ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4085/14 от 02.02.2015 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2-474/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 февраля 2015 года г.Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., при секретаре Дмитриевой К.В., с участием представителей истца ФИО1 и ФИО2, представителей ответчиков ФИО3, ФИО4 и ФИО5, представителя третьего лица ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области к Администрации Кстовского муниципального района, Муниципальному казенному учреждению «Административно-техническое обеспечение Кстовского муниципального района Нижегородской области» г.Кстово о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции,

У С Т А Н О В И Л:

ГУ МВД России по Нижегородской области обратилось в Кстовский городской суд с иском к Администрации Кстовского муниципального района, Муниципальному казенному учреждению «Административно-техническое обеспечение Кстовского муниципального района Нижегородской области» г.Кстово о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции от 9 сентября 2013 года № 51/13, выданное Муниципальным казенным учреждением «Административно-техническое обеспечение Кстовского муниципального района Нижегородской области» г.Кстово ИП ФИО7

В обоснование иска истец ссылается на то, что 9 сентября 2013 года директор МКУ «Административно-техническое обеспечение Кстовского муниципального района Нижегородской области» ФИО8 выдал разрешение № 51/13 на установку рекламной конструкции, владельцем которой является ИП ФИО7 Рекламная конструкция была установлена по адресу: <...> км + 266 м слева, щит № 1 Рекламная конструкция представляет собой двусторонний рекламный щит (6 х 3) х 2 метров.

В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» реклама не должна угрожать безопасности дорожного движения.

Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающем безопасность участников дорожного движения и населения, установлены ГОСТ Р 52044-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», принятым Постановлением Госстандарта РФ от 22 апреля 2003 года за № 124-ст.

16 июля 2014 года было проведено обследование указанной рекламной конструкции на месте ее установки и установлено, что она нарушает требования ГОСТ Р 52044-2003:

- ч. 4 п. 6.1 (средства наружной рекламы не должны быть размещены с радиусом кривой в плане менее 600 м в населенных пунктах), данная конструкция размещена с радиусом кривой 320 м;

- ч. 11 п. 6.1 (средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги), фактическое расстояние от края щита до бровки земляного полотна составляет 1,4 м.

Замеры проведены средством измерения - дальномер лазерный LeicaDISTO A3 (заводской номер 2062552990, свидетельство о поверке № 30 000052503 от 10.04.2014 года, инвентарный № 6839/2).

В соответствии с п.п. «щ» п.12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 июня 1998 года за № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» Госавтоинспекция для выполнения возложенных на неё обязанностей имеет право обращаться в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.

В судебном заседании представители истца ФИО1 и ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика МКУ «Административно-техническое обеспечение Кстовского муниципального района Нижегородской области» г.Кстово ФИО4 и ФИО5 иск не признали и пояснили, что выданное разрешение соответствует действующему законодательству. Заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в суд в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Поскольку заявителем срок для обращения в суд с таким заявлением пропущен, то представитель ответчика просят отказать в удовлетворении заявления по причине пропуска срока.

Кроме того, Распоряжением Администрации Кстовского муниципального района от 28 августа 2012 года за № 1297-р муниципальное казенное учреждение «Административно-техническое обеспечение Кстовского муниципального района Нижегородской области» г.Кстово назначено уполномоченным органом по подготовке и выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, аннулированию таких разрешений и выдачу предписаний о демонтаже самовольно установленных конструкций на территории Кстовского района. Указанный вид деятельности является муниципальной услугой, представляемой учреждением в соответствии с Законом о рекламе и Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку рекламной конструкции на территории Кстовского муниципального района Нижегородской области, аннулирование таких разрешений и выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций», утвержденным Постановлением Администрации Кстовского муниципального района от 23 октября 2012 года за № 692 (Регламент).

Регламентом определяются сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении муниципальной услуги, порядок взаимодействия для участников отношений, возникающих при предоставлении муниципальной услуги.

