ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-408/2020УИД от 01.10.2020 Шалинского районного суда (Свердловская область)

Дело № 2-408/2020 УИД: 66RS0060-01-2020-000526-60

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 октября 2020 года п.г.т. Шаля Свердловской области

Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мироновой С.Н.,

при секретаре Рогожниковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонное) к Ш.А.А. о взыскании неправомерно полученных сумм компенсационной выплаты,

У С Т А Н О В И Л :

Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (далее по тексту – УПФР) обратилось в суд с иском к Ш.А.А. с требованиями о взыскании причиненного ущерба в размере 317 882, 26 руб.

В обоснование требований истец в заявлении указал, что 25.10.2013 Ш.А.А. обратилась УПФР за назначением ежемесячной выплаты в связи с уходом за ребенком-инвалидом до 18 лет И.. Ш.А.А. была предупреждена о необходимости извещать в УПФР о трудоустройстве, а также об иных обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты.

Решением УПФР от 07.11.2013 ежемесячная выплата в размере 6325 рублей назначена Ш.А.А. к пенсии И. с 24.10.2013, в соответствии с п.8 Указа Президента РФ от 26.02.2013 № 175 (в редакции Указа Президента РФ № 835 от 31.12.2014) и Постановления Правительства РФ от 02.05.2013 № 397 об утверждении Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила).

Согласно п. 3, пп. «д» п. 12 Правил, ежемесячная выплата осуществляется к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину, в период осуществления ухода за ним в порядке, предусмотренном для выплаты соответствующих пенсий. Осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

Ш.А.А. о факте трудоустройства в УПФР не сообщила. Согласно справке Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГШ.А.А. исполняет обязанности приемного родителя с 05.08.2008 по дату выдачи справки.

Согласно приказу Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району от ДД.ММ.ГГГГШ.А.А. назначена опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно по договору «О передаче ребенка на воспитание в приемную семью».

Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Поскольку Ш.А.А., являясь стороной по договору о приемной семье от 05.08.2008, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение, то её следует признать выполняющей оплачиваемую работу, поэтому она не имеет права, как работающее лицо, на получение ежемесячной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 26.02.2013 года № 175.

Ш.А.А. за период с 24.10.2013 по 31.12.2017 (50 месяцев и 8 дней х 6 325 руб.) произведена переплата в размере 317 882 рублей 26 коп.

Решением Управления ПФР от 25.01.2018 ежемесячная выплата прекращена с 01.02.2018.

В целях досудебного урегулирования спора Ш.А.А. 02.08.2018 направлено письмо с требованием возместить сумму незаконно полученной ежемесячной выплаты. Однако до настоящего времени ущерб, причиненный Пенсионному фонду РФ, ответчиком не возмещен.

Представитель истца надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.9).

Ответчик Ш.А.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Направила в адрес суда отзыв на исковое заявление, где просила применить срок исковой давности и его последствия. Пояснила, что действительно ею было подано заявление в УПФР 25.10.2013 о назначении выплаты, в связи с тем, что осуществляла уход за ребенком-инвалидом в период с 2013 года по 01.02.2019. В январе 2018 года (за год до отмены инвалидности ребенку) она явилась в УПФР в <адрес>, где ей было сообщено об отмене выплат ежемесячного пособия, в связи с тем, что им с сентября 2017 года стало известно о том, что она осуществляет оказание услуг по приемной семье. Вышеуказанное подтверждается решением о прекращении осуществления ежемесячной компенсационной выплаты от 25.01.2018. Тем самым, истцу было достоверно известно о наличии того, что она получает средства за приемную семью как минимум с сентября 2017 года. Кроме того, с вознаграждения за приемную семью у неё отчисляются страховые взносы за стаж в УПФР. Таким образом, истцу достоверно было известно о получении ею вознаграждения. С учетом изложенного считает, что истцом пропущен срок давности по взысканию причиненного ущерба. Рассчитывает пропуск срока следующим порядком: сентябрь 2020 года (время подачи заявления) - 3 года = сентябрь 2017 года. Таким образом, иск подлежит удовлетворению в части: за период с сентября 2017 года по декабрь 2017 года, в январе 2018 выплата ей была отменена (л.д.32).

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Указом Президента РФ от 26.02.2013 года № 175 (в редакции Указа Президента РФ № 835 от 31.12.2014), установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 рублей. Размер ежемесячных выплат для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях). Размер указанной выплаты в Свердловской области до 01.07.2019 составлял 6 325 рублей в месяц. Как установлено судом и следует из материалов дела, 25.10.2013 Ш.А.А. обратилась в УПФР в Шалинском районе с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с уходом за ребенком-инвалидом до 18 лет - И. (л.д.11-12).

Решением УПФР от 07.11.2013 Ш.А.А. назначены ежемесячные выплаты в связи с уходом за ребенком-инвалидом до 18 лет с 24.10.2013 на период осуществления ухода ежемесячно в размере 6 325 руб. (л.д. 13).

