ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4084/2021 от 01.12.2021 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-4084/2021

УИД 22RS0013-01-2021-006974-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2021 года г. Бийск, Алтайский край

Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Максимовой Н.С.,

при помощнике судьи Аксеновой А.А.,

с участием процессуального истца – помощника прокурора г. Бийска Алтайского края Харина Ю.В., представителя ответчика МКУ «Управлению жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска», третьего лица администрации города Бийска ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Бийска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Управлению жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Бийска Алтайского края обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к МКУ «Управлению жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска», в котором просит возложить на ответчика обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов (далее – ТБО) на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности, между домами № 24 «Б» и № 38 по пер. Овражный в пос. Нагорный г. Бийска общей площадью около 400 кв.м., путем сбора и вывоза мусора на полигон твердых бытовых отходов в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указывает на то, что прокуратурой города Бийска по информации СМИ и обращениям граждан проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части размещения отходов производства и потребления на территории муниципального образования город Бийск.

Установлено, что на земельному участке, находящимся в муниципальной собственности между домами № 24 «Б» и № 38 по пер. Овражный в пос. Нагорный г. Бийска имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления (строительный мусор, пластик, полиэтилен, сухая растительность и т.д.) общей площадью около 400 кв.м.

С целью устранения выявленных нарушений 18.06.2021 прокуратурой города Главе города Бийска внесено представление о ликвидации указанной свалки.

21.07.2021 от администрации города поступил ответ, согласно которому выполнены соответствующие работы по ее ликвидации, однако данные сведения не соответствуют действительности.

Так, согласно акту осмотра от 21.09.2021 помощником прокурора города совместно с государственным инспектором Алтайского края в области охраны окружающей среды был осуществлен выезд на указанный земельный участок, где выявлено, что отходы производства и потребления не вывезены, свалка не ликвидирована.

Указывая на данные обстоятельства, основываясь на положениях ст. ст. 41,42,58 Конституции Российской Федерации, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. ст. 8,13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», истец обратился в суд с указанными требованиями.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора г. Бийска Алтайского края Харин Ю.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что, свалка имеет место быть по настоящее время. Учитывая нахождение несанкционированной свалки ТБО, собственник которых неизвестен, на территории из состава земель муниципального образования г. Бийск, Алтайского края государственная собственность на которые не разграничена, данный участок не предназначен для хранения ТБО, следовательно, обязанность по ее ликвидации возложена на орган местного самоуправления. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не может являться надлежащим ответчиком по делу, учитывая обстоятельства дела.

Представитель ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска», третьего лица администрации города Бийска ФИО1, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменной отзыве на исковое заявление (л.д. 46-49). Дополнительно пояснила, что согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), на регионального оператора возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки. 12.05.2021 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «Спецобслуживание плюс», заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Бийской зоны Алтайского края, следовательно, по-мнению представителя ответчика и 3 лица, на ООО «Спецобслуживание плюс» должна быть возложена обязанность по ликвидации данной свалки. Также указала на то, что факт наличия в настоящее время несанкционированной свалки ТБО, собственник которых неизвестен, на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности, между домами № 24 «Б» и № 38 по пер. Овражный в пос. Нагорный г. Бийска, ответчиком не оспаривается. Обратила внимание, что администрация г. Бийска обращалась в ООО «Уют Плюс» с целью ликвидации данной свалки, однако, в связи со сложным рельефом местности (овраг) полностью убрать ТБО не представляется возможным. Для решения вопроса о ликвидации несанкционированной свалки в ООО «Спецобслуживание плюс» ответчик, третье лицо не обращались.

Третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, о времени и месте судебного разбирательства уведомлено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, указанное обстоятельство не является препятствием к рассмотрению дела в его отсутствие. В предварительном судебном заседании представитель Министерства ФИО2, действующая на основании доверенности, указала на выявление факта несанкционированной свалки, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

Третье лицо ООО «Спецобслуживание плюс» о времени о времени и месте судебного разбирательства уведомлено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, что суд находит возможным.

Выслушав пояснения процессуального истца, представителя ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Правовое регулирование в области обращения с отходами согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Ст. 13 ЗК РФ возлагает на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от их загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Подпунктом 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Законодателем на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.

Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность п. 18 ч. 1 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район", подчеркнул, что, поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования (постановление от 26.04.2016 года N 13-П).

Пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 8 ст. 42 ЗК РФ).

Исходя из предписаний п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10. 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий).

За участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Во исполнение данного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которыми установлено следующее.

В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней (пункт 16):

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17).

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (пункт 18 Правил № 1156).

Как остановлено судом и не оспаривалось участниками процесса, земельный участок между домами № 24 «Б» и № 38 по пер. Овражный в пос. Нагорный г. Бийска относится к территории из состава земель муниципального образования г. Бийск, Алтайского края государственная собственность на которые не разграничена (уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, л.д. 35,36).