Административным Регламентом так же установлена форма листа согласования с уполномоченными органами для принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции или об отказе в выдаче такого разрешения.

Перечень уполномоченных органов (согласующих организаций) установлен в приложении 4 Регламента, в соответствии с п. 7. 3.3. Правил установки и эксплуатации рекламных и информационных конструкций в Кстовском муниципальном районе Нижегородской области, утвержденными Решением Земского собрания Кстовского муниципального района от 18 сентября 2012 года № 454.

В сентябре 2013 года ИП ФИО7 обратилась к директору МКУ «АТО Кстовского района» с заявлением о согласовании размещения рекламной конструкции размером 6 х 3 м на территории земельного участка по адресу: Кстовский район, д.Афонино (придорожная полоса автомобильной дороги «Восточный подъезд к <...>, не доезжая АЗС «Лукойл», 10 км + 266 (слева), на земельном участке, предоставленном по итогам конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В рамках исполнения муниципальной услуги, руководствуясь положениями административного регламента сотрудниками отдела рекламы МКУ «АТО Кстовского района» получены необходимые согласования с уполномоченными органами для принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. УГИБДД в указанный перечень включено не было в связи с исключением из полномочий ГИБДД функции согласования мест размещения рекламных конструкций.

По обращению УГИБДД ГУ МВД РФ по Нижегородской области, поступившему в адрес МКУ «АТО Кстовского района» в апреле 2014 года, Учреждением были направлены информационные письма, в том числе в адрес ИП ФИО7, о принятии неотложных мер по устранению нарушений, допущенных при размещении рекламных конструкций.

Таким образом, МКУ «АТО Кстовского района» предприняло и выполнило все необходимые действия по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, а так же провело необходимые мероприятия для предупреждения нарушений норм действующего законодательства при размещении рекламных конструкций по выданным разрешениям.

Так же, согласно п. 2.7. Устава МКУ «АТО Кстовского района» не вправе осуществлять виды деятельности и оказывать платные услуги, не указанные в Уставе. Следовательно, Учреждение может действовать лишь в рамках имеющихся полномочий, в число которых не входит определение на соответствие места рекламной конструкции требованиям ГОСТ Р 52044 - 2003. Именно для соблюдения всех необходимых норм и требований Учреждение и определяет перечень согласующих организаций.

Истец в своем исковом заявлении ссылается на нарушение требований ГОСТ Р 52044-2003, который регулирует установку рекламных конструкций на территориях городских и сельских поселений, однако указанный ГОСТ не является нормативным актом по безопасности дорожного движения и носит рекомендательный характер для применения.

Доказательств обязательности его применения в указанных в иске частях, как в части именно регулирования безопасности дорожного движения истцом не представлено.

Доказательств того, что для земельного участка, на котором расположена рекламная конструкция ИП ФИО7, установлен особый режим использования, суду не представлено. Каких-либо пояснений, доказательств того, что спорные рекламные конструкции создают угрозу безопасности дорожного движения по адресу Нижегородская обл., Кстовский район, д.Афонино (придорожная полоса автомобильной дороги «Восточный подъезд к <...>, не доезжая АЗС «Лукойл», 10 км + 266 (слева), УГИБДД суду не представлено.

Представитель ответчика Администрации Кстовского муниципального района, ФИО3 иск не признала и пояснила, что оспаривание ненормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, допускается в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушенном праве, поскольку заявителем срок для обращения в суд с таким заявлением пропущен, то просит суд отказать истцу в удовлетворении заявления по причине пропуска срока.

Третье лицо ИП ФИО7 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила. Ее представитель по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что разрешение ИП ФИО7 выдано в соответствии с требованиями закона, замеры ФИО2 производились без участия собственника рекламной конструкции.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

В соответствии с ч. 9 ст. 19 Закона "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В соответствии с ч. 1, п. 5 ч. 20 ст. 19 Закона "О рекламе" распространение наружной рекламы должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. В случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта разрешение на ее установку может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона "О рекламе" реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.

