ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4087/13 от 13.11.2013 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-4087/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(дата) Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Рубинской О.С.

при секретаре Шадриной Х.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Фролова Д.В. об оспаривании действий должностного лица, обязании произвести государственную регистрацию,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица и обязании произвести государственную регистрацию, в обоснование указав, что в соответствии с решением ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» Фролову Д.В. (дата) было предоставлено жилое     помещение, находящееся в федеральной собственности, бесплатно.

Жилое помещение представляет собой отдельную квартиру общей площадью 39,10 кв.м., состоящую из 1 (одной) отдельной комнаты, расположенную на 15 этаже многоэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: ....

(дата) Фроловым Д. В. и С. (действующим как представитель собственника жилого помещения Российской Федерации, на основании доверенности Министра обороны РФ №... от (дата) г.) был подписан акт приема-передачи жилого помещения по вышеуказанному адресу.

(дата) заявителем в Управление Федеральной службыгосударственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области были поданы необходимые документы в соответствии с требованиями закона документы: заявлениео регистрации прав собственности от (дата) №...; акт приема-передачи жилого помещения от (дата) №...; решение о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно от (дата) №..., выпискаиз вышеуказанного решения от (дата) №... о передаче в собственность бесплатно жилого помещения; доверенность от (дата) г.

(дата) государственный регистратор Управления Росреестра приостановил государственную регистрацию права собственности со ссылкой, в качестве основания для приостановления на п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - «к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложеныдокументы, необходимые для ее проведения».

Государственный регистратор указал: выписка из решения о предоставлении жилого помещения в собственность.. . является основанием для государственной регистрации прекращения только права собственности Российской Федерации … для проведения государственной регистрации права собственности за Фроловым Д.В... . необходимо прекращение права оперативного управления… Предлагаем устранить причины, препятствующие проведению государственной регистрации».

(дата) процедура государственной регистрации была приостановлена на 3 (три) месяца.

(дата) Управлением Росреестра письмом было вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру по основанию: «не представлены документы, необходимые в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документоввозложена на заявителя».

Указанное решение лишает Фролова Д.В. предоставленного законом права на получение жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по выбору в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотренавоенная служба (Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-3 г. статья 15) и противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июня 41 г. N 512 г. "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно": Федеральными     органами     принимаются     решения     о     предоставлении     жилых помещений       в       собственность       бесплатно       по       избранному       постоянному      месту жительства,      выписка      из      которых     по     форме      согласно      приложению      выдается (направляется)     военнослужащим     (гражданам,     уволенным     с     военной     службы)     или членам       их       семей,       в       порядке,       устанавливаемом       федеральными       органами. Выписки,        указанные        в        пункте       4        настоящих        Правил,        являются основанием          для          государственной          регистрации          прекращения          права собственности      Российской      Федерации     и      возникновения      права      собственности военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) или членов их семей предоставленные жилые помещения.

Каких-либо дополнительных документов данное постановление не предусматривает.

Таким образом, считает заявитель, выписка из решения о предоставлении жилого помещения в собственность граждан является основаниям для регистрации прекращения права собственности РФ и возникновения права собственности военнослужащих.

Представление на государственную регистрацию иных документов, являющихся основанием для регистрации права собственности на жилые помещения, действующим законодательством не предусмотрено.

Пунктом 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав запрещено истребовать у заявителя дополнительных документов, за исключением тех, что предусмотрены законом о государственной регистрации прав в качестве оснований для регистрации.

Кроме того, Управление Росрееетра требует предоставить заявление от Федерального государственного      казенного     учреждения      «Специальное     территориальное     управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (СТУИО N40 РФ) на прекращение оперативного управления выделенной Фролову Д.В. квартиры, что, по мнению заявителя, противоречитФедеральному закону Российской Федерации о госрегистрации, поскольку п.1 и 2 ст. 17 закона о госрегистрации представление подобного документа не предусмотрено.

В своем решении о приостановлении Управление Росрееетра не указывало и о принятии им мер по межведомственным запросам в части предоставления, необходимого, по его мнению, заявления от СТУИО МО РФ о прекращении его права оперативного управления выделенной заявителю квартиры.

Пунктом 3 ст. 299 ГК РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а же в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. На основании решения собственника жилого помещения указанное жилое помещение передано в собственность заявителя, т.е. в соответствии с ч. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления у Российской Федерации в отношении жилого помещения прекратилось с момента передачи жилого помещения в собственность заявителя.

Принятие отдельного решения о прекращении права оперативного управления у СТУИО МО РФ в отношении жилого помещения не требуется, поскольку право оперативного управления прекращается в силу прямого указания закона, а именно ч. 3 ст. 299 ГК РФ, в связи с принятием решения собственника о передаче жилого помещения в собственность заявителя.

Заявитель и представитель его интересов по доверенности Соловьев С.А. в судебном заседании поддержали требования и доводы, изложенные в их обоснование, указав, что отказом в государственной регистрации права собственности нарушаются права заявителя, он не может зарегистрировать право собственности на квартиру, встать на регистрационный учет по данному адресу, и как, следствие, не может встать на учет в военкомате и продолжить службу, как военнослужащий.

Также просили учесть, что Управление указывает, что отказ, выраженный письмом от (дата) №... основан на несоблюдении обязанности по представлению заявителем документов, необходимых для государственной регистрации, (абз 10 пункт 1 ст. 20 закона о государственной регистрации). Именно это основание указано в качестве отказа. Вместе с тем, Управление в своем отзыве признает и не оспаривает, что выписка из решения о предоставлении жилого помещения в собственность военнослужащего, в соответствии с и.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 512. является документом - основанием длягосударственной регистрации права собственности военнослужащих на предоставленные им в собственность жилые помещения.

