Дело № 2- 408/2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Атяшево 22 октября 2013 года
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Иванушкиной Т.Н.
при секретаре судебного заседания Бабуровой О.В.
с участием : ФИО1
представителя ФИО1 -ФИО2
с участием ФИО3
с участием представителя ФИО3- ФИО4, предъявившего удостоверение № 350 ордер № 221
рассмотрели в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к частному нотариусу ФИО3 о признании незаконным постановления об отказе в совершении нотариального действия и об обязательстве выдать свидетельство о праве на наследство и о взыскание судебных расходов в сумме 934.40 руб., государственной пошлины в сумме -200 рублей, суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением к частному нотариусу ФИО3 о признании незаконным постановления об отказе в совершении нотариального действия и об обязательстве выдать свидетельство о праве на наследство по следующим основаниям:
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что 16 февраля 2013 года умерла ее бабушка Д_. ФИО1 является наследницей по завещанию 56/100 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>
В шестимесячный срок ФИО1 было подано заявление нотариусу ФИО3 о вступлении в наследство. Для получения свидетельства о праве на наследство были представлены: завещание Д_ правоустанавливающие документы на квартиру, справка о последнем месте жительстве ФИО5 и справка БТИ об инвентаризационной стоимости квартиры по адресу: <адрес>. Нотариус ФИО3 принимать справку БТИ отказалась. В результате нотариусом было выдано постановление от 22 августа 2013 года, регистрационный №402 об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по причине предоставления в качестве документа оценки наследуемого имущества справки БТИ об инвентаризационной оценки квартиры. Считает данное постановление нотариуса ФИО3 незаконным в соответствии с подпунктом 5, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса РФ для исчисления государственной пошлины по выбору плательщика может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству РФ об оценочной деятельности, или организациями( органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества(способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
В части правомочности БТИ в выдаче справки об инвентаризационной стоимости, отмечает следующее: с 1 января 2013 года положения постановлений Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. №921 « О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства» от 10 сентября 2004 года. №477 «О внесении изменений в некоторые акты РФ по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», приказа Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 года №70 «Об аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», не применяются(полный перечень нормативно-правовых актов в области государственного технического учета и технической инвентаризации, утративших силу, указан в Постановлении Правительства от 27 июня 2013 года №546.)
Вместе с тем ст.19 ЖК РФ предусмотривает проведение государственного учета Жилищного фонда в РФ, осуществляемого в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ Федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время уполномоченным на утверждение порядка осуществления государственного учета жилищного фонда федеральным органом исполнительной власти является Госстрой ( пункт 5.2.15 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 года №670).Госстроем порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. №1301 «О государственном учете жилищного фонда в РФ»
Также просит учесть, что согласно ст.3 п.7 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), следовательно, если в данной ситуации имеет место спор о базе для исчисления госпошлины, связанный, с противоречиями в трактовке законодательства РФ, нотариус обязан учесть интерес заявительницы и принять в качестве документа оценки (для исчисления госпошлины) справку об инвентаризационной стоимости.
Считает что, у нотариуса ФИО3 не было препятствий для выдачи свидетельства о праве на наследство.
Просит признать незаконным постановление нотариуса ФИО3 об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство от 22 августа 2013 года регистрационный № 402, обязать нотариуса ФИО3 выдать ей свидетельство о праве на наследство, после смерти Д_., 56/100 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> и возместить расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в суд в сумме 200рублей и судебные расходы понесенные заявительницей в связи, с судебным разбирательством( транспортные расходы) в сумме 934.40 руб.
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО6 предъявленные требования поддерживали в полном объеме и просят их удовлетворить, при этом добавили, что Постановления Правительства, касаемые государственного учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства в их числе № 921 с 9 июля 2013 года « О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» утратили свою силу, именно на это и делает ссылку нотариус. После отмены Постановления Правительства № 921 технический учет объектов жилищного фонда ( не объектов капитального строительства ), продолжает осуществляться на основании положений Жилищного кодекса и в порядке, предусмотренном специальными нормативными правовыми актами, действовавшими до вступления в силу Постановления № 921 и продолжающими действовать сегодня и после отмены этого постановления.