В силу ч. 4 ст. 19 Закона "О рекламе" рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257 - ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и(или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. Требования к средствам наружной рекламы и местам их расположения, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения установлены ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений".

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", со дня вступления в силу указанного федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая) изыскания, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В соответствии со ст.3 Федерального Закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года за № 196-ФЗ одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В соответствии с п.п. «щ» п.12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 июня 1998 года за № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» Госавтоинспекция для выполнения возложенных на неё обязанностей имеет право обращаться в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Из материалов дела следует, что 9 сентября 2013 года ИП ФИО7 было выдано разрешение № 51/13 на установку рекламной конструкции на рекламном месте, расположенном по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, д.Афонино (придорожная полоса автомобильной дороги «Восточный подъезд к <...>, не доезжая АЗС «Лукойл», 10 км + 266 (слева) со сроком действия - до 8 сентября 2018 года (л.д.5).

16 июля 2014 года старшим инспектором по ОП отдела ДИ УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области ФИО2 было проведено обследование места рекламной конструкции, установленной по указанному выше адресу (л.д.6), в ходе которого установлено, что рекламная конструкция имеет следующие характеристики:

- тип рекламной конструкции: двусторонняя;

- размер информационного поля 6 на 3 метров.

2. Эксплуатация данной рекламной конструкции по указанному адресу нарушает следующие требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»:

- ч. 4 п. 6.1 (средства наружной рекламы не должны быть размещены с радиусом кривой в плане менее 600 м в населенных пунктах), данная конструкция размещена с радиусом кривой 320 м;

- ч. 11 п. 6.1 (средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги), фактическое расстояние от края щита до бровки земляного полотна составляет 1,4 м.

Замеры, отраженные в настоящем акте, проведены средством измерения - дальномер лазерный LeicaDISTO A3 (заводской номер 2062552990, свидетельство о поверке № 30 000052503 от 10.04.2014 года, инвентарный № 6839/2).

Технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.

Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены ГОСТ Р 52044-2003, пунктом 6.1 которого предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны быть размещены с радиусом кривой в плане менее 600 м в населенных пунктах; средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги.

Вышеуказанный ГОСТ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций.

Несоответствие расположения рекламных конструкций требованиям государственного стандарта создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан-участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья. То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует о возникновении угрозы безопасности дорожного движения.

Судом принимается во внимание, что ответчиками не представлено доказательств, опровергающих акт обследования рекламной конструкции.

Довод ответчика о пропуске срока оспаривания разрешения судом отклоняется.

Исходя из части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, заявитель вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Разрешение требования ГУ МВД России по Нижегородской области не может находиться в зависимости от трехмесячного срока на оспаривание разрешения на ее установку, поскольку рекламная конструкция своим размещением с нарушением установленных требований создает постоянную угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, В связи с этим у суда не имеется оснований для удовлетворения требований ответчиков об отказе ГУ МВД России по Нижегородской области в удовлетворении заявления по причине пропуска срока обжалования.

Учитывая изложенное, исковые требования ГУ МВД России по Нижегородской области являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области к Администрации Кстовского муниципального района, Муниципальному казенному учреждению «Административно-техническое обеспечение Кстовского муниципального района Нижегородской области» г.Кстово о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции, удовлетворить.

Признать недействительным разрешение на установку рекламной конструкции от 9 сентября 2013 года № 51/13, выданное Муниципальным казенным учреждением «Административно-техническое обеспечение Кстовского муниципального района Нижегородской области» г.Кстово ИП ФИО7 в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, д.Афонино (придорожная полоса автомобильной дороги «Восточный подъезд к <...>, не доезжая АЗС «Лукойл», 10 км + 266 (слева).

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) А.Х.Водяницкая

Копия верна:

Судья:

Секретарь: