Дело № 2-408/2014
Поступило 14.07.2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Обь Новосибирской области 24 июля 2014г.
Обской городской суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Деминой М.Н.,
При секретаре Кичеевой З.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Оби Новосибирской области о признании нормативного правового акта недействующим в части,
у с т а н о в и л:
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании пункт 8 постановления администрации г. Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации г. Оби Новосибирской области обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также порядка предоставления таких сведений» недействующим в части предоставления гражданам и муниципальным служащим администрации города Оби Новосибирской области права предоставлять уточненные сведения о своих расходах в общий отдел управления делами администрации города Оби Новосибирской области в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в абзаце 3 пункта 7 настоящего постановления.
В обоснование заявленного требования указал, что ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление администрации г. Оби № «Об установлении перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации города Оби Новосибирской области обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера, а также порядка предоставления таких сведений».
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное, применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления (администрацией г. Оби), содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Согласно п. 8 Постановления в случае, если гражданин или муниципальный служащий администрации города Оби Новосибирской области обнаружили, что в представленных ими сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения, либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в общий отдел управления делами администрации города Оби Новосибирской области.
Муниципальные служащие администрации города Оби Новосибирской области могут представить уточненные сведения в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в абзаце 3 п. 7 настоящего постановления.
Положение данного пункта Постановления в части возможности подачи гражданами или муниципальными служащими уточненных сведений о расходах является незаконными, поскольку противоречит требованиям Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», которым такая возможность не предусмотрена.
Указанное положение Постановления также является коррупциогенным фактором - заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона (пп. «е» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96), который подлежит исключению.
В связи с выявленными нарушениями федерального законодательства и наличии в нормативном правовом акте коррупциогенного фактора ДД.ММ.ГГГГ прокурор города Оби в пределах предоставленных ему ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий принес на него протест, который был рассмотрен администрацией г. Оби ДД.ММ.ГГГГ и безосновательно отклонен.
Действие оспариваемого нормативного правового акта создает условия для коррупционных проявлений в сфере муниципальной службы в администрации г. Оби, подрывает авторитет муниципальной службы на территории муниципального образования, а также противоречит принципу законности, провозглашенному п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В судебном заседании помощник прокурора г. Оби Новосибирской области Федосеев С.С. заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Оби Новосибирской области ФИО1 в судебном заседании заявленное требование не признал, поддержал письменные возражения на иск, из которых следует, что пункт 8 включен в Постановление администрации города Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ № на основании пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 года № 559 «О предоставлений гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», пункта 8 «Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (утв. Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559).
Пунктом 3 данного Указа рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Пункт 8 обжалуемого Постановления администрации города Оби Новосибирской области соответствует действующему федеральному законодательству.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г. Оби Новосибирской области по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Оби Новосибирской области принято постановление № «Об установлении перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации г. Оби Новосибирской области обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также порядка предоставления таких сведений».
ДД.ММ.ГГГГ прокурор города Оби НСО принес протест на п. 8 указанного постановления в части, протест прокурора оставлен без удовлетворения, что следует из письма администрации г. Оби НСО от ДД.ММ.ГГГГ
Обжалуемое Постановление, как следует из его текста, принято в соответствии со ст. 15 ФЗ от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьей 8 ФЗ от 25.12.2008г. № 237-ФЗ «О противодействии коррупции», пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
Пунктом 8 обжалуемого постановления установлено, что в случае, если гражданин или муниципальный служащий администрации города Оби Новосибирской области обнаружили, что в представленных ими сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения, либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в общий отдел управления делами администрации города Оби Новосибирской области. Муниципальные служащие администрации города Оби Новосибирской области могут представить уточненные сведения в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в абзаце 3 п. 7 настоящего постановления (то есть не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным).
Федеральным законом от 03.12.2012г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», установлено, что в целях противодействия коррупции настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее - контроль за расходами), определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы (ст. 1).
Положения данного Закона распространяются и на лиц, замещающих (занимающих) муниципальные должности на постоянной основе (ст. 2).
Законом также предусмотрено, что невыполнение лицом, замещающим (занимающим) указанные должности, обязанностей по предоставлению сведений о расходах является правонарушением, и данное лицо подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности, увольнению с государственной или муниципальной службы (ст. 16).
Кроме того, ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 04.03.2014) "О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции»
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного суда от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное, применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое в части постановление администрации г. Оби НСО является нормативным правовым актом, поскольку издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное, применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, положения пункта 8 оспариваемого Постановления в части возможности подачи гражданами или муниципальными служащими уточненных сведений о расходах является незаконными и не порождающими правовых последствий, поскольку противоречат вышеприведенным правовым актам, которыми возможность предоставления уточненных сведений о расходах не предусмотрена.
Доводы представителя администрации г. Оби НСО о том, что пункт 8 включен в Постановление администрации города Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ № на основании пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 года № 559 «О предоставлений гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», пункта 8 «Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (утв. Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559), суд признает необоснованными, поскольку указанные положения касаются доходов указанных в них лиц.
Доводы представителя администрации о том, что имеется заключение прокурора о соответствии проекта данного постановления действующему законодательству, не является основанием к отказу в удовлетворении иска, поскольку данное заключение не препятствует обращению прокурора в суд с соответствующим заявлением в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора г. Оби Новосибирской области удовлетворить.
Признать пункт 8 постановления администрации г. Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации г. Оби Новосибирской области обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также порядка предоставления таких сведений» недействующим со дня его принятия в части предоставления гражданам и муниципальным служащим администрации города Оби Новосибирской области права предоставлять уточненные сведения о своих расходах в общий отдел управления делами администрации города Оби Новосибирской области в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в абзаце 3 пункта 7 настоящего постановления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>