ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4087/2023 от 21.12.2023 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

61RS0-29

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Лепетюх А.В.,

при секретаре Однороб В.В.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону Лебедевой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону гражданское дело по иску прокурора г.Волгодонска Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к ТУ Росимущества по Ростовской области, третьи лица Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, администрация г.Волгодонска Ростовской области, МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г.Волгодонска Ростовской области, Управление федерального казначейства по Ростовской области, ГУ МЧС России по Ростовской области, Управление Росреестра по Ростовской области об обязании оформления права федеральной собственности на защитное сооружение гражданской обороны,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Волгодонска Ростовской области обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, указав в его обоснование, что комиссией в составе представителей администрации г.Волгодонска Ростовской области и МКУ «Управление ГО и ЧС г.Волгодонска» ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка наличия и оценка готовности к использованию по предназначению защитного сооружения гражданской обороны инвентарный , принятого в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которой составлен акт инвентаризации, оценки содержания и использования убежища гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ и утвержден главой Администрации города. Из содержания данного акта следует, что убежище гражданской обороны ни в чьей собственности не состоит, в реестре числится, в мирное время не используется, находится в ненадлежащем состоянии в связи с разрушением строительных конструкций ЗСГО, по результатам которого, сделан вывод об отсутствии готовности данного убежища к приему укрываемых. По информации, полученной из МКУ «Управление ГОЧС» установлено, что ТУ Росимущества Ростовской области в реестр федерального имущества не внесены сведения о защитном сооружении гражданской обороны (инв. , принято в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ), расположенного по адресу: <адрес>. Проведенной проверкой установлено, что ТУ Росимущества Ростовской области ненадлежащим образом осуществляет учет федерального имущества, расположенного на территории <адрес>. Кроме того, проверкой, проведенной прокуратурой города совместно с начальником отдела гражданской обороны, защиты населения и территории МКУ «Управление ГОЧС <адрес>», заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>, установлено, что данное убежище, находится в непригодном для укрытия населения состоянии, расположенного на территории АО «<данные изъяты>» по адресу: 347360, <адрес>, инв. , группа по ГО населенного пункта - II, Категории по ГО АО «<данные изъяты>» не имеет, не продолжает свою деятельность в период мобилизации и в военное время, не обеспечивает жизнедеятельность городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне или организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, убежище гражданской обороны принято в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, балансодержатель не установлен, ведомственной принадлежностью отнесено как бесхозяйное ЗС ГО. Убежище гражданской обороны ни в чьей собственности не состоит, в реестре числится, в мирное время не используется. Вид правообладания – иное. В период с ДД.ММ.ГГГГ на поддержание в готовности ЗС ГО финансовых средств выделено не было. Текущий ремонт не производился. ДД.ММ.ГГГГ проведено ТО ЗС ГО. Выполнение мероприятий по восстановлению и реконструкции инженерных коммуникаций и работ по усилению фундамента и конструкций здания являются весьма дорогостоящими, технически сложными, поэтому защитное сооружение инв. целесообразно снять с учета. Истец просит обязать Территориальное управление Росимущества в <адрес> оформить в установленном порядке право федеральной собственности на защитное сооружение гражданской обороны (инв. , принято в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ), расположенное по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону ФИО3, поддержала требования, изложенные в иске, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ТУ Росимущества в РО по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Ростовской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании поддержал требования.

Представители третьих лиц: Минимущества РО, Департамента по предупреждению и ликвидации ЧС РО, администрации г.Волгодонска РО, МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г.Волгодонска РО, Управления федерального казначейства по РО, Управление Росреестра по РО надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении не просили, в связи с чем в отсутствие представителей третьих лиц дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.

Заслушав позиции представителей истца и ответчика, а также представителя третьего лица, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статьями 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ.

Согласно ГОСТу Р22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 №327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Согласно п.2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п.13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила), рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Статус защитного сооружения гражданской обороны, как объекта гражданской обороны, в силу п.1.2 Правил определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

Согласно п.2.1 Правил учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, в журнале учета ЗС ГО.

В силу пункта 2.2 Правил документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Прокурором <адрес> в ходе надзорных мероприятий установлено, что комиссией в составе представителей администрации <адрес> и МКУ «Управление ГО и ЧС <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка наличия и оценка готовности к использованию по предназначению защитного сооружения гражданской обороны инвентарный , принятого в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>.

По результатам проверки установлено, что убежище гражданской обороны ни в чьей собственности не состоит, в реестре числится, в мирное время не используется, находится в ненадлежащем состоянии в связи с разрушением строительных конструкций ЗСГО, по результатам которого, сделан вывод об отсутствии готовности данного убежища к приему укрываемых.

По информации, полученной из МКУ «Управление ГОЧС» установлено, что ТУ <адрес> в реестр федерального имущества не внесены сведения о защитном сооружении гражданской обороны (инв. , принято в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ), расположенного по адресу: <адрес>.

Проведенной проверкой установлено, что ТУ <адрес> ненадлежащим образом осуществляет учет федерального имущества, расположенного на территории <адрес>.

Кроме того, проверкой, проведенной прокуратурой города совместно с начальником отдела гражданской обороны, защиты населения и территории МКУ «Управление ГОЧС <адрес>», заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>, установлено, что данное убежище, находится в непригодном для укрытия населения состоянии, расположенного на территории АО «<данные изъяты>» по адресу: 347360, <адрес>, инв. , группа по ГО населенного пункта - II, Категории по ГО АО «<данные изъяты>» не имеет, не продолжает свою деятельность в период мобилизации и в военное время, не обеспечивает жизнедеятельность городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне или организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, убежище гражданской обороны принято в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, балансодержатель не установлен, ведомственной принадлежностью отнесено как бесхозяйное ЗС ГО. Убежище гражданской обороны ни в чьей собственности не состоит, в реестре числится, в мирное время не используется. Вид правообладания – иное. В период с ДД.ММ.ГГГГ на поддержание в готовности ЗС ГО финансовых средств выделено не было. Текущий ремонт не производился. ДД.ММ.ГГГГ проведено ТО ЗС ГО.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В соответствии с п.8 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии с п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Убежища (защитные сооружения) относятся к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, следовательно, со дня вступления в силу данного постановления относятся к федеральной собственности.

Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии спостановлениемПравительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

ТУ Росимущества в Ростовской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта РФ, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе составляющего государственную казну РФ.

Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Ростовской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, выполняет ТУ Росимущества в РО, и именно на него возложена обязанность по оформлению в установленном законом порядке права федеральной собственности на защитное сооружение.

Отсутствие убежища в составе казны Российской Федерации, и, как следствие, невозможность осуществления ТУ Росимущества в РО полномочий по содержанию, распоряжению, контролю за техническим состоянием защитного сооружения, привело к тому, что в настоящее время оно не может использоваться по основному назначению, что нарушает права Российской Федерации как собственника такого имущества, исключает реализацию основных задач в области гражданской обороны, предусмотренных ст.2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и создает угрозу нарушения прав граждан на защиту на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

При таком положении, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования прокурора г.Волгодонска Ростовской области подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора г.Волгодонска Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Обязать ТУ Росимущества в Ростовской области оформить в установленном порядке право федеральной собственности на защитное сооружение гражданской обороны инвентарный , принято в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А.В.Лепетюх