В настоящее время действует Постановление № 1301 от 1997 года и не согласны они в том, что нотариус заостряет внимание на противоречиях. найденных им в Положении государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, введенном постановлении № 1301. Просят учесть и то, что постановление №1301 и его 5 пунктов, действуют и не противоречат никаким законам. Пункт 3 из этого постановления следует, что разработать и по согласованию Государственным комитетом Российской Федерации по статистике утвердить в 1 квартале 1998 года инструкцию о проведении учета жилищного фонда и обеспечить контроль за ее выполнением. Данная инструкция была утверждена приказом Минземстроя РФ от 04 августа 1998 года № 37 и действует по настоящее время и в ней отдельной строкой прописано, что требования настоящее инструкции обязательны для всех организаций технической инвентаризации.
Пункт 1.3 закреплено, что учету в бюро технической инвентаризации подлежат помещения, включаемые в жилищный фонд. Положениями данного раздела прямо указывается на то, что действительная инвентаризационная стоимость определяется БТИ в соответствии с действующим « Порядком оценки помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности» утвержденным приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 года № 87. Исполнителями работ по оценке являются местное бюро технической инвентаризации. Они не согласны с мнениями нотариуса о том, что инвентаризационной стоимости нет, ссылаясь на Закон о « Кадастре и кадастровой стоимости», поскольку существует Налоговый кодекс и Закон « О налогах на имущество физических лиц»от 09.12.1991 года № 2003-1 с учетом последних изменений, внесенных Федеральным Законом от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ в которых, также указано, об инвентаризационной стоимости. Согласно Федерального Закона № 221 –ФЗ « О государственном кадастре недвижимости » не исключает понятие « инвентаризационная стоимость» они устанавливают то, что целях Государственного кадастрового учета недвижимости, инвентаризационная стоимость не применяется, поэтому использование данных БТИ об инвентаризационной стоимости в целях исчисления государственной пошлины за совершение нотариального действия не противоречит указанному закону, а также письма Министерства Финансов РФ № 03-05-05-03/24838 от 28.06.2013 года по исчислению государственной пошлины и письма Федеральной нотариальной палаты РФ № 1407/03-16.3 от 26.06.2013 года по предоставлению сведений о кадастровой и инвентаризационной стоимости в 2013 году. Они считают, что в 2013 году филиал ФГУП « Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ имеют право выдавать справки об инвентаризационной стоимости жилья, которые применяются нотариусами при исчислении государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство и не противоречит закону.
В судебном заседании нотариус ФИО3 заявленные требования ФИО1 не признает и пояснила, что действительно после смерти Д_. ФИО1 обратилась о выдаче свидетельстве о праве на наследство по завещанию. Представлена ею справка ФГУП « Ростехинвентаризация» БТИ № 572 от 24.04.2013 года об инвентаризационной оценке квартиры <адрес> со стоимостью 319472 руб. Она не согласна с мнением ФИО1 в том, что для исчисления госпошлины по выбору плательщика представляется документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной стоимости имущества и по настоящее время БТИ имеют право выдачи справок об инвентаризационной стоимости квартиры. Данные доводы ФИО1 противоречат Федеральному Закону от 24.07.2007 года № 221-ФЗ « О государственной кадастре недвижимости» из которого следует, что расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, а также государственный учет капитального строительства в переходной период осуществляют :
органы и организации по государственному и техническому учету и (или) технической инвентаризации ;
подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения.
С 1 января 2013 года единственным органом осуществляющим государственный кадастровый учет капитального строительства и ведение государственного кадастра недвижимости, в том числе предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, является Федеральное государственное бюджетное учреждение « Федеральная кадастровая палата Росреестра». В отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, согласно ст.24.13ФЗ от 29.07.1998 года № 135 « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проводится государственная кадастровая оценка.
Полномочия БТИ ( бюро технической инвентаризации ) по определению стоимости имущества прекращены с 01 января 2013 года и переданы ФГБУ « ФКП Росреестра» по РМ. Представленная справка № 572 ФИО1 об инвентаризационной стоимости квартиры не соответствует действующему законодательству, не может быть принята ею, поскольку БТИ с 2013 года не осуществляют кадастровую деятельность. Она вправе принять документ об инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства только в том случае, если он будет выдан филиалом ФГБУ « ФКП Росреестра» по РМ, считает, вынесенное ею постановление законное и соответствует действующему законодательству. Просит приобщить к материалам дела протокол № 1\13 от 14 марта 2013 года, протокол от 18 июля 2013 года семинарских занятий нотариусов Республики Мордовия по разъяснению изменений по оценке объектов строительства в свете Закона « О государственном кадастре недвижимости», проводимые с участием представителей ФГУП « Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ».