Во исполнение п.8 Указа Президента РФ от 26.02.2013 года № 175, Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 года №397 были утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила).

Согласно п. 3 Правил, ежемесячная выплата осуществляется к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину, в период осуществления ухода за ним в порядке, предусмотренном для выплаты соответствующих пенсий. В соответствии с пп. «д» п. 12 Правил, осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

В заявлении о назначении ежемесячной выплаты, в связи с уходом за ребенком-инвалидом до 18 лет, поданном в УПФР Ш.А.А. указано, что она не работает и не является получателем каких-либо пособий и пенсий, что подтверждается ее подписью в заявлении. Кроме того, ею дано обязательство сообщить в УПФР об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления ежемесячной выплаты (л.д.11-12).

При этом, согласно справке Управления социальной политики по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГШ.А.А. исполняет обязанности приемного родителя с 05.08.2008 по настоящее время по договору «О приемной семье» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса РФ (опека и попечительство над детьми). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п. п. 1 и 2 ст. 152 СК РФ). Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. Приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.

О наличии обстоятельств, влекущих отказ в назначении либо прекращение ежемесячной выплаты в связи с уходом за ребенком-инвалидом до 18 лет - о назначении опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно (по договору приемной семьи), то есть о своем трудоустройстве Ш.А.А. пенсионный орган не известила, в связи с чем незаконно получила ежемесячную выплату в связи с уходом за ребенком-инвалидом до 18 лет за период 24.10.2013 по 31.12.2017, тем самым причинив ущерб УПФР в размере 317 882, 26 руб. (л.д.16).

В связи с этим к указанным отношениям применяются, в том числе, и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной СК РФ.

В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовал до 01.01.2017 года). Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются государственными учреждениями, осуществляющими государственное управление средствами обязательного пенсионного страхования в России. Средства бюджета ПФР являются государственной собственностью (пункт 1 статья 16 Федерального закона № 167-ФЗ), и расходуются строго по целевому назначению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона № 167-ФЗ органы ПФР обеспечивают целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, предназначенных для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение.

Судом установлено, что Ш.А.А. в нарушение требований закона не известила орган, осуществляющий ежемесячную выплату в связи с уходом за ребенком-инвалидом до 18 лет, о наличии обстоятельств, влекущих прекращение (не назначение) выплат компенсации, доказательств обратного ответчик суду не предоставила, напротив, подтвердила факт получения ею данной выплаты.

При разрешении заявления ответчика Ш.А.А. о применения последствий пропуска истцом срока предъявления иска, суд исходит из следующего.

При оформлении заявления Ш.А.А. в адрес УПФР о назначении ей ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющим уход за ребенком –инвалидом, Ш.А.А. уже была трудоустроена - исполняла обязанности приемного родителя с 05.08.2008 по 19.03.2018 (л.д.20), компенсационная выплата по уходу И. была ей прекращена с 01.02.2018 (л.д.19). При этом пенсионное дело в отношении Ш.А.А. было проверено истцом лишь в 2017 году, до указанного времени соответствующих мер по выявлению перерасхода средств УПФР истцом не предпринималось.

Исковое заявление УПФР о возмещение ущерба с ответчика поступило в суд 03.09.2020. Совокупность указанных доказательств свидетельствует о наличии у истца достаточного времени и возможности до истечения срока подать указанный иск.

Согласно ст. 195, ч.1 ст.196, ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно ч.2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (ст. ст. 195 и 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), последствий пропуска такого срока (ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (определения от 03.10.2006 № 439-О, от 18.12.2007 № 890-О-О, от 20.11.2008 № 823-О-О, от 25.02.2010 № 266-О-О, от 25.02.2010 № 267-О-О и др.).

Разрешая заявление ответчика Ш.А.А. о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, суд пришел к выводу о том, что срок исковой давности истцом пропущен.

Исходя из этого, имеются основания для частичного удовлетворения предъявленных к Ш.А.А. исковых требований, в пределах срока исковой давности, поскольку исследованными доказательствами подтвержден факт получения ею неосновательного обогащения за счёт необоснованного получения вышеназванных компенсационных выплат за период с 01.09.2017 по 31.12.2017 в размере 25 300 рублей 00 копеек (6325руб.х4 мес.).

Кроме того, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика Ш.А.А. подлежит государственная пошлина в доход государства, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска в размере 959 рублей 00 копеек, исходя из суммы удовлетворенного иска.

Руководствуясь ст. ст. 103, 194, 197–199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонное) к Ш.А.А. о взыскании неправомерно полученных сумм компенсационной выплаты – удовлетворить частично.

Взыскать со Ш.А.А. в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонное) сумму причиненного ущерба в размере 25 300 (двадцать пять тысяч триста) рублей 00 копеек.

В остальной части иск оставить без удовлетворения.

Взыскать со Ш.А.А. судебные расходы по делу - государственную пошлину в размере 959 (девятьсот пятьдесят девять) рублей 00 копеек в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 08.10.2020

Председательствующий судья С.Н.Миронова