Согласно ответу МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска» от 28.05.2021 г. на запрос прокуратуры г. Бийска от 26.05.2021 г., ранее несанкционированные свалки в <...> между домовладениями № 24 Б и 38 Управлением не выявлялись, данная информация в Управление не поступала. Указанная территория в состав сформированных, поставленных на кадастровый учет земельных участков не входит, в аренду не передавалась, представляет из себя территорию из состава земель муниципального образования г. Бийск, государственная собственность на которую не разграничена, в кадастровом квартале 22:65:015529 (л.д. 13).

Актом проверки от 28.05.2021 г. с фототаблицей, составленным помощником прокурора г. Бийска АК установлено наличие места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (строительного мусора, пластика, полиэтилена, сухих срубленных веток и т.д.) между домами № 24 «Б» и № 38 по пер. Овражный в пос. Нагорный г. Бийска, общей площадью 400 кв.м. (л.д. 6-12).

07.06.2021 г. администрация г. Бийска Алтайского края на запрос прокуратуры г. Бийска по вопросу несанкционированной свалки по пер. Овражный, сообщила, что подрядной организацией ООО «Уют Плюс» выдано план-задание на вывоз несанкционированной свалки по указанному адресу (л.д. 20).

07.06.2021 г. и.о. начальника отдела благоустройства МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска» проведено обследование земельного участка, по результатам которого установлено, что на территории между домами № 24 Б и № 38 по пер. Овражный, в г. Бийске 05.06.2021 г. подрядной организацией ООО «Уют Плюс» произведены работы по ликвидации свалки. Имеется баннер «свалка мусора запрещена» (л.д. 83).

18.06.2021 г. прокуратурой г. Бийска Алтайского края Главе города Бийска внесено представление об устранении в месячный срок нарушений природоохранного законодательства в части размещения отходов производства и потребления, в том числе на указанной территории, с требованием принять меры по устранению причин и условий, способствующих выявленным нарушениям закона, недопущению подобных нарушений впредь (л.д. 18-19)

21.07.2021 г. администрацией г. Бийска дан ответ на представление прокурора г. Бийска от 18.06.2021 г., в соответствии с которым доводы представления признаны обоснованными, несанкционированная свалка, расположенная между домами № 24 Б и № 38 по пер. Овражный в п. Нагорный ликвидирована. Должностным лицам МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска» указано на необходимость соблюдения федерального законодательства в части размещения отходов производства и потребления. Поскольку организация уборки несанкционированных свалок относится к текущей деятельности МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска» принято решение должностных лиц к ответственности не привлекать (л.д. 21).

Актами осмотров от 21.09.2021 г., 29.11.2021 г., составленными помощником прокурора г. Бийска по результатам выезда на земельный участок между домами № 24 Б и № 38 по пер. Овражный в п. Нагорный, в г. Бийске, установлено, что на указанном земельном участке несанкционированная свалка отходов производства и потребления (строительный мусор, пластик, полиэтилен, сухая растительность и т.д.) общей площадью около 400 кв.м. не ликвидирована (л.д. 22-26, 85-87).

21.10.2021 г. и.о. начальника отдела благоустройства МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска» проведено обследование земельного участка, по результатам которого установлено, что на территории между домами № 24 Б и № 38 по пер. Овражный, в г. Бийске имеется несанкционированная свалка. В настоящее время нет технической возможности ее ликвидировать, свалка находится в овраге. Имеется баннер «свалка мусора запрещена» (л.д. 50-52).

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие несанкционированного размещения ТКО на территории из состава земель муниципального образования г. Бийск, Алтайского края государственная собственность на которые не разграничена, между домами № 24 «Б» и № 38 по пер. Овражный в пос. Нагорный г. Бийска общей площадью около 400 кв.м., что не оспаривалось сторонами по спору.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска» является юридическим лицом (участник/учредитель – Алтайский край, г. Бийск, л.д. 28-29).

Постановлением администрации г. Бийска Алтайского края от 29.11.2011 № 2521 утверждено Положение о МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска» (л.д. 40).

В соответствии с указанным Положением (л.д. 41-45) Управление является юридически лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальных органах федерального казначейства, печать со своим наименованием и с изображением герба г. Бийска и свою символику (п.1.9.). При осуществлении своей деятельности Управление реализует полномочия от имени муниципального образования г. Бийск и от своего имени (п. 1.11.). К функциям и полномочиям Управления относятся, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.2.1.2.). Управление в пределах своей компетенции взаимодействует с отделом транспорта, связи и экологии администрации г. Бийска при осуществлении функций управления в области использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды (п. 2.2.7.2.). Управление в пределах своей компетенции и в соответствии с пунктами 2.1. и 2.2. Положения осуществляет полномочия (п.2.3.): организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории города (п.2.3.32.), организует проведение на территории города гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (п. 2.3.34.). Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе, приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, заключать договоры и иные сделки с юридическими и физическими лицами на основании и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (п. 3.2.).