Представитель ФИО4 в судебном заседании подтвердила доводы ФИО3
В судебном заседании допрошена представитель ФГУП « Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по РМ ФИО7 которая пояснила суду, что во исполнении п.7 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 отдел технический инвентаризации осуществляют: техническую инвентаризацию жилищного фонда ; оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения. На сегодняшний день законодательно существуют три понятия стоимости : рыночная, кадастровая, инвентаризационная, которые используются для различных целей,. В связи с тем, что ФИО1 обратилась за выдачей справки об инвентаризационной оценке квартиры, данная справка за № 572 ей была и выдана 24 апреля 2013 года по ее просьбе. Согласно Федерального закона « О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221 –ФЗ вступившим в действие на территории Республики Мордовия с 01 августа 2012 года, к полномочиям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия отнесены полномочия по постановке на кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости. Данное учреждение уполномочено также на выдачу кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
БТИ не имеют кадастровых инженеров и не осуществляют кадастровую деятельность, полномочия по определению стоимости имущества прекращены с 01.01.2013 года данные полномочия переданы в Росреестр Республики Мордовия.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что требования ФИО1 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
Согласно п.10 ст. 262 ГПК РФ дела по заявлению о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении рассматриваются судом в порядке особого производства.
Заинтересованное лицо, считавшее неправомерными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий. Заявление подается в суд в течении десяти дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действие или об отказе в совершении нотариального действия ( ч.1, ч.2 ст.310 ГПК РФ).
Как усматривается из материалов дела нотариусом Атяшевского нотариального округа РМ ФИО3 вынесено постановление от 22 августа 2013 года, регистрационный номер № 402 ФИО1 об отказе в совершении нотариального действия в выдаче свидетельстве о праве на наследство по завещанию после смерти Д_ на квартиру находящуюся по адресу: <адрес> по инвентаризационной оценке, на основании справки № 572 ФГУП « Ростехинвентаризация»- Федеральное БТИ от 24.04.2013 года.
ФИО1 не согласившись с постановлением нотариуса в 10 дневный срок подала заявление в суд о признании незаконным постановление нотариуса об отказе в совершении нотариального действия в обязательстве выдать свидетельство о праве на наследство.
Доводы ФИО1 о неправомерности отказа нотариуса ФИО3 в совершении нотариального действия является неправильным, основанным на неправомерном толковании положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 11.02.1993 года.
В соответствии со ст. 48 Основ о нотариате, нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствует требованиям законодательства.
Согласно статьи 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается настоящими основанием и другими законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 33 « Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 15.03.2000 № 91, и обязательных для исполнения нотариусами, при выдаче свидетельства о праве на наследство нотариус совершает действия в отношении наследуемого имущества, предусмотренного пунктами 10 и 11 настоящих методических рекомендаций : а именно, нотариус обязан проверить принадлежность этого имущества наследодателю на праве собственности или ином вещном праве, а также проверить документы, предусмотренные Федеральным законом « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п.1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ« О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» свидетельство о праве на наследство является правоустанавливающим документом.
Согласно ст. 45 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрены требования к документам, предоставленным для совершения нотариальных действий. Указанная норма не допускает возможность предъявления для совершения нотариальных действий документов, справок не соответствующих требованиям законодательства.
С учетом добытых доказательств по делу суд приходит к выводу о том, что представленная справка с ФГУП « Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» Саранское отделение за № 572 ФИО1 с инвентаризационной стоимостью на квартиру 319472 руб. не соответствует действующему законодательству и правомерно отказано ей в принятии нотариусом ФИО3 исходя из следующего:
Согласно Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» С 1 января 2013 года единственным органом осуществляющим государственный кадастровый учет капитального строительства и ведение государственного кадастра недвижимости, в том числе предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, является Федеральное государственное бюджетное учреждение « Федеральная кадастровая палата Росреестра». В отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, согласно ст.24.13ФЗ от 29.07.1998 года № 135 « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проводится государственная кадастровая оценка.
Полномочия БТИ ( бюро технической инвентаризации ) по определению стоимости имущества прекращены с 01 января 2013 года и переданы ФГБУ « ФКП Росреестра» по РМ.
С 1 января 2013 года согласно ч.3 ст. 44 Закона о кадастре, кадастровые инженеры осуществляют установленном Законом о кадастре порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. При этом с 1 января 2013 года до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и технической инвентаризации, которые до 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и ( или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости. Кадастровая деятельность не включает себе определение инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства
В соответствии с частью8 статьи 47 Закона о кадастре до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные акты применяются по стольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применялось до 1 января 2013 года. Таковым являлось Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 года № 921 « О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», которое отменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 года № 546 и утратило свою силу с 09.07.2013 года.
Из вышеуказанных нормативных актов следует, что с 09 июля 2013 года Бюро технической инвентаризации не осуществляют технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства.
Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости « в редакции от 28.07.2012 года далее Закон о кадастре, был установлен переходной период применения данного Федерального Закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, государственный учет зданий.
С 01 января 2013 года нормы Закона о Кадастре применяются в отношении объектов капитального строительства, учтенных до вступления в силу Закона а кадастре или в переходной период его применения, в полном объеме ( часть2 статьи 43 Закона о Кадастре ). Поскольку Закон о кадастре ( статья 7 ) предусматривает включение в государственный кадастр недвижимости сведения только о кадастровой стоимости, для совершения нотариальных действий от органов кадастрового учета 01.01.2013 года, должны применяться сведения об этой стоимости ( за исключением случаев выдачи свидетельстве о праве на наследство начиная с 2013 года в случае смерти наследодателя до 01.01.2013 года).
Как установлено по делу спорная квартира умершей ФИО5 расположенного в <...> Октября дом 6\1 квартира 41 зарегистрирована в Саранском отделении филиала по РМ ФГУП « Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» в 2011 году, то сведения о ней как о ранее учтенном объекте недвижимости должны быть включены в государственный кадастр недвижимости. С 01 января 2013 года государственный учет объектов капитального строительства осуществляется Росреестром. То, что касается объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, производит их государственная кадастровая оценка Федеральный закон от 29.07.1998 года № 135-ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 Закона о кадастре. Как видно из наследственного дела № 130 2013 года свидетельства о смерти № от 19 февраля 2013 года наследодатель Д_ умерла 16 февраля 2013 года т.е. после 01 января 2013 года и в соответствии ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» нотариусу должна быть представлена справка ФИО1 о кадастровой или иной стоимости объекта недвижимости, выданную ФГБУ « ФКП Росреестра» Республики Мордовия, которые осуществляют кадастровую деятельность, а БТИ прекращены полномочия по определению стоимости недвижимого имущества. Данные полномочия переданы в Росреестр.
Согласно п.5 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с п.п.7-10 вышеуказанного пункта. В соответствии с п.8п.5ст.333.25 НК РФ стоимость недвижимого имущества за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическим лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями ( органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.
Суд не может согласиться с доводами ФИО1 и свидетеля ФИО7 о том, что ФГУП « Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» и по сегодняшний день полномочны выдавать справки об инвентаризационной оценке недвижимого имущества, поскольку противоречат Федеральному закону от 24.07.2007 года № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости « в редакции от 28.07.2012 года.
Суд не может взять во внимание и указание заявительницы на письмо Министерства финансов РФ от 28. 06.2013 года № 03-05-05-03/24838, поскольку Министерство финансов РФ не наделен полномочиями по разъяснению действующего законодательства и практики его применения.
Суд разрешая спор по существу, приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1 не имеется, поскольку оспариваемое постановление нотариуса ФИО3 от 22.08.2013 года, регистрационный номер № 402 выданное ФИО1 об отказе выдаче свидетельства о праве на наследство является законным и соответствует действующему законодательству. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами и сомнений в их достоверности не вызывают.
ФИО1 не представлено доказательств, отвечающих требованиям допустимости и достоверности с учетом положений ст.59, 60 ГПК РФ, свидетельствующих о нарушении прав нотариусом при вынесении постановления и иных нарушений установленного законом порядка.
Спор разрешен судом в соответствии с правилами части 3 ст.196 ГПК РФ в пределах заявленных требований.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.
Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
ФИО1 заявление оплачено государственной пошлиной в размере 200 рублей и просит взыскать судебные расходы в сумме 934.40 руб. При отказе в удовлетворении заявленных требований, судебные расходы другой стороной не возмещаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ФИО1 к нотариусу ФИО3 о признании незаконным постановление об отказе совершения нотариального действия и об обязательстве выдать свидетельство о праве на наследство и о взыскании государственной пошлины в размере 200 рублей и судебных расходов в сумме 934.40 руб. - отказать
Признать законным постановление нотариуса ФИО3 от 22 августа 2013 года регистрационный номер № 402 об отказе в совершении нотариального действия по наследственному делу № 130\2013 от 16.05.2013 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия, через Атяшевский районный суд РМ.
Председательствующий судья Т.Н.Иванушкина