Дело №2-4084/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2020 года Санкт-Петербург
Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой О.А.,
при секретаре Текушеве А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учете, возложении обязанности перечислить денежные средства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Калининский районный суд города Санкт-Петербурга с иском к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учете, возложении обязанности перечислить денежные средства. Свои требования мотивировали тем, что проживают в трехкомнатной квартире, общей площадью 56,4 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Указанная квартира предоставлена Б. по ордеру от 28.12.1965 №008025. В квартире также зарегистрированы Г., Д., Ж., А. Кроме того, были зарегистрированы В., И., З., Е., которые в разное время сняты с регистрационного учета по различным основаниям. Истцы состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1981 года. 16.05.2019 ФИО1 выдано свидетельство о праве на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета Санкт-Петербурга для приобретения или строительства жилого помещения на сумму 511581 руб. 60 коп. 16.05.2019 ФИО2, ФИО3 выдано свидетельство №Г-298/19 о праве на предоставление социальной выплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга для приобретения или строительства жилого помещения на сумму 1023163 руб. 20 коп. 27.11.2019 между истцами и ФИО4 заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. За истцами оформлено право собственности на указанную квартиру по 1/3 доли в праве собственности на каждого истца. Согласно уведомлению от 25.12.2019 Администрации Калининского района Санкт-Петербурга истцы сняты с очереди как обеспеченные жильем по совокупности жилых помещений. 20.01.2020 из Жилищного отдела Администрации Калининского района Санкт-Петербурга поступило сообщение о том, что истцы сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как обеспеченные жильем по норме совокупности жилых помещений. Однако снятие истцов с учета нуждающихся нарушает их права, поскольку истцы были приняты на учет до 1 марта 2005 года, их обеспеченность составляет менее нормы учетной площади. Кроме того, на момент принятия решения о снятии истцов с очереди истцы не приобрели право пользования квартирами, принадлежащими Г., Ж., А., более того, с указанными гражданами истцы не составляют единую семью. В связи с этим, истцы просят признать незаконным распоряжение Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 24.12.2019 №855-р в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1, ФИО2, ФИО3 и обязать восстановить истцов на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты снятия с учета; обязать Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга перечислить денежные средства в сумме 1534744 руб. 80 коп на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Представитель истцов в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по мотивам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрации калининского района Санкт-Петербурга возражала против удовлетворения иска, указав, что истцы были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с решением Исполкома райсовета депутатов трудящихся от 05.02.1981 №42. На момент постановки семьи Бобровых на учет действовал ЖК РСФСР и Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденные решением Исполнительного комитета Ленинградского городского совета народных депутатов, Президиумом Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.09.1987 № 712/6. Основанием постановки семьи Бобровых на учет стал п. 16.1 Правил учета 1987 года, согласно которому, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской, занимающие жилую площадь 5,5 кв.м и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь в домах государственного и общественного жилищного фонда. Статьей 29 ЖК РСФСР устанавливался перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР. Подпунктом 1 п. 2 ст. 32 ЖК РСФСР предусматривалось, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания в улучшении жилищных условий. Согласно п. 29.1 Правил учета от 07.09.1987 № 712/6, снятие граждан с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось, в том числе в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения - 9 кв.м. жилой площади на человека (п. 12 Правил учета), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения. С 01.03.2005 вступил в действие ЖК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. В настоящее время основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст.51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 ст.51 ЖК РФ предусмотрено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В настоящее время в Санкт-Петербурге порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге». В соответствии с ч.2 ст.1 Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ч. 1 ст.3 Закона учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 кв.м. - для проживающих в коммунальных квартирах. Согласно справке о регистрации по форме № 9 в квартире <адрес> общей площадью 56,40 кв.м, жилой - 38,25 кв.м на основании ордера ЛГИ № 008025 от 28.12.1965 зарегистрированы семь человек: ФИО5, Г., ФИО3, Д., ФИО1, Ж., А. Кроме того, члены семьи, проживающие совместно, имеют на праве собственности следующие жилые помещения. А. имеет на праве собственности квартиру общей площадью 32,5 кв.м по адресу: <адрес>. Ж. имеет на праве собственности отдельную квартиру общей площадью 52,5 кв.м по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Муринское сельское поселение, <...>. Г. имеет на праве собственности квартиру общей площадью 29,6 кв.м по адресу: <адрес>, а также 1/3 долю жилого дома общей площадью 45,6 кв.м (45,6/3=15,2кв.м -1/3 доля) по адресу: <адрес>. ФИО2 имеет на праве собственности 1/3 долю жилого дома общей площадью 45,6 кв.м (45,6/3=15,2кв.м - 1/3 доля) по адресу: <адрес>. 10.12.2019 было зарегистрировано право собственности за А., ФИО2, ФИО3 на квартиру общей площадью 30,8 кв.м по адресу: <адрес>. Сведениями о том, что истцы являются собственниками данной жилой площади на момент принятия решения о снятии истцов с учета нуждающихся администрация Калининского района не располагала. Таким образом, жилищная обеспеченность каждого члена семьи истцов составляет 28,77 кв.м общей площади (56,40 + 52,5 + 29,6 + 15,2 + 32,50 + 15,2 = 201,4 кв.м, 201,4 кв.м/7 чел.=28,77 кв.м), т.е. более нормы предоставления - 9 кв.м жилой площади, действовавшей на момент постановки на учет. С учетом приобретенной истцами квартиры в г. Сертолово жилищная обеспеченность каждого члена семьи истцов составляет 33,17 кв.м общей площади (201,4+30,8=232,2 кв.м, 232,2/7=33,17 кв.м). Таким образом, на сегодняшний день ФИО1, ФИО2, ФИО1 не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В связи с этим, в удовлетворении требований просит отказать.