Управление ссылается на заявительный порядок регистрации прав, указывая, что должно быть предоставлено заявление соответствующею учреждения Минобороны России о прекращении права оперативного управления. Однако, на Фролова Д. В. обязанность представления подобного заявления законом не возложена. Более того, не будучи уполномоченным соответствующим учреждением Минобороны России, Фролов Д. В. лишен возможности представить такое заявление. Следовательно, ссылка на ст. 16 Закона о государственной регистрации прав несостоятельна, а отказ в государственной регистрации противоречит закону.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен лично о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил возражение на заявление, согласно которому указывает, что (дата) по результатам проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию права собственности на квартиру №..., государственная регистрация была приостановлена, а (дата) письмом №... в заявленной регистрации было отказано в связи с не представлением документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации).

В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления военнослужащим -гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 512 (далее - Правила), государственная регистрация права собственности военнослужащих на жилые помещения и прекращение права собственности Российской Федерации на указанные жилые помещения осуществляются на основании выписки из решения о предоставлении таких жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.

Данная выписка является документом - основанием для государственной регистрации права собственности военнослужащих или членов их семей на предоставленные им в собственность жилые помещения, а также для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на данные жилые помещения.

Однако указанные жилые помещения, как правило, на момент их предоставления в собственность военнослужащим находятся в оперативном управлении соответствующих учреждений Минобороны России, о чем имеются актуальные записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Прекращение на основании указанной выписки права оперативного управления на жилые помещения, предоставленные военнослужащим в собственность бесплатно, Правилами не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

При этом статьей 16 Закона о регистрации предусмотрен заявительный порядок государственной регистрации прав, в том числе и права оперативного управления.

Осуществление государственной регистрации прав (в том числе и прекращения прав) на недвижимое имущество без предоставления соответствующего заявления возможно только на основании соответствующих норм законодательства Российской Федерации.

Таким образом, на государственную регистрацию права собственности военнослужащих на жилые помещения, находящиеся также в оперативном управлении учреждений Минобороны России, должно быть представлено заявление соответствующего учреждения о прекращении права оперативного управления.

Управление считает, что решение государственного регистратора от (дата) №... об отказе в проведении государственной регистрации основано на нормах закона и вынесено в пределах компетенции, предоставленной Законом о регистрации.

Представитель заинтересованного лица: ФГКУ «Специальное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ извещалось судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило.

Суд, с учетом мнения участников процесса, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав и изучив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.

Согласно статьи 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" (далее - Порядок N 512) государственная регистрация права собственности военнослужащих на жилые помещения, предоставленные им в собственность бесплатно, и прекращения права собственности Российской Федерации на указанные жилые помещения осуществляется на основании выписки из решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.

Как следует из материалов дела (дата) Федеральным государственным казенным учреждением "Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ было принято решение о предоставлении в собственность бесплатно Фролову Д.В. жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, ... (л.д. 9).

Актом приема-передачи от (дата) указанное жилое помещение было передано Фролову Д.В. (л.д. 10).

(дата) заявитель обратились в Управления Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности жилого помещения, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, ....

К заявлению были приложены следующие документы: заявлениео регистрации прав собственности от (дата) №...; акт приема-передачи жилого помещения от (дата) №...; решение о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно от (дата) №..., выпискаиз вышеуказанного решения от (дата) №... о передаче в собственность бесплатно жилого помещения.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ (далее - Закон РФ N 122-ФЗ), государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно ст. 2 Закона РФ N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу требований п. 1 ст. 16 Закона РФ N 122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона РФ N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Заявитель вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель уведомляется о его праве представить такие документы по собственной инициативе.

(дата) государственный регистратор Управления Росреестра вынес уведомление о приостановлении государственной регистрации по (дата) г., поскольку для регистрации права собственности за Фроловым Д.В. необходимо прекращение права оперативного управления. Для чего представителю юридического лица, за которым зарегистрировано право оперативного управления, необходимо обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о государственной регистрации прекращения права оперативного управления на данный объект недвижимости, приложив необходимые для проведения такой регистрации документы.

Также Фролову Д.В. предложено устранить причины, препятствующие проведению государственной регистрации (л.д. 13).

(дата) заявителю было отказано на основании абзаца 10 п. 1 ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ в связи с не устранением причины приостановления государственной регистрации, указанной в уведомлении от (дата) и истечения срока приостановления (л.д. 14).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - 1. Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.

В силу ст. 16 вышеуказанного закона - 1. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. В случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права. Такое заявление может быть подано помощником нотариуса.

Согласно пункту 3 статьи 299 ГК РФ - право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Таким образом, с учетом положений Порядка N 512 выписка из решения о предоставлении заявителю в собственность бесплатно в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, ..., является основанием для государственной регистрации их права собственности, а также для государственной регистрации прекращения права оперативного управления учреждения Министерства обороны Российской Федерации на данное жилое помещение.

Требование заинтересованным лицом документов иных документов, кроме тех, что были предоставлены заявителем, суд находит несостоятельным и необоснованным, поэтому решение об отказе в государственной регистрации по причине не предоставления таких документов суд считает незаконным.

Также подлежит удовлетворению требование заявителя об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области произвести государственную регистрацию права собственности на жилое помещение по адресу: : г.Н.Новгород, ..., поскольку отказ в государственной регистрации признан незаконным. Иного препятствия в регистрации права регистрирующим органом не было установлено при проведении правовой экспертизы документов, представленных заявителем на регистрацию.

Руководствуясь ст.ст.254-258, 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ...

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области произвести государственную регистрацию права собственности на жилое помещение по адресу: : г.Н.Новгород, ....

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.

Судья

О. С. Рубинская

Мотивированное решение изготовлено (дата) г.