Таким образом, учитывая, что несанкционированное размещение ТКО, собственник которых не известен, имеет место на территории между домами № 24 «Б» и № 38 по пер. Овражный в пос. Нагорный г. Бийска общей площадью около 400 кв.м., входящей в состав земель муниципального образования г. Бийск, Алтайского края государственная собственность на которые не разграничена, обязанность по ее ликвидации должна быть возложена на МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска», как на муниципальный орган, на который возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.

Довод представителя ответчика о невозможности произвести ликвидацию несанкционированной свалки ТКО в связи с рельефом местности (овраг) суд отклоняет, как не подтверждённый какими-либо доказательствами. Кроме того, само по себе данное обстоятельство не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

Оценивая довод представителя ответчика о том, что данная обязанность должна быть возложена на регионального оператора ООО «Спецобслуживание плюс», между которым и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края 12.05.2021 года, заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Бийской зоны Алтайского края, суд принимает во внимание следующее.

Согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

П. 10 ст. 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (далее также - территориальная схема). Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Как следует из приведенных законоположений, деятельность по "обращению с отходами" в понятии, определенном законодателем в Федеральном законе N 89-ФЗ, не осуществляется собственником земельного участка при ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, поэтому требование п. 1 ст. 24.6 указанного закона на собственника земельного участка не распространяется.

В силу пункта 3 ст. 13.3 этого закона территориальная схема должна включать в себя в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации и данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока твердых коммунальных отходов от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизм сбора твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения. Права и обязанности регионального оператора не распространяются на потоки твердых коммунальных отходов, не определенных в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом ТКО из мест их несанкционированного размещения.

Положения статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ не определяют механизм сбора ТКО с места несанкционированного размещения отходов, поскольку оно не является местом накопления отходов в понимании, данном Федеральным законом N 89-ФЗ. При этом несанкционированное место размещения ТКО не указывается в территориальной схеме в качестве места накопления отходов, в соответствии с которой обязан осуществлять свою деятельность региональный оператор (Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 06.02.2020 N АПЛ19-525).

Как следует из копии соглашения от 12.05.2021 г. № 207/21-ДО, заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «Спецобслуживание плюс» (л.д. 53-58) его предметом является выполнение региональным оператором установленных законодательством Российской Федерации и данным соглашением функций по обеспечению обращения с ТКО в зоне деятельности регионального оператора в соответствии с территориальной схемой. Зоной деятельности регионального оператора является территория Бийской зоны Алтайского края в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. В Бийскую зону входит, в том числе территория городского округа г. Бийск (п.п. 1.2., 1.3.). Региональный оператор обязан обеспечивать ликвидацию выявленных мест несанкционированного размещения ТКО в порядке, предусмотренном Правила обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (п. 2.3.8)

Как следует из ответа ООО «Спецобслуживание плюс» от 29.11.2021 г. на запрос суда, в 2021 году в связи с необходимостью ликвидации несанкционированной свалки ТКО на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности межу домами № 24 Б. и № 38 по пер. Овражный в пос. Нагорный, г. Бийск МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска» в ООО «Спецобслуживание плюс» не обращалось (л.д. 80).

Таким образом, учитывая положения п. 18 Правил № 1156, ст. ст. 13.3, 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ собственник земельного участка, на котором несанкционированно размещены ТКО, обязан самостоятельно ликвидировать данные ТКО, путем заключения договоров об оказании услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО с лицами, не являющимися региональными операторами по обращению с ними, или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.

В этой связи, учитывая обстоятельства, дела на ООО «Спецобслуживание плюс» не может быть возложена обязанность по ликвидации указанного места несанкционированного размещения ТКО.

Суд, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, установил, что несанкционированная свалка ТКО, собственник которых неизвестен, размещена на земельном участке в границах муниципального образования город Бийск собственность на который не разграничена, ответчик не заключил с региональным оператором договор на оказание услуг по ликвидации этой свалки ТКО, на основании чего приходит к выводу о том, что обязанность по ликвидацию данной свалки ТКО должна быть возложена на МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска» как на полномочный орган местного самоуправления городского поселения, на который в силу закона возложена данная обязанность, а потому исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ суд находит возможным определить срок исполнения решения суда - в течение 1 месяца со дня его вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Бийска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска» обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на территории из состава земель муниципального образования г. Бийск, Алтайского края государственная собственность на которые не разграничена, между домами № 24 «Б» и № 38 по пер. Овражный в пос. Нагорный г. Бийска общей площадью около 400 кв.м, путем сбора и вывоза мусора на полигон твердых бытовых отходов в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.С. Максимова

Дата составления мотивированного решения суда 08 декабря 2021 года.