специализированного жилого помещения и истец вселена в жилое помещение по адресу: <адрес>, где истец проживает по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратилась в Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди согласно норме предоставления жилого помещения.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении жилого помещения истцу было отказано.
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, в 2013 году была разработана и утверждена постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловска-Камчатского городского округа» со сроком реализации до 2018 года. <адрес> включен в адресный перечень аварийных жилых домов и непригодных для проживания жилых помещений, подлежащих расселению.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа». Сроки реализации программы - 2019-2024 годы.
Жилые помещения №<адрес> «Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда» Муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№.
В первую очередь, в рамках данной Муниципальном программы расселению подлежат многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Как установлено в судебном заседании <адрес> в установленном законом порядке аварийным не признан.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Исключением являются случаи, когда жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В этом случае, собственник жилого дома в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
На основании ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными в материалы дела письменными доказательствами: справкой, выданной Камчатским краевым бюро технической инвентаризации б/н от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой визуальным обследованием установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатс-кий, <адрес>, лит. А, инв.№ имеет следующее техническое состояние: износ здания 85%, восстановлению не подлежит; фотографиями на СД-диске с места расположения дома, по состоянию на день рассмотрения данного дела, дом полностью разрушен.
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика дом, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, лит. А, в установленном порядке аварийным не признан, и в региональную программу не включен.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что длительное бездействие Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившееся в непризнании указанного дома аварийным, при наличии всех оснований для этого, исключает возможность включения данного дома в региональную программу и лишает ФИО3 возможности реализации права на обеспечение жилым помещением.
В силу ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По смыслу приведенных норм материального права юридически значимыми обстоятельствами для рассмотрения спора, связанного с предоставлением вне очереди жилые помещения по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, являются выяснение вопроса о том, относится ли истец к категории нуждающихся граждан, а также объективная нуждаемость истца в жилом помещении в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Конституция Российской Федерации провозглашает ФИО1 социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-О-П «По жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Оценив в совокупности представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства, учитывая то обстоятельство, что ФИО3 на день рассмотрения данного дела достигла возраста 80 лет, признана малоимущей, состоит на учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, дом в котором находилось ее жилое помещение полностью разрушен, не имеет возможности самостоятельно обеспечить себя нормальными жилищными условиями, а также отсутствие длительное время мероприятий связанных с процедурой принятия решений о признании <адрес> А по <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции (или сносу), суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.
В соответствие со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Обязать Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа предоставить ФИО3 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям в черте г. Петропавловска-Камчатского, общей площадью не менее 22,8 кв. метров.
Взыскать с Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу ФИО3 в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца дней со дня вынесения его судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись Л.П. Галеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Л.П. Галеева
Копия верна.
Судья Л.П. Галеева
Подлинный документ вшит в материалы дела №, находящегося в производстве Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края.