Представитель Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
В силу ст. 167 гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Жилые помещения на условиях социального найма предоставляются нуждающимся в жилых помещениях гражданам и членам их семей.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона, Конституционный Суд Российской Федерации, в частности в Определении от 23 октября 2014 года №2329-О, указал, что в соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
Положение ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Под общей площадью жилья в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается выраженный в квадратных метрах и определяемый в соответствии с действующими нормами и правилами размер общей площади квартиры, индивидуального жилого дома, части квартиры или(и) индивидуального жилого дома.
Сведения о жилищной обеспеченности должны содержать информацию об общей площади всех жилых помещений (квартир, индивидуальных жилых домов, частей квартир или(и) индивидуальных жилых домов), принадлежащих заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности и находящихся в пользовании заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи по иным основаниям, независимо от места нахождения жилых помещений и типа жилищного фонда.
Общая площадь жилья, приходящаяся на одного проживающего, определяется как сумма общей площади жилья, принадлежащего заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности, и общей площади жилья, которое заявитель и совместно проживающие с ним члены его семьи используют для постоянного проживания по иным основаниям, исходя из количества совместно проживающих.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года установлены ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2015 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений Вводного закона, истцы, поставленные до 01 марта 2005 года на учет граждан, нуждающихся в жилищных помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма, подлежат снятию с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
На момент постановки истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях действовала ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, а в п. 5 ч. 1 данной статьи в качестве основания указано проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Соответственно, снятие истцов с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки их на учет.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 1 декабря 2009 года №1549-О-П по жалобе на нарушение прав ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанное положение не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Как установлено судом, основанием постановки на учет для предоставления жилья по договорам социального найма истцов послужил п. 16.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденные решением Исполнительного комитета Ленинградского городского совета народных депутатов, Президиумом Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.09.1987 №712/6.
Так, в силу п. 16.1 указанных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской, занимающие жилую площадь 5,5 кв.метров и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь в домах государственного и общественного жилищного фонда, в домах жилищно-строительных кооперативов и принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
В силу п. 29.1 Правил, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно п. 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв. м на человека.
Вместе с тем в настоящее время п. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» установлена иная норма предоставления по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно, при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина.
Анализ изложенных правовых норм позволяет суду прийти к выводу, что основанием для снятия истцов с учета нуждающихся, с учетом конкретных обстоятельств дела, правомерно расценена обеспеченность семьи как общей, так и жилой площадью жилых помещений выше нормы предоставления, существовавшей до 01 марта 2005 года и действующей в настоящее время.
Так, из материалов дела следует, что в квартире 42 в доме 24 по улице Карпинского общей площадью 56,40 кв.м, жилой - 38,25 кв.м на основании ордера ЛГИ № 008025 от 28.12.1965 зарегистрированы семь человек: ФИО5, Г., ФИО3, Д., ФИО1, Ж., А.
Однако А. имеет на праве собственности квартиру общей площадью 32,5 кв.м по адресу: <адрес>.
Ж. имеет на праве собственности отдельную квартиру общей площадью 52,5 кв.м по адресу: <адрес>
Г. имеет на праве собственности квартиру общей площадью 29,6 кв.м по адресу: <адрес>, а также 1/3 долю жилого дома общей площадью 45,6 кв.м (45,6/3=15,2кв.м -1/3 доля) по адресу: <адрес>.
ФИО2 имеет на праве собственности 1/3 долю жилого дома общей площадью 45,6 кв.м (45,6/3=15,2кв.м - 1/3 доля) по адресу: <адрес>.
10.12.2019 было зарегистрировано право собственности за А., ФИО2, ФИО3 на квартиру общей площадью 30,8 кв.м по адресу: <адрес>.
Таким образом, жилищная обеспеченность каждого члена семьи истцов составляет 28,77 кв.м общей площади (56,40 + 52,5 + 29,6 + 15,2 + 32,50 + 15,2 = 201,4 кв.м, 201,4 кв.м/7 чел.=28,77 кв.м), т.е. более нормы предоставления жилой площади, действовавшей на момент постановки на учет.
С учетом приобретенной истцами квартиры в г. Сертолово жилищная обеспеченность каждого члена семьи истцов составляет 33,17 кв.м общей площади (201,4+30,8=232,2 кв.м, 232,2/7=33,17 кв.м).
Следовательно, жилищная обеспеченность истцов составляет более нормы предоставления жилой площади, которая составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, а также нормы предоставления существовавшей по законодательству, действовавшему на дату постановки административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы истцов о том, что они не составляют единую семью с Г., Ж., А., суд не принимает во внимание, поскольку указанные лица были вселены в занимаемое жилое помещение, в качестве членов семьи, на момент принятия оспариваемого решения являлись зарегистрированными по месту жительства и фактически проживали единой семьей в квартире по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении иска надлежит отказать по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учете, возложении обязанности перечислить денежные средства, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись
Решение в окончательной форме принято 23.10.2020.
УИД78RS0005-01-2020-